Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»

Вдовина Светлана Анатольевна
Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Карачельский детский сад»

Шумихинского района Курганской области

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«Формирование у детей дошкольного возраста

начальных представлений о профессиях,

о людях труда села Карачельское»

Актуальность темы эксперимента

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

В МДОУ «Карачельский детский сад» воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста строится в соответствии с программой «Радуга» Т. Н. Дороновой. В этой программе уже с младшего возраста (2-4 года) есть знакомство с профессиями через сюжетно-ролевую игру. В группе для детей оборудованы соответствующими атрибутами игры в больницу, шофера, парикмахера и т. д. Малыши учатся пользоваться игрушечными инструментами.

В среднем возрасте (4-5 лет) представления о труде взрослых расширяются, проводятся экскурсии в магазин, пожарную часть, на почту и т. д. Закладываются основы созидательного отношения к миру и готовности совершать трудовые усилия.

В старшем возрасте (5-7 лет) формируются предпосылки трудовой деятельности. Продолжается знакомство с трудом взрослых. В детях поддерживается чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами, подчеркивается его значимость для других.

Казалось бы, что все стороны данного вопроса в программе рассмотрены и ничего нового здесь нет. Но, тем не менее, мы решили обратиться к данной теме, так как на наш взгляд авторы программы не уделили должного внимания некоторым вопросам, которые, по нашему мнению, являются очень важными, актуальными.

Во-первых, в программе не ни слова о знакомстве с трудом родителей- жителей села, в котором живут дети, не запланированы встречи с людьми различных профессий.

Во-вторых, не указано на воспитание у детей гордости за труд своих родителей, знакомство с профессиональными династиями.

В-третьих, в программе нет задачи знакомства детей с тем, какими качествами характера должен обладать человек той или иной профессии (например, врач должен быть добрым, отзывчивым; пожарный – смелым, отважным и т. д.).

В-четвертых, работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы в семье дети видели со стороны взрослых не раздражительность, не отбывание повинности по отношению к труду, а радость, удовольствие, удовлетворение результатами своей профессиональной деятельности.

Таким образом, все перечисленные выше пункты доказывают актуальность и необходимость выбранной проблемы, которая, в свою очередь, перекликается с темой эксперимента в МОУ «Карачельская основная общеобразовательная школа» - «Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению на всех ступенях обучения», что обеспечивает преемственность между детским садом и школой.

Объект эксперимента:

Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское.

Предмет эксперимента:

Система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

Цель эксперимента:

Сформировать у детей дошкольного возраста начальные представления о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

Задачи эксперимента:

1. Изучить педагогическую, методическую литературу по проблеме эксперимента.

2. Пройти курсы повышения квалификации по теме эксперимента.

3. Разработать нормативно-правовую базу по данной проблеме.

4. Разработать и апробировать систему работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

5. Провести мониторинг, выявить результативность данной темы.

Гипотеза:

Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии будет эффективным,

если он будет осуществляться через:

• опору на разработанную нормативно-правовую базу и методическое обеспечение программы;

• методическую работу с педагогами и прохождение ими курсов повышения квалификации;

• разработанную и апробированную систему работы:

-занятия по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию;

-проведение экскурсий на производство и встречу с интересными людьми;

-дополнительное образование (кружковую работу) и досуговые мероприятия

-создание соответствующей развивающей образовательной среды;

-организацию сюжетно-ролевых игр;

-организацию посильного труда детей на участке и цветниках;

-знакомство с правилами выращивания овощных, цветочных растений;

-взаимодействие педагогов с родителями;

-взаимодействие с социумом;

• опору на разработанные критерии и показатели реализации программы,

отслеживание результатов реализации программы через мониторинг.

Теоретико-методологическая основа эксперимента

1. Теория личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Г. А. Берулава, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);

2. Теория развития познавательного интереса (Г. И. Щукина);

3. Теория педагогического проектирования (Н. А. Алексеев, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильин, Е. А. Крюкова, В. Е. Радионов, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков);

4. Теория инновационно-технологических компонентов профессиональной деятельности педагога: проектирование, технологичность, стандартизация, мониторинг, инструментализация (Н. Н. Манько, Р. М. Феденева, М. В. Черных)

Методы исследования

Эмпирические методы:

• Изучение литературы по теме исследования;

• Изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме;

• Педагогическое наблюдение;

• Социологические методы – опросы, беседа, интервьюирование;

• Анкетирование;

• Тестирование;

• Изучение и обобщение опыта;

Эксперимент.

Теоретические методы:

• Прогнозирование, проектирование, моделирование;

• Мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, обобщение, сравнение, систематизация);

• Анализ понятийно-терминологической системы.

Этапы подготовки и проведения эксперимента

Диагностико-прогностический этап (март- август 2010 года)

1. Постановка проблемы и обоснование ее актуальности

2. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме

3. Выявление готовности педагогов ДОУ к реализации эксперимента

Проектировочный этап (сентябрь – декабрь 2010 года)

1. Постановка цели эксперимента

2. Формирование гипотезы

3. Прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий

4. Продумывание компенсационных мероприятий

5. Подготовка программы экспериментальной работы

6. Разработка плана мероприятий по реализации эксперимента

Организационно-практический этап (январь 2011 – декабрь 2012 года)

1. Подготовка педагогического коллектива к деятельности в режиме эксперимента

2. Обеспечение условий для реализации программы эксперимента (подготовка материальной базы, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение)

3. Реализация программы эксперимента

4. Отслеживание промежуточных результатов

5. Корректировка программы экспериментальной работы

Обобщающий этап (январь – декабрь 2013 год)

1. Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствие с результатами.

2. Обобщение, оформление и описание хода и результатов эксперимента

Ожидаемые результаты

• В результате экспериментальной работы будет создана и разработана нормативно-правовая база.

• Изменены подходы педагогов к содержанию, формам, способам организации воспитательно-образовательного процесса.

• Создана система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

• Углублены знания детей о людях труда с. Карачельского, о специальностях родителей, о качествах характера, присущих людям той или иной профессии.

Формы предоставления результатов

• Пакет нормативно-правовых документов

• Выступления на семинарах, совещаниях различного уровня

• Презентация по теме эксперимента

• Отчеты по завершении каждого этапа эксперимента на заседаниях педагогических советов ДОУ

• Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на РЭС

Прогноз возможных негативных последствий

1. Неприятие вводимых новаций участниками образовательного процесса в силу отсутствия мотивации

2. Отсутствие контакта со стороны организаций, родителей

3. Низкий интерес к нововведениям со стороны педагогов

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

1. Индивидуальная работа с воспитателями, родителями, воспитанниками.

2. Налаживание контакта, работа с руководителями организаций.

3. Моральное и материальное стимулирование педагогов.

Публикации по теме:

Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011–2012 учебному году.Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011–2012 учебному году. Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011 -2012 учебному году. Мы рады принимать детишек в наш детский сад.

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»
Опубликовано: 30 октября 2012 в 21:01
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...