МААМ-картинки

Экспериментальный проект: «Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Ирина Костусенко
Экспериментальный проект: «Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Тема экспериментального проекта:

"Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада"

на 2010 - 2013 годы

Автор инициативы:

Ирина Борисовна Костусенко

Заместитель заведующей

МБДОУ д/с № 21 «Белоснежка»

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.1. Полное наименование ДОУ в соответствии с уставом и свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц

Публикация «Экспериментальный проект: „Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада“» размещена в разделах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Белоснежка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

физическому направлению развития воспитанников

1.2. Юридический адрес РФ, Кемеровская область, 652420, город Берёзовский, Молодёжный бульвар 9 «А»

1.3. Телефоны 3-13-56

e-mail: belosnezka21@bk.ru

1.4. Год основания 1991 г.

1.5. Учредители Управление образования города Берёзовский

1.6. Регистрация устава в ИФНС России № 12 по Кемеровской области

от 29.10.2012 (ОГРН 1024200646458)

1.7. Действующая лицензия от 19.11.2012 серия А № 0003029

Государственная лицензионно-аттестационная служба

Кемеровской области Бессрочно

1.8. Свидетельство о государственной аккредитации

от 04.07. 2008 серия АА № 178301

Регистрационный номер 0326

Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования

Кемеровской области до 04 .07.2013

1.9. Государственный статус (тип, вид, категория) дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида

Сжатое изложение сути инициативы с обоснованием её значимости для развития дошкольного образования г. Берёзовского

Инициатива предполагает выявление и экспериментальную проверку организационно-педагогических условий использования новых технологий гендерного развития детей дошкольного возраста.

В ходе эксперимента планируется разработать и внедрить педагогическую модель реализации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Это позволит сформировать воспитательно-образовательную среду, способствующую совершенствованию гендерного воспитания детей, дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей в обществе.

Главным результатом нашего эксперимента станет сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства педагогов и как следствие – повышение качества содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Предполагаемые результаты по окончании педагогического эксперимента могут быть использованы дошкольными образовательными учреждениями города Берёзовский.

Краткая характеристика образовательного учреждения

Детский сад «Белоснежка» функционирует с 1991 года.

За годы работы в нем созданы все условия для полноценного развития детей. Педагогический процесс охватывает все направления развития ребёнка: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-нравственное. Приоритетным направлением работы ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Педагогами разработана программа «Здоровячок», которая успешно реализуется. Функционируют плавательный бассейн, фитобар, логопункт, изостудия, «Зимний сад», работают кружки и спортивные секции.

В детском саду создан стабильный педагогический коллектив, который отличает сплоченность, высокий творческий потенциал и уровень профессиональной компетентности. Благодаря слаженной работе педагогов в дошкольном учреждении создан благоприятный психологический микроклимат, что способствует эмоциональному благополучию как детей, так и взрослых. Богатая развивающая среда, эстетическое оформление помещений детского сада создают атмосферу уюта и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. Крепкая материальная база делает наш детский сад одним из востребованных в городе, его посещают 183 ребёнка.

Коллектив ДОУ регулярно проводит открытые мероприятия для дошкольных работников города: мастер – классы, семинары-практикумы, методические объединения; участвует в городских конкурсах.

Дошкольное учреждение тесно сотрудничает со школой № 8. Педагоги школы положительно отзываются о подготовке детей к школе.

Большая работа ведется с родителями, они являются нашими помощниками и единомышленниками, поддерживают все наши нововведения.

Педагогический коллектив обладает большой работоспособностью, изучает новинки педагогической науки, апробирует интересные находки и внедряет их в практику работы.

Характеристика имеющегося задела по теме эксперимента

Детский сад № 21 «Белоснежка» работал над проектом «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» с 2005 по 2010 год. В результате внедрения данного проекта, воспитательно-образовательный процесс в детском саду построен на основе создания благоприятных условий для обеспечения физического, психического и социального развития детей, эмоционального благополучия каждого ребёнка, повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей. Осуществляя комплексный подход к оздоровлению детей, мы добились положительных результатов: снизилась заболеваемость, у детей сформировалось правильное отношение к своему здоровью.

Анализируя статистические данные заболеваемости дошкольников за 3 года, мы выявили, что в нашем детском саду мальчики болеют простудными заболеваниями чаще, чем девочки. На 15.01.2010 г. в детском саду 6 мальчиков имеют избыточный вес, девочек с избыточным весом у нас нет. Дефицит массы тела имеют 1 мальчик и 3 девочки. Сравнительные данные говорят о том, что по своей натуре мальчики слабее девочек, и это зависит от физиологических особенностей мужского организма. Для девочек 5-6 лет характерен более высокий, чем у мальчиков, уровень умственной способности. Вместе с тем девочки проявляют меньшую, чем мальчики, устойчивость к учебному утомлению, и к концу дня число случаев выраженного утомления у девочек в 2 раза выше, чем у мальчиков.

Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Содержание игр детей тоже вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют распределять роли. В трудовой деятельности дети не могут самостоятельно распределить обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желание прийти на помощь девочкам тогда, когда им нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужны тщательность и аккуратность.

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ гендерное воспитание дошкольников.

Обоснование актуальности темы

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода и воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста, ребёнок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, то есть осознание того, что принадлежность к полу сохраняется, независимо от ситуации и желаний ребёнка.

Актуальность этой проблемы определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психологическую нагрузку. В связи с ранней социализацией на него возлагают массу надежд, так как во всех образовательных учреждениях каждый ребёнок проходит стандартное тестирование без учета его психофизиологии. Поэтому необходимо учитывать индивидуальные различия мальчиков и девочек с учетом их психофизиологии.

До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. На самом же деле существует разница. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели термин «гендер», который обозначает социальный пол, или пол как продукт культуры.

В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол». Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.

В дошкольной педагогике наблюдается явный крен в сторону феминизации, это объективно связано с тем, что воспитатели, как правило, женщины. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости и мальчики и девочки в течение длительного времени находятся исключительно под женским влиянием: дома, как и в детском саду, детьми традиционно больше занимаются женщины.

Педагог – женщина, естественно не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и сверстниками.

Это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в детском саду условий для гендерной социализации дошкольников.

Гендерная социализация – сложный процесс, сопровождающий движение ребёнка по образовательной вертикали, зависящий не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Суть гендерной социализации – в овладении детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

Задача педагога – не разделять два разных мира, а попытаться объединить их, стараясь в наибольшей степени учесть и сохранить особенности и неповторимость обоих полов.

Программа педагогического эксперимента

ТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТА:

Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

ЦЕЛЬ:

Выявить зависимость влияния работы педагогического коллектива детского сада на полоролевую социализацию детей и обосновать целесообразность гендерного подхода в воспитании дошкольников.

ЗАДАЧИ:

- ознакомить педагогов детского сада с основами научных знаний о гендерных различий и гендерном подходе;

- создать условия для максимальной самореализации и раскрытия способности мальчиков и девочек, осуществляя личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;

- развивать физические качества в соответствии с полом и возрастом детей;

- формировать нравственные качества девочек и мальчиков, способствующие овладению детьми культурой в сфере взаимоотношения полов;

- разработать адекватную полу модель поведения, способствующую правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе;

- привлекать родителей к активным формам работы по проблеме гендерного воспитания детей.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Медико-педагогический коллектив детского сада, дети, родители воспитанников.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА:

- поиск эффективных педагогических средств для формирования у детей гендерной устойчивости;

- формирование гендерной компетентности педагогов;

- популяризация гендерного воспитания среди родителей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Процесс воспитания гендерной социализации детей в условиях детского сада.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Комплекс организационно-педагогических условий руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Реализация гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада будет происходить успешно и способствовать гендерной социализации детей, если будут реализованы следующие организационно-педагогические условия:

- осуществление повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ по вопросам возможности применения гендерного подхода и гендерных технологий в различных областях педагогической деятельности, связанных с обучением и воспитанием мальчиков и девочек;

- определены критерии и показатели оценки деятельности ДОУ по вопросам гендерного воспитания детей;

- разработана модель взаимодействия детского сада и родителей по реализации гендерного подхода в воспитании детей.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Анализ состояния изученности проблемы

2. Моделирование (создание схем, моделей, графиков)

3. Методы сбора и накопления данных:

- опросы (беседы, анкетирование);

- наблюдение за деятельностью педагогов;

- анализ документов;

- изучение и обобщение педагогического опыта.

4. Методы оценивания:

- самооценка;

- педагогический консилиум.

5. Педагогический эксперимент

6. Методы контроля

7. Экспериментально-диагностические методы оценки хода и результатов

исследования.

СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА:

Год начала экспериментальной деятельности – 2010

Год окончания экспериментальной деятельности – 2013

Этапы исследования

I этап

Подготовительный

2010 г.

Цель этапа:

Определение главного направления экспериментальной работы

1. Подготовка педагогических кадров к экспериментальной работе по теме: «Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада» - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Первичная диагностика состояния работы на начало эксперимента.

3. Определение педагогических условий реализации гендерного подхода в воспитании детей.

4. Разработка программы подготовки педагогов, специалистов ДОУ к осуществлению профессиональной деятельности в реализации гендерного подхода в воспитании детей.

5. Отбор имеющихся и разработка собственных диагностических методик по теме исследования.

6. Выбор формы работы с родителями, разработка опросников, консультаций, программы работы с родителями по гендерному воспитанию детей.

II этап

Основной, практический

2011-2012 гг.

Цель этапа:

Внедрение в практику работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода в воспитании детей

1. Разработка модели внедрения гендерного подхода в воспитательно-образовательный процесс.

2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, создание условий и оформление необходимого материала.

3. Составление банка диагностических методик.

4. Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми с учетом их гендерных особенностей.

5. Формирование банка гендерных технологий.

6. Апробация форм и методов взаимодействия с родителями по реализации гендерного подхода в воспитании детей.

III этап

Заключительный

2013 г.

Цель этапа:

Обобщение, распространение опыта экспериментальной работы

1. Обобщение практических материалов по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников.

2. Оформление опыта работы по теме эксперимента.

3. Распространение опыта экспериментальной работы.

4. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проблеме гендерного воспитания детей.

5. Разработка условий внедрения результатов экспериментальной работы.

Ожидаемые результаты экспериментальной деятельности

1. Создание в детском саду условий для воспитания, образования и развития мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей.

2. Совершенствование гендерного воспитания детей; дифференцированного воспитания, предусматривающего индивидуальный подход, основанный на психических особенностях пола ребёнка, на развитии качеств мужественности и женственности, на воспитании уважительного отношения к детям противоположного пола и друг к другу, на подготовке детей к будущей семейной жизни, усвоению социальных ролей.

3. Разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности и творческого потенциала воспитателей, способствующих гендерной социализации детей.

5. Разработка практических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений по реализации гендерного подхода в воспитании детей в условиях детского сада.

6. Расширение кругозора и увеличение объема знаний детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины.

7. Приобретение родителями воспитанников знаний об особенностях воспитания детей разного пола.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Анализ результатов работы по реализации гендерного подхода в воспитании детей по критериям:

1. Критерии деятельности педагогов детского сада:

- сформированность представлений о роли гендерных особенностей в развитии детей дошкольного возраста, о гендерных технологиях и возможности их использования в педагогической практике;

- умение определять гендерный потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;

- использование в профессиональной деятельности гендерных технологий.

2. Критерии оценки результатов гендерного воспитания детей:

- сформированность представлений детей о гендерной идентичности;

- уровень гендерной социализации детей: представления детей.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

- письменный отчет о содержании, результатах, путях внедрения и

распространения опыта работы;

- презентация результатов экспериментальной работы;

- методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных

учреждений;

- рекомендации для родителей.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ,

УЧАСТВУЮЩИХ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Заведующая ДОУ:

- организует экспериментальную работу;

- создает благоприятные условия для проведения эксперимента;

- организует работу участников экспериментального исследования по выполнению программы эксперимента;

- осуществляет оперативный анализ и ход экспериментальной работы.

Заместитель заведующей:

- оказывает методическую помощь педагогам, специалистам детского сада в реализации программы экспериментальной работы;

- проводит диагностику профессиональной компетентности педагогов, специалистов ДОУ по вопросам гендерного воспитания детей;

- консультирует родителей по вопросам гендерного воспитания детей.

Творческая группа экспериментального проекта:

- разрабатывает экспериментальную программу и содержание экспериментальной работы;

- разрабатывает и обосновывает информационное обеспечение эксперимента;

- разрабатывает методические рекомендации по теме эксперимента.

Педагоги, специалисты ДОУ:

- принимают участие в реализации программы экспериментальной работе;

- принимают участие в обсуждении и корректировки содержания экспериментальной работы;

- проводят диагностику педагогической компетенции родителей по вопросам гендерного воспитания детей;

- принимают участие в создании банка гендерных технологий.

Предполагаемые и существующие источники финансирования

1. Бюджетные средства:

- Компенсирующий, стимулирующий фонды оплаты труда.

2. Внутренние источники финансирования:

- Фонд добровольных родительских пожертвований;

- Спонсорская помощь.

Трудности экспериментальной работы

- отсутствие научного консультанта;

- недостаточность методической литературы по теме эксперимента.

Публикации по теме:

Цель анкеты — адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Анкета Уважаемые родители! Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Она анонимна, поэтому просим Вас.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальный проект: «Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 10:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД