Лучший педагог года

Экспериментирование в младшей группе дошкольного возраста (из опыта работы)

Людмила Богатырёва
Экспериментирование в младшей группе дошкольного возраста (из опыта работы)

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей 1- 2 младшей группы, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Публикация «Экспериментирование в младшей группе дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Для детей опыт это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. В них дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается мною т. е. воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. В заключении опыта на основе полученных результатов, мы с детьми делаем вывод. В своей группе опыты я используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Провожу не только как отдельный вид деятельности, но и в процессе режимных моментов: например «водичка- водичка» Даю детям представление о том, что вода может литься, а может брызгать. В игре: например «чистые ручки» Даю представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. А так же использую на прогулке как часть наблюдения.

Свою работу с детьми я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети познакомились со свойствами воды. Что вода может быть прозрачной и мутной. Так на стол поставили два стакана с водой. Поместили туда бегемотика (из киндера). Я спросила у детей, мы его видим? А почему мы его видим? Дети ответили, что вода прозрачная. Я предложила добавить в один стакан с водой немного муки. Дети мне помогли добавить муку и размешать ее в воде. После этого поместили снова бегемотика с стакан с мутной водой. Вы видите бегемотика? Нет. А почему? Дети сделали вывод, что в мутной воде ни чего не видно. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Показали где прозрачная вода, а где мутная.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.

Знакомясь с темой «песок», проводились различные эксперименты с песком.

Я брала два стаканчика с песком. На белый лист насыпала несколько горок песка разной величины. Рассказывала детям, что песчинки очень мелкие, но на листе бумаги они хорошо видны. Чтобы получилась большая горка песка нужно много песчинок. После этого предложила детям провести эксперимент с песком. Предложила детям стершей подгруппы Владу, Андрею, Роману сунуть руки в песок, а потом достать. Они мокрые? Нет. Он не намочил руки. Стряхните руки. Стали руки чистыми. Тани было предложено пропустить через ситечко сухой песок. Дети сделали вывод, что песок сухой, он легко стряхивается с рук и его легко пропустить через сито. После этого дети младшей подгруппы Руслан и Таня из лейки полили песок водой. Мальчикам Владу, Андрею и Роману снова предложила сунуть руки в песок. Какой стал песок? Дети отвечали мокрый. А почему песок мокрый? Какие стали руки? Грязные, мокрые. Стряхните руки. Стали руки чистыми? Нет. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Помыть их. А Таня попыталась пропустить мокрый песок. В заключении мы с детьми сделали вывод, что песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук и проходит через сито, а мокрый нет.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Использование элементарных опытов и исследований которые я старалась включить в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Таким образом, систематическая, работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

В дальнейшем буду продолжать изучать методическую литературу по данному вопросу.

Публикации по теме:

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы)Экспериментирование во второй младшей группе (из опыта работы) Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач: формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в младшей группе дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 15 июня 2015 в 20:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД