Папки-передвижки

Экстремальная психология

Александр Владимирович Гришин
Экстремальная психология

Экстремальная психология возникла в конце ХХ века, синтезировав конкретные сведения в области авиационной, космической, морской и по-лярной психологии. Под экстремальной психологией понимается отрасль науки, изучающая общие закономерности психологической жизни и дея-тельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время подводного плавания, пребывания в космосе, пребывания в трудно-доступных районах земного шара и т. д.

Задачи экстремальной психологии :

Публикация «Экстремальная психология» размещена в разделах

1. Совершенствование психологического отбора и психологиче-ской подготовки для работы в необычных условиях.

2. Разработка мер защиты от травмирующего воздействия психо-генных факторов.

3. Разрешение проблемы личности как насильственного порядка, так и природного, и техногенного.

Экстремальной называется ситуация, угрожающая жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. И нередко влечет за собой большое количество людских жертв, грозит тяжелыми последствиями для общества. Они возникают внезапно, требуя от человека немедленных актив-ных действий. С ними можно столкнуться даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе или на рабочем месте. В любых условиях на нас оказывают неблагоприятное влияние три основные группы факторов:

1. Природные факторы.

1.1. Климатические условия: снег, дождь, температура воздуха, гроза, солнечная радиация.

1.2. Стихийные явления: ураганы, штормы, оползни, лесные и тор-фяные пожары, наводнения, землетрясения.

2. Техногенные факторы, связанные с деятельностью человека. Это аварии и катастрофы, загрязнения вод, атмосферы и почвы, выбросы в ат-мосферу химически опасных веществ, запретные зоны, радиационное за-грязнение местности, места захоронения радиационных или химических от-ходов.

3. Социальные факторы, отражающие проблемы и противоречия во взаимоотношениях между людьми: национальные и военные конфликты, криминальные проявления.

Кроме того, на нас влияют эпидемии, различные заболевания, травмы, вывихи и переломы, отравления растительными и животными ядами, укусы животных, насекомых, змей, стрессы и переутомление.

В экстремальных условиях, характеризующихся информационно-изменчивой структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психо-генных факторов (данные факторы представлены по мере усиления их воз-действия на психику человека) :

1. Монотипия - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной, монотонной деятельности. Характерно снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением вни-мания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущения скуки, потерей интереса к работе. Продуктивность деятельности может восстанав-ливаться лишь временно — за счет особых волевых усилий. В ответ на мо-нотонные условия деятельности могут развиваться явления пресыщения психического.

2. Измененная пространственная и временная структура (перелет из одного часового пояса в другой, погружение под воду и т. д.)

3. Ограничения лично значимой информации (нет возможности узнать о родственниках по причине отсутствия сотовой связи и т. д.)

4. Групповая изоляция - психологический аспект : вынужденное дли-тельное пребывание группы людей в условиях ограниченного пространства, скудости раздражителей сенсорных и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях групповой изоляции люди находятся во время кос-мических полетов, подводного плавания, на гидрометеостанциях, маяках и пр. С течением времени во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинают проявляться эмоциональная напряжен-ность, возникают конфликты, иногда кончающиеся трагически. В основе нарушения общения лежит астенизация нервной системы, вызываемая ря-дом психогенных факторов, не позволяющая адекватно воспринимать парт-нера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные дей-ствия. Типичная для групповой изоляции особенность, по сравнению с дру-гими формами измененных условий существования, — комплексность со-стояний психических, единство, трудность отделения одного симптома от другого внутри общей «психопатоподобной» картины поведения. Для предотвращения негативных последствий групповой изоляции применяются специальные профилактические меры, производится тщательный психологический отбор.

5. Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоци-ональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей. При попадении людей в условия одиночества, обусловленного экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, все непосредственные, «живые» связи с другими людьми прерываются, и это вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает шок психологический, характерный тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. В меру продолжительности пребывания в условиях одиночества актуализуется потребность в общении. В ответ на невозможность ее удовлетворения люди персонифицируют предметы, животных (от пауков до лоша-дей, создают воображаемых партнеров (иногда — в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне, разговаривают с ними вслух. Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы. На этапе неустойчивой психической деятельности, при наблюдении за испытуемым в экспериментах с помощью специальной аппаратуры или за заключенными через «глазки», у ряда людей появляются необычные состояния психические, проявляемые в тягостных переживаниях телесной обнаженности или «от-крытости мыслей». Так же появляются доминирующие идеи и отмечаются случаи, когда испытуемые путают сновидения с реальностью (реализован-ные сновидения). По мере увеличения продолжительности жестких условий одиночества, на этапе глубоких психических изменений появляются идеи сверхценные, идеи отношения, деперсонализационные переживания (раз-двоение личности) и галлюцинации реактивные.

6. Постоянная публичность («звезды» эстрады, актеры и т. д.) - эмоци-ональная напряженность, обусловливаемая необходимостью долгое время удерживать себя в определенной ролевой функции, и стремление скрыть от окружающих свои мысли и переживания актуализуют потребность в уединении. При невозможности ее удовлетворения человек перестает скрывать свои чувства и мысли («психологический стриптиз», что является одной из форм защитной реакции. В отличие от одиночной изоляции (одиночество, переживания «физической обнаженности», «открытости мыслей» на этапе неустойчивой психической деятельности, возникающие под влиянием «публичности», четко персонифицируются — приписываются действиям конкретных партнеров, провоцируя конфликтности и вызывая аутизацию.

7. Угроза для жизни человека – созданное условие или высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам. Наиболее опасные виды угрозы: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений или уничтожение имущества образуют специальные составы преступления и караются в уголовном порядке.

Во всех случаях стоит вопрос о понимании двух экстремальных со-стояний – жизни и смерти.

Экстремальная психология в своей терминологии часто использует такие понятия как чрезвычайная ситуация, экологическая катастрофа и сти-хийное бедствие:

1. Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли:

а) человеческие жертвы

б) ущерб здоровью людей или окружающей среде

в) значительные материальные потери

г) нарушение условий жизнедеятельности людей.

Классификация чрезвычайных ситуаций отображена на рисунке 1, причем каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и ха-рактер развития.

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

– прямые потери вследствие ЧС;

– затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных ра-бот;

– объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

– затраты на ликвидацию ЧС;

– косвенные потери.

2. Экологическая катастрофа (ЭК) – труднообраимое, неблагопри-ятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной среды.

3. Стихийные бедствия (СБ) – это экстремальные явления природы катастрофического характера, приводящие к внезапному нарушению дея-тельности людей (сопровождаются гибелью материальных ценностей и жертвами людей). К стихийным бедствиям относятся: извержения вулкана, землетрясения, ураганы и т. д.

Особое место в экстремальной психологии отводится оказанию по-мощи, людям оказавшимся в ЧС. Экстренная психологическая помощь ока-зывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессо-вое расстройство- это состояние представляет собой переживание эмоцио-нальной и умственной дезорганизации). Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремаль-ных ситуациях имеют свою специфику. В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприме-нимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях : в одном случае надо поддержать, помочь; в дру-гом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести пере-говоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния ЧС являются:

- безотлагательность;

- приближенность к месту событий;

- ожидание, что нормальное состояние восстановится;

- единство и простота психологического воздействия.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профи-лактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психоте-рапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстрен-ная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптома-тикой, а не с синдромами.

В результате осуществления обширной исследовательской программы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга разработали ряд рекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих в экстремальной ситуации. Правила первой помощи для психологов :

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при од-ном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро при-будет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры тре-буется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о ва-шей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Из-бегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возни-кающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

Психолог должен помнить, что проведение психотерапии и психопро-филактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой ча-стью населения – в виде профилактики: а) острых панических реакций; б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с раз-вившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ве-дения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое под-держание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т. д.). «Информационная терапия» реализуется через си-стему звукоусилителей. Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях. Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящиеся в эпицентре ЧС.

Публикации по теме:

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Психология подростка. Кризис 14 лет: не сломать и не сломаться» .Этот первый год, эти несколько пеленочных месяцев кажутся вечностью. Так будет всегда: купать, стирать, пеленать, вставать ночью, болезни,.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Конспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект развивающего занятия «ПсихологиЯ» для детей старшего дошкольного возраста Развивающее занятие «Страна ПСИХОЛОГиЯ» для детей старшей группы Цель: психологическое сопровождение развития ребёнка дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экстремальная психология
Опубликовано: 29 марта 2024 в 14:42
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД