Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»

Вдовина Светлана Анатольевна
Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Карачельский детский сад»

Шумихинского района Курганской области

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«Формирование у детей дошкольного возраста

начальных представлений о профессиях,

о людях труда села Карачельское»

Актуальность темы эксперимента

Труд – основа нашей жизни, нашего благосостояния. У каждого человека должны быть воспитаны чувства глубокого уважения и благодарности к людям любой профессии. Знакомство с трудом взрослых необходимо начинать с дошкольного возраста. Очень важно, чтобы дети понимали: любой труд почетен и нужен людям. Самые первые представления о труде дети получают в семье и в детском саду.

В МДОУ «Карачельский детский сад» воспитание, образование и развитие детей дошкольного возраста строится в соответствии с программой «Радуга» Т. Н. Дороновой. В этой программе уже с младшего возраста (2-4 года) есть знакомство с профессиями через сюжетно-ролевую игру. В группе для детей оборудованы соответствующими атрибутами игры в больницу, шофера, парикмахера и т. д. Малыши учатся пользоваться игрушечными инструментами.

В среднем возрасте (4-5 лет) представления о труде взрослых расширяются, проводятся экскурсии в магазин, пожарную часть, на почту и т. д. Закладываются основы созидательного отношения к миру и готовности совершать трудовые усилия.

В старшем возрасте (5-7 лет) формируются предпосылки трудовой деятельности. Продолжается знакомство с трудом взрослых. В детях поддерживается чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами, подчеркивается его значимость для других.

Казалось бы, что все стороны данного вопроса в программе рассмотрены и ничего нового здесь нет. Но, тем не менее, мы решили обратиться к данной теме, так как на наш взгляд авторы программы не уделили должного внимания некоторым вопросам, которые, по нашему мнению, являются очень важными, актуальными.

Во-первых, в программе не ни слова о знакомстве с трудом родителей- жителей села, в котором живут дети, не запланированы встречи с людьми различных профессий.

Во-вторых, не указано на воспитание у детей гордости за труд своих родителей, знакомство с профессиональными династиями.

В-третьих, в программе нет задачи знакомства детей с тем, какими качествами характера должен обладать человек той или иной профессии (например, врач должен быть добрым, отзывчивым; пожарный – смелым, отважным и т. д.).

В-четвертых, работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы в семье дети видели со стороны взрослых не раздражительность, не отбывание повинности по отношению к труду, а радость, удовольствие, удовлетворение результатами своей профессиональной деятельности.

Таким образом, все перечисленные выше пункты доказывают актуальность и необходимость выбранной проблемы, которая, в свою очередь, перекликается с темой эксперимента в МОУ «Карачельская основная общеобразовательная школа» - «Формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению на всех ступенях обучения», что обеспечивает преемственность между детским садом и школой.

Объект эксперимента:

Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское.

Предмет эксперимента:

Система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

Цель эксперимента:

Сформировать у детей дошкольного возраста начальные представления о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

Задачи эксперимента:

1. Изучить педагогическую, методическую литературу по проблеме эксперимента.

2. Пройти курсы повышения квалификации по теме эксперимента.

3. Разработать нормативно-правовую базу по данной проблеме.

4. Разработать и апробировать систему работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

5. Провести мониторинг, выявить результативность данной темы.

Гипотеза:

Процесс формирования у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии будет эффективным,

если он будет осуществляться через:

• опору на разработанную нормативно-правовую базу и методическое обеспечение программы;

• методическую работу с педагогами и прохождение ими курсов повышения квалификации;

• разработанную и апробированную систему работы:

-занятия по физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию;

-проведение экскурсий на производство и встречу с интересными людьми;

-дополнительное образование (кружковую работу) и досуговые мероприятия

-создание соответствующей развивающей образовательной среды;

-организацию сюжетно-ролевых игр;

-организацию посильного труда детей на участке и цветниках;

-знакомство с правилами выращивания овощных, цветочных растений;

-взаимодействие педагогов с родителями;

-взаимодействие с социумом;

• опору на разработанные критерии и показатели реализации программы,

отслеживание результатов реализации программы через мониторинг.

Теоретико-методологическая основа эксперимента

1. Теория личностно-ориентированного обучения (Н. А. Алексеев, Г. А. Берулава, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская);

2. Теория развития познавательного интереса (Г. И. Щукина);

3. Теория педагогического проектирования (Н. А. Алексеев, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильин, Е. А. Крюкова, В. Е. Радионов, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков);

4. Теория инновационно-технологических компонентов профессиональной деятельности педагога: проектирование, технологичность, стандартизация, мониторинг, инструментализация (Н. Н. Манько, Р. М. Феденева, М. В. Черных)

Методы исследования

Эмпирические методы:

• Изучение литературы по теме исследования;

• Изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме;

• Педагогическое наблюдение;

• Социологические методы – опросы, беседа, интервьюирование;

• Анкетирование;

• Тестирование;

• Изучение и обобщение опыта;

Эксперимент.

Теоретические методы:

• Прогнозирование, проектирование, моделирование;

• Мыслительные процедуры (анализ, синтез, классификация, типологизация, обобщение, сравнение, систематизация);

• Анализ понятийно-терминологической системы.

Этапы подготовки и проведения эксперимента

Диагностико-прогностический этап (март- август 2010 года)

1. Постановка проблемы и обоснование ее актуальности

2. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме

3. Выявление готовности педагогов ДОУ к реализации эксперимента

Проектировочный этап (сентябрь – декабрь 2010 года)

1. Постановка цели эксперимента

2. Формирование гипотезы

3. Прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий

4. Продумывание компенсационных мероприятий

5. Подготовка программы экспериментальной работы

6. Разработка плана мероприятий по реализации эксперимента

Организационно-практический этап (январь 2011 – декабрь 2012 года)

1. Подготовка педагогического коллектива к деятельности в режиме эксперимента

2. Обеспечение условий для реализации программы эксперимента (подготовка материальной базы, научно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение)

3. Реализация программы эксперимента

4. Отслеживание промежуточных результатов

5. Корректировка программы экспериментальной работы

Обобщающий этап (январь – декабрь 2013 год)

1. Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствие с результатами.

2. Обобщение, оформление и описание хода и результатов эксперимента

Ожидаемые результаты

• В результате экспериментальной работы будет создана и разработана нормативно-правовая база.

• Изменены подходы педагогов к содержанию, формам, способам организации воспитательно-образовательного процесса.

• Создана система работы по формированию у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях, о людях труда села Карачельское с опорой на семейные традиции, профессиональные династии.

• Углублены знания детей о людях труда с. Карачельского, о специальностях родителей, о качествах характера, присущих людям той или иной профессии.

Формы предоставления результатов

• Пакет нормативно-правовых документов

• Выступления на семинарах, совещаниях различного уровня

• Презентация по теме эксперимента

• Отчеты по завершении каждого этапа эксперимента на заседаниях педагогических советов ДОУ

• Отчеты о промежуточных результатах эксперимента на РЭС

Прогноз возможных негативных последствий

1. Неприятие вводимых новаций участниками образовательного процесса в силу отсутствия мотивации

2. Отсутствие контакта со стороны организаций, родителей

3. Низкий интерес к нововведениям со стороны педагогов

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

1. Индивидуальная работа с воспитателями, родителями, воспитанниками.

2. Налаживание контакта, работа с руководителями организаций.

3. Моральное и материальное стимулирование педагогов.

Публикации по теме:

Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011–2012 учебному году.Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011–2012 учебному году. Наш детский сад занял 2 место в районе по подготовке к новому 2011 -2012 учебному году. Мы рады принимать детишек в наш детский сад.

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Зима
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Экспериментальная площадка по теме «Формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений о профессиях…»
Опубликовано: 30 октября 2012 в 21:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...