Получи документы

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста (9 фото)

Соня
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста.

Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции.

Публикация «Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предмет исследования: негативные эмоциональные состояния (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность) в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Составить и апробировать программу коррекции и развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность применения составленной программы коррекции и развития направленной на формирование и развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью повторной диагностики.

5. Сформировать рекомендации для педагогов и родителей.

Гипотеза: мы предполагаем, что наиболее характерными эмоциональными нарушениями в старшем дошкольном возрасте являются негативные эмоциональные состояния, которые выражаются в поведении ребенка (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, застенчивость, гиперактивность).

В обследование принимали участие воспитанники старшей группы «Смешараки» МБДОУ «Зеленогорский детский сад», в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет, из них 4 мальчика и 6 девочек.

Для проведения исследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик, которые раскрывают эмоциональные особенности детей старшего дошкольного возраста. Психодиагностический инструментарий включал в себя следующие методики:

- графическую методику «Кактус» М. А. Панфиловой;

- проективная методика «Дом – Дерево – Человек»;

- авторский тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер;

Рассмотрим эти методики более подробно.

1. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой. Методика предназначена для работы с детьми, начиная с дошкольного возраста. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие тревожности, агрессивности, а так же определить ее направления и сферы.

2. Рисуночный тест «Дом – Дерево - Человек». Данную проективную методику исследования эмоционального состояния дошкольников предложил американский психолог Дж. Буком в 1948 г., он разработал систему интерпретации теста «Дом – Дерево - Человек». Эта методика позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

3. Тест «Распознавание эмоций» Г. Л. Бардиер (авторский тест).

Цель этого теста: проверка способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций.

Ребенку предлагается рассмотреть 8 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом отдельном случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, которые отражены в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных ситуаций сопровождаются специальными вопросами, которые подсказывают ребенку поиск нужного изображения.

Инструкция:

Ряд 1. «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»

Ряд 2. «Кто из гномиков потерял свой портрет?»

Ряд 3. «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»

Ряд 4. «Почему изменилось выражение лица у Чебурашки?»; «Что он чувствует на первой картинке? на средней картинке? в конце?»

Ряд 5. «Кто из друзей передразнивает Бабу-ягу?»

Ряд 6. Ребенка спрашивают: «Кого из них передразнивает (копирует) Баба-Яга?»

Ряд 7. «Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что-то интересно, что-то ее занимает, удивляет, привлекает)».

Ряд 8. «Как ты думаешь, удалось вороне достать червячка из трубки или нет и почему?»; «Посмотри внимательно на ворону, которая улетает, что она чувствует? Как ты думаешь, почему?»

Интерпретация. Каждый правильный ответ на первый вопрос к картинкам – ситуациям оценивается в один балл. Если ребенок дает полный ответ на второй вопрос к четвертой картинке – ситуации, он получает 2 балла.

Если на первый вопрос к 8-й картинки - ситуации ребенок дает правильный отрицательный ответ (нет) обосновывая свой ответ удачными действиями червяка или какими-либо другими объективными причинами, но не как эмоциями огорчения и досады у вороны, то ответ не засчитывается и ставится 0 баллов. Если после второго вопроса ребенок правильно понимает связь между любой отрицательной эмоцией вороны (расстроилась, загрустила, обиделась, рассердилась, и т. д.) и ее неудачной попыткой съесть червяка начисляется 0,5 балла. Ребенку также начисляются 0,5 балла, если он на первый вопрос к любой картинки - ситуации дает неправильный отрицательный ответ, но затем исправляет его на правильный, не получив одобрения взрослого по поводу первого ответа. Если на первый вопрос к 3-й ситуации ребенок останавливает свой выбор на последнем гномике, то ребенку дается 0,5 балла («Так как, гномик рассердился, что девочку обидели»). Максимальная оценка за тест - 10 баллов.

Средние показатели успешности:

Для детей 5,5 лет - 6,5 балла;

Для детей 6 лет - 7 баллов.

Далее проводится качественный анализ результатов.

Анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В данном разделе работы мы приведем анализ особенностей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

В самом начале нашего исследования, для подробной диагностики состояния эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, нами была применена графическая проективная методика «Кактус».

При обработке данных уровни выраженности эмоциональных особенностей каждого отдельно взятого ребенка заносились в сводную таблицу 1, отсутствие показателя отмечалось цифрой «0», некоторая выраженность показателя – цифрой «1», явная выраженность показателя - цифрой «2» (Приложение 4).

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста отражены в таблице 1.

Фото №1 Экспериментальное

Наиболее наглядно результаты диагностики распределения по уровням особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста представлены на рис. 1.

Фото №2 Исследовательская деятельность исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно интерпретировать следующие показатели процентного отношения особенностей эмоциональной сферы у респондентов.

«Устойчивая характеристика личности, которая отражает ее предрасположенность к поведению, целью которой является причинение вреда окружающим, называется агрессивностью. В наше время проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. К агрессивности относят следующие признаки жесткость, драчливость, избыточную активность, непослушание, вспышки раздражительности. У большого количества детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз, а также отмечаются случаи смешанной физической агрессии».

«Основными причинами проявлений детской агрессивности считаются: стремление привлечь к себе внимание сверстников, получить желанный результат, быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого человека, с целью подчеркнуть свое превосходство».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности агрессивности, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности агрессивности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков агрессивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию агрессивности (см. рис. №1).

«Черта характера, которая выражается в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний называется импульсивностью. Как возрастная особенность импульсивность преимущественно проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за своим поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности поддается коррекции».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности импульсивности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности импульсивности, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков импульсивности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию импульсивности (см. рис. №1).

Стремление ребенка быть в центре всех происходящих с ним событий называется эгоцентризмом.

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию эгоцентризма (см. рис. №1).

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень выраженности эгоцентризма, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности эгоцентризма, у 1 респондентов - 10% не было выявлено признаков эгоцентризма. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как неуверенность в себе (см. рис. №1).

Особенность личности, которая связанна с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих называется демонстративнностью, открытостью. Дети, которым присуще это свойство, ведут себя манерно. Их утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для детей с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративных детей - нехватка похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины, но и на учебные требования воспитателя. Дети не могут овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно заниматься из-за не принятия учебных задач, периодически «выпадая» из процесса обучения.

По свойству демонстративность - открытость, нами также был проведен анализ процентного отношения уровня выраженности у детей старшего дошкольного возраста, так: у 6 человек - 60% респондентов выявлен высокий уровень выраженности демонстративности -т открытости, у 2 респондентов - 20% выявлен средний уровень выраженности демонстративности - открытости, у 2 респондентов - 20% не было выявлено признаков демонстративности - открытости. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 8 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как демонстративность, открытость (см. рис. №1).

Такое свойство эмоциональной сферы как скрытность, осторожность характеризуется противоположным демонстративности признаком.

У 3 человек - 30% респондентов выявлен высокий уровень выраженности скрытности, осторожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности, скрытности, осторожности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков скрытности, осторожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как скрытность, осторожность (см. рис. №1).

«Тревожность является характеристикой эмоционального состояния ребенка, связанной с различными формами его включения в жизнь школы. В результатах по этой шкале отражается общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы. Данная характеристика является очень значимой, так как влияет на весь процесс адаптации первоклассника».

У 5 человек - 50% респондентов выявлен высокий уровень тревожности, у 4 респондентов - 40% выявлен средний уровень выраженности тревожности, у 1 респондента - 10% не было выявлено признаков тревожности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 9 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как тревожность (см. рис. №1).

Ориентация детей на внешние обстоятельства, на окружающие их объекты называется экстравертированностью. Объективный мир вещей и явлений даёт экстравертам силы быть деятельными и общительными людьми. Дети - экстраверты очень хорошо и быстро адаптируются в обществе, легко идут на межличностные контакты. Обычно это достаточно шумные дети, приносящие взрослым немало беспокойства. Из-за несколько излишней вовлеченности в жизнь общества таким детям сложнее сосредоточиться, поэтому в учёбе им стоит проявлять чуть больше упорства».

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень экстравертированности, у 1 респондентов - 10% выявлен средний уровень выраженности экстравертированности, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как экстравертированности (см. рис. №1).

Ориентация на собственные переживания, свой внутренний мир называется интровертированностью. Интересы такого ребенка обращены вовнутрь себя - к собственным идеям и мыслям, к своим собственным фантазиям и духовному миру. Дети - интроверты внешне чувствительны, застенчивы, обычно весьма скрытны и необщительны. За внешней сдержанностью интровертов порою скрывается неуверенность в себе.

У 1 человека - 10% респондентов выявлен высокий уровень интровертированности, у 5 респондентов - 50% выявлен средний уровень выраженности интровертированности, у 4 респондентов - 40% не было выявлено признаков интровертированности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 6 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы интровертированность (см. рис. №1).

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень стремления к домашней защите, чувство семейной общности, у 3 респондентов - 30% выявлен средний уровень выраженности стремления к домашней защите, чувства семейной общности, у 3 респондентов - 30% не было выявлено признаков стремления к домашней защите, чувства семейной общности. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 7 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

У 4 человек - 40% респондентов выявлен высокий уровень выраженности отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 1 респондента - 10% выявлен средний уровень выраженности отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества, у 5 респондентов - 50% не было выявлено признаков отсутствия стремления к домашней защите, чувство одиночества. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что 5 воспитанников старшей группы нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на коррекцию такого показателя эмоциональной сферы как стремления к домашней защите, чувство семейной общности (см. рис. №1).

Далее для выявления у детей старшего дошкольного возраста таких эмоциональных показателей как незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство полноценности, враждебность, конфликтность - фрустация, трудности общения, депрессивность нами был применен проективный рисуночный тест «Дом – Дерево – Человек».

По данной методике нами были получены результаты, которые отражены в сводной таблице 2 (Приложение 5).

Фото №3 Старшая группа старшего дошкольного возраста

Результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом отражены в таблице 2.

Фото №4 Процедура и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Наиболее наглядно результаты диагностики негативных проявлений у детей старшего дошкольного возраста по группе в целом представлены на рис. 2.

Фото №5 Объект исследования Особенности проявления нарушений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте и методы их коррекции

Из таблицы и диаграммы видно, что по результатам обработанных данных можно выделить следующие особенности эмоциональной сферы у респондентов.

Такие негативные показатели эмоциональной сферы как незащищенность были выявлены у 3 респондентов - 30%; тревожность у 5 респондентов - 50%; враждебность у 2 респондентов - 20%; конфликтность - фрустация у 3 респондентов - 30%; трудности в общении у 3 респондентов - 30%; депрессивность у 2 респондентов - 20%. Негативные показатели недоверие к себе, чувство неполноценности у респондентов выявлены не были.

В качестве заключительной диагностики для способностей ребенка распознавать различные виды простых и сложных эмоций нами был применен авторский тест Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций».

Нами были получены следующие результаты, которые представлены в сводной таблице 3 (Приложение 6).

Фото №6 Цель исследования провести экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекцию у детей старшего дошкольного возраста

Среди респондентов слабо различающих эмоции других людей и набравших 4-5 балов, было выявлено – 6 человек - 60%, что соответствует низкому уровню, среди респондентов частично различающих эмоции других людей и набравших 6-7 баллов, было выявлено 2 респондента - 20%, что соответствует среднему уровню, высоким уровнем обладают 2 респондентов - 20%, они набрали - 8-10 баллов.

Результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» отражены в таблице 3.

Фото №7 Задачи исследования

Наиболее наглядно результаты диагностики у детей старшего дошкольного возраста распознавать различные виды простых и сложных эмоций по тесту Г. Л. Бардиер «Распознавание эмоций» представлены на рис. 3.

Фото №8 Определить процедуру и методики исследования эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Из таблицы и диаграммы видно, что у большинства респондентов наблюдается низкий уровень распознавания эмоций. Однако среди респондентов были выявлены дети, у которых уровень распознавания эмоций высокий и низкий.

По результатам первичного обследования по всем трем методикам нами было принято решение проводить программу коррекции и развития со всеми испытуемыми детьми.

Публикации по теме:

«Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей» «Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей»Воспитатель: Вяткина Н. В. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным.

Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возрастаКорригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки. По данным Научно - Исследовательского.

Конспект занятия по развитию эмоций и предупреждению эмоциональных отклонений для детей среднего дошкольного возраста Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются.

Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Очень часто у детей наряду с нарушением звукопроизношения, проблема.

Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.

Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время.

Экспериментальное исследование особенностей связанной речи у старшего дошкольного возраста с ОНР Цели, задачи и организация исследования Опытно – экспериментальная работа проводилась в Приокском районе, города Н. Новгорода на базе Муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июня 2017 в 10:13
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД