МААМ-картинки

Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста

Елена Давыдова
Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста

В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии. В последние годы среди воспитанников общеобразовательных дошкольных учреждений значительно увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Это обусловлено перинатальным поражением центральной нервной системы, которое наблюдается у 83,3% детей. Раннее выявление проблем в развитии детей и проведение коррекционной работы в первые годы жизни ребенка, когда мозг формируется наиболее интенсивно, приносит наибольшую эффективность. Кроме того, именно на ранних этапах развития дети усваивают двигательные и поведенческие стереотипы. И если у ребенка они сформированы и закреплены изначально неправильно, то скорригировать их в старшем возрасте будет крайне сложно. В связи со сказанным, ранняя профилактика, диагностика и коррекция отклонений речевого развития детей с различными проблемами в состоянии здоровья, представляют актуальную проблему в логопедии.

Публикация «Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста» размещена в разделах

Цель исследования – посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастики, дети самостоятельно научатся произносить звуки и слова, без привлечения к этому специалиста.

Объект исследования – особенности развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста.

Предмет исследования – содержание логопедической работы по формированию речи у детей с помощью артикуляционных упражнений

Гипотеза исследования – если проводить ежедневные занятия с использованием артикуляционных упражнений, то речь ребенка к 4-5 годам может достигнуть нормы.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей и охарактеризовать основные речевые дефекты детей дошкольного возраста.

2. Дать характеристику анатомо-физиологических механизмов речи.

3. Изучить особенности артикуляционной моторики и восприятия речи у детей раннего возраста - участников эксперимента.

4. Разработать и апробировать систему работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.

5. Проанализировать динамику эффективности системы работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. При дислалии нарушения только в периферическом отделе и только в артикуляционном аппарате.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии присутствуют нарушения и в центральном и в периферическом отделах, артикуляционном аппарате.

Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. При ринолалии нарушений в центральном отделе нет. Нарушения присутствуют только в периферическом отделе и только органического характера (твердого неба, мягкого неба и верхней губы).

При всех этих нарушениях (дислалия, дизартирия, ринолалия) нарушения присутствуют в артикуляционном аппарате, поэтому нужно выполнять артикуляционные упражнения, чтобы привести речь ребенка в норму.

Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста проводилось в январе 2016 г. в МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке» Чебоксарского района. В нём приняло участие 6 детей раннего возраста (3 мальчика и 3 девочки) в возрасте двух - трех лет. С тремя мальчиками ежедневно проводились занятия с использованием артикуляционных упражнений. С тремя не проводилось с целью сравнения двух групп.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

При проведении констатирующего эксперимента с детьми раннего возраста, имеющих речевую патологию были выявлены серьезные двигательные отклонения от нормы в развитии моторных артикуляционной моторики. Дети долго не могли сосредоточиться на задании, часто переключали свое внимание с одного объекта на другой. На них действовали даже самые незначительные отвлекающие факторы, хотя пробы проводились в игровой обстановке, с использованием сюрпризных моментов. Невнимание проявлялось в блуждающем взгляде на окружающие игрушки. Дети спонтанно начинали играть со случайно попавшимися в поле зрение предметами, они концентрировали свой взгляд на взрослом при объяснении заданий лишь на непродолжительное время. Добиться от большинства детей выполнения движений можно было лишь после многократного объяснения задания и оказания им непосредственной помощи.

Через 4 месяца был проведен контрольный эксперимент. Из чего были сделаны выводы о том, что ежедневное использование артикуляционных упражнений приводит звукопроизношение детей в норму.

Эффективность коррекционных мероприятий по развитию артикуляционного аппарата в экспериментальной группе возросла на 30 %, а в контрольной – на 15 %. У детей экспериментальной группы можно наблюдать значительные улучшения в выполнении артикуляционных движений. Движения стали выполняться более точно, в полном объеме, без помощи взрослого. Дети не испытывали общего мышечного напряжения, улучшилась статическая и динамическая координация, одновременность движений. Стали более уверенными, активными и совершенными. Мимические движения более адекватными, выразительными, живыми. Артикуляционная моторика более точной, плавной, соразмерной. Почти всем детям удавалось удерживать заданную позу при выполнении артикуляционных упражнений, переключатся с одного движения на другое.

Результаты итогового обследования детей контрольной группы также показали улучшение уровня успешности по всем обследованным параметрам, хотя и не столь значительное, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента было получено подтверждение выдвинутой в данной работе гипотезы что, специально отобранные артикуляционные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, т. е. ежедневное использование артикуляционных упражнений повышают эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционной моторики у детей раннего возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы) Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду «Золушка» в младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется.

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Задачи: Создать.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Консультация для родителей. Влияние неправильной речи окружающих на звукопроизношение ребёнка Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное.

Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» Мини-исследование «Изучение уровня экологического развития детей» проводилось на основе изученного материала диагностики О. А. Соломениковой.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский.

Семинар-практикум с родителями детей раннего возраста «Развитие мелкой моторики-залог развития речи и мышления малышей» Цель: формирование знаний у родителей о значении развития у детей мелкой моторики рук; обучение родителей методике самостоятельной работе.

Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР Этапы и организация исследования уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. учитель.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возрастаЗначение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 17:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД