Папки-передвижки

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)

Светлана Юнусова
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)

В настоящее время основные принципы образования согласно Федеральному Государственному Стандарту, строятся на субъект – субъектных отношениях между ребенком и взрослым. Ребенок активен в выборе содержания своего образования и является полноценным участником образовательных отношений. Сегодня ребенок – это творческая личность с активной жизненной позицией, со своим отношением к тому или иному вопросу, с собственным мнением, которое взрослые должны принимать и учитывать.

И только при таком подходе, мы сможем получить творческого деятеля, увлеченного, интересующегося, наблюдательного, с жаждой познания окружающего мира.

Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Очень важно, чтобы ребенок в процессе получения знаний, умений и навыков активно в этом участвовал, выдвигал свои предположения, искал пути решения проблемной ситуации, сам делал выводы. Обучение должно быть проблемным. Знания не даются готовыми, ребенок их получает сам в процессе поиска и именно такие знания являются более прочными.

Что слышу – забываю,

Что вижу – я помню,

Что делаю – я понимаю.

Конфуций

В настоящее время одним из главных направлений развития ребенка является интеллектуальное развитие личности, его познавательной активности. Одним из эффективных способов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников считаю экспериментально – исследовательскую деятельность.

Ребенок является по своей природе исследователем, он любознателен, жаждет новых открытий. И эта особенность присуща ребенку с раннего возраста (ребенок бросает игрушку на пол и смотрит, что произойдет, ребенок рвет бумагу, ребенок наблюдает за рыбками в аквариуме и т. д.). Наша задача не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ей развиваться, а с ней и формировать познавательные интересы ребенка.

Технология

Моя работа по организации экспериментально – исследовательской деятельности осуществляется на протяжении 4 лет.

Так как, интерес к экспериментированию у детей возникает с раннего возраста, небольшие эксперименты мы с детьми начали проводить уже, начиная со второй младшей группы. Они были часто спонтанными в свободной деятельности детей. Когда, например, ребенку, играющему в песочнице, предлагалось сравнить песок мокрый и сухой, и ребенок делал выводы, что для того, чтобы слепить «пирожки», нужно намочить песок.

В средней группе происходит обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных материалов, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.

В связи с этим группе была организована кружковая работа. Программа кружка «Юные исследователи» рассчитана на 3 года (со средней до подготовительной группы). Занятия проводятся в «Лаборатории», где имеются необходимые образцы материалов для исследования, приборы и инструменты. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю по подгруппам 7-10 человек и направлены на познание живых и неживых объектов окружающего мира. Одним из требований к содержанию исследовательских занятий является ориентация их на интересы и потребности детей, связь с предыдущим опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемы, активной деятельности детей по решению проблемы. Для мотивации и поддержания интереса детей используется игрушка Лунтик. Дети рассказывают ему, почему исчезают лужи после дождя, учат выращивать цветы и т. д.

У детей старшего дошкольного возраста еще более углубляются представления детей об окружающем мире, у детей уже накоплен опыт. Эксперименты еще более усложняются по содержанию и методике проведения. В этом возрасте инициатива принадлежит детям. Дети сами могут спрогнозировать результат, обладают умением сами фиксировать результат своего исследования.

В организованной в группе «Лаборатории», дети в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы: рассмотреть, понаблюдать, потрогать, сравнить. Уголок пополняется материалами в зависимости от возраста детей.

Эксперименты, которые мы проводим с детьми могут быть краткосрочными и долгосрочными наблюдениями.

Бывает так, что проблемная задача возникает спонтанно, например, во время прогулки. У ребенка возникает вопрос, например, почему трава растет не везде. Воспитатель предлагает исследование: берет лопатку и пытается вскопать землю на разных участках, дает попробовать ребенку ощутить разницу. Из чего делается вывод, что там, где земля рыхлая, травка хорошо растет, а там, где человеку не под силу поднять, травке тем более не пробиться, поэтому ее там и нет.

Исследовательская деятельность не ограничивается работой только кружка, она входит во все образовательные области (когда ребенок сам путем смешения цветов получает нужный цвет, когда ребенок пытается аргументировано доказать, что сейчас весна, а не другое время года и т. д.).

Кроме того, я в работу часто включаю проектную деятельность, благодаря которой есть возможность активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Ребенок вместе с родителями находит пути решения проблемы и решает ее (например, дети вместе с родителями ищут в разных источниках информацию и проводят исследования и эксперименты дома по вопросам : почему в холодильнике холодно? почему звезды не падают? почему радуга цветная)

На проекты мы часто выходим спонтанно, исходя из интересов детей. Когда ребенок задает вопрос, педагог предлагает провести исследование дома вместе с родителями и результаты представить всем детям группы в виде описания словесного, рисунка, схемы и т. д.

Часто по окончании проектов проводятся совместно с родителями праздники, развлечения (например, «День Нептуна»).

Кроме того, чтобы повысить компетенцию родителей, мною систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению «Лаборатории», пополнению материалами ( вместе собираем разные коллекции: семян, растений.)

Взаимодействие с родителями увеличило интерес детей к исследовательской деятельности.

Заключение.

Апробированная система по развитию экспериментально - исследовательской деятельности доказывает свою эффективность. Экспериментальная работа стимулирует детей к исследованию природы, к получению новых знаний. В результате организации экспериментально – исследовательской деятельности, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется живой интерес к поиску новых знаний. У детей расширяется кругозор, обогащаются знания о живой и неживой природе, о природе многих вещей окружающего нас мира, о взаимосвязях. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы. Развиваются личностные качества такие, как инициативность, целеустремленность, креативность. Кроме того эта система полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым ФГОС.

Публикации по теме:

«Коллекционирование, как одна из форм познавательного развития ребенка» из опыта работы.«Коллекционирование, как одна из форм познавательного развития ребенка» из опыта работы. Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по развитию коллекционирования в детском саду. Хочу сказать, что это.

Из опыта работы «Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний» Метод проектов в формировании у дошкольников системы валеологических знаний. Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В.

Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы)Проектная деятельность как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников (из опыта работы) «Проектная деятельность, как средство развития познавательной и творческой активности дошкольников» Содержание индивидуального профессионального.

Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем»Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшей группы «Всё обо всем» Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы)Опытно-исследовательская деятельность «Чудо-песочек». Формирование представлений детей о свойствах песка (из опыта работы) Знакомство детей с песком начинается с младшего дошкольного возраста. Он является одним из первых природных материалов, с которыми знакомят.

Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка»Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка» Цель: помочь родителям понять значение, значимость и пользу проектно - исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте. Задачи:.

Экспериментально-исследовательская деятельность ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА,.

Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Я воспитатель старшей группы детского сада №50. Хочу поделится с вами опытом по экспериментальной деятельности в ДОУ. Работая в дошкольном.

Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе (из опыта работы)Экспериментально-исследовательская деятельность в первой младшей группе (из опыта работы) Работа с детьми младшей группы доставляет мне огромное удовольствие. Они очень восприимчивы ко всему новому, необычному, проявляют живой.

Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 29 августа 2016 в 19:37
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД