Электронные пособия для маленьких детей как средство развития познавательного интереса

Марина Кошелева
Электронные пособия для маленьких детей как средство развития познавательного интереса

В связи с интенсивным использованием информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности, закономерно происходит их внедрение и в сферу образования, поскольку возникла необходимость в поколении, умеющем работать с передовыми технологиями.

Ученые (Е. П. Велихов, А. П. Ершов, А. В. Чулкова и др.) считают, что обучение информатике должно начинаться с детского сада или с начальной школы. Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) любознательного, активного, эмоционально отзывчиво-го, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо использовать в своей работе современные методы обучения.

Практика показала неоспоримые преимущества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для дошкольников:

- фактор привлекательности: движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме;

- новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения (Е. И. Машбиц);

- повышается уровень познавательных возможностей;

- реализуется индивидуальное обучение;

- практическая манипуляция облегчает процесс познания и запоминания (С. Ларсен);

- компьютер выступает как средство самостоятельной деятельности ребенка.

Компьютерные технологии с их огромными универсальными возможностями и побудили нас к созданию электронных пособий для детей раннего возраста - пособий развивающего и познавательного характера, которые бы повышали мотивацию и познавательный интерес детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним;

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать; движения, звук, мультипликация на-долго удерживают внимание ребёнка;

- проблемные задачи и поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной активности детей;

- компьютер позволяет моделировать такие ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт спутника, рост растений, другие необычные эффекты).

Анализируя статьи и отчеты воспитателей, мы узнали, что в работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди подобных игр наиболее популярны следующие:

- на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;

- на развитие фонематического слуха и обучения чтению: «Баба Яга учится читать», «Букварь», «Уроки тетушки Совы»;

- для музыкального развития: «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского», «Давай сочинять музыку»;

- на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель»;

- для художественно-творческого развития: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения», «Волшебный сундучок»;

- обучающие игры: «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

Как отмечает Н. Ф. Талызина, "внедрение технических средств обучения – не самоцель. Их применение оправдано только в том случае, если это приводит к повышению эффективности учебного процесса хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил педагогом и обучающимися, финансовые расходы. Качество обучения - главный критерий эффективности учебного процесса".

В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) должны отвечать не только стандартным дидактическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям (например, к таким как учебники, учебные и методические пособия, но и ряду специфических требований. Поскольку далее речь пойдет о ЭОР, выполненных в MS PowerPoint, приведем не-которые требования к созданию презентаций, которые, на наш взгляд, актуальны и для детских презентаций.

Сразу стоит отметить, что на каждое требование есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные ниже правила нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях. Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы.

Некоторые рекомендации к оформлению ЭОР в приложении PowerPoint:

Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

Черный цвет фона имеет негативный (мрачный) подтекст, для детей не приемлем.

На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся плохо. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это при-дает дизайну непрофессиональный вид.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Оформление каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано.

Звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда; необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным; если это фоновая музыка, то она не должна отвлекать внимание и заглушать основные слова.

Таким образом, электронные пособия должны быть:

- игрового, познавательно-развивающего характера,

- хорошо оформленные графически,

- с хорошим звуковым оформлением,

- с достаточно простым сюжетом,

- с простым игровым процессом и управлением,

- небольшими по длительности.

Все эти рекомендации мы учитывали, создавая собственные ЭОР для образовательного процесса.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Понятие «создание презентаций» может включать в себя компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Программа Microsoft PowerPoint из пакета Microsoft Office – это удобный и эффектный способ представления информации, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала. Показ презентации можно сравнить с показом красивой детской книги, где на всех страницах большая яркая картинка с подписью. К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности".

Планируя занятие с применением ИКТ, мы соблюдали дидактические требования, в соответствии с которыми:

- определяли педагогическую цель применения ЭОР в образовательном процессе;

- учитывали специфику учебного материала, особенности возрастной группы детей, характер новой информации.

Прежде чем мы начинали создание мультимедийной презентации для малышей, мы выполняли следующие этапы работы:

- четко определяли, что необходимо рассказать и показать детям;

- определяли цель, время и место использования данного пособия;

- разрабатывали структуру изложения материала;

- отбирали и обрабатывали текстовый материал так, чтобы не допустить перегруженности (он должен быть научным, доступным для понимания детьми, лаконичным и выразительным);

- продумывали композиционные решения отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного материала);

- следили, чтобы слайды не были перегружены лишними деталями.

Презентации мы использовали во время НОД и в самостоятельной деятельности детей для создания сюрпризных моментов, иллюстрации рассказов и сказок, музыкально-го сопровождения действий и движений, демонстрации явлений и объектов, недоступных наблюдению в реальной жизни (например, различные формы снежинок). С помощью приложения PowerPoint мы иллюстрировали готовые аудио-спектакли и, наоборот, сами озвучивали стихи и загадки. В озвучивании участвовали и взрослые и дети. В созданные нами дидактические игры дети играли и совместно с воспитателем, и самостоятельно, т. к. ряд дидактических игр создан в интерактивной форме.

Использование ЭОР в индивидуальной работе с детьми помогало повторить пройденный материал с теми, кто его пропустил или не запомнил. Когда «в диалоге» с компьютером у детей создавалась ситуация успеха и компьютер их «хвалил», застенчивые дети приобретали больше уверенности, оживлялись; малоговорящие – спешили поделиться впечатлениями, пассивные – становились более активными.

ИКТ помогали и в работе с родителями. В повседневной деятельности мы делали фото- и видеозаписи, из которых составляли фото-коллажи, слайд-шоу, представляемые на родительских собраниях. Это позволяло родителям заглянуть в мир своего ребёнка, не пропустить важные моменты его развития. Подключение к Интернету позволяло перенимать передовой опыт коллег, создать фонотеку с детскими песнями и музыкой; подбирать нужные иллюстрации, изображения, методический и теоретический материал.

С целью мониторинга результатов применения ИКТ в образовательном процессе с детьми раннего возраста, мы использовали методику «Уровни сформированности познавательного интереса» (Г. В. Репкиной, Е. В. Зайки). Данная методика позволяет определить динамику развития познавательного интереса у детей по 6 уровням: 1 - Отсутствие интереса, 2 - Реакция на новизну, 3 – Любопытство, 4 - Ситуативный интерес, 5 - Устойчивый познавательный интерес, 6 - Обобщённый познавательный интерес.

В методике даются основные и дополнительные диагностические признаки каждого уровня. Кроме того, по результатам наблюдений за детьми, заполняется анкета (части А и Б, ответы на которую соотносятся с уровнями по ключу.

Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что интерес детей заметно повышается во время НОД с применением ИКТ и их самостоятельной деятельности. Это же показали и результаты первичной и повторной диагностики. Следует подчеркнуть, что дети не достигают высоких уровней в силу своих возрастных особенностей. Однако положительная динамика развития познавательного интереса наблюдается (Рис. 1).

Электронные пособия для маленьких детей как средство развития познавательного интереса

Таким образом, практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается:

- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание и интерес детей);

- изображения и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывает затруднения;

- интерактивная форма дидактических игр развивает навыки взаимодействия с компьютером.

Информационные технологии в образовании дают возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Литература

1. Безека С. В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007. – Владимир, 2008.

2. Вренёва Е. Мультимедийные технологии //Дошкольное воспитание. - № 12. - 2010.

3. Чулкова А. В. Разработка инновационных образовательных проектов: уч. -метод. пособие. -Волгоград: Перемена, 2002.-88с.

4.http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa – Интерактивные формы организации учебного процесса.

5.http://mamochki-detishki.ru/interaktivnye-igry-dlya-doshkolnikov/ – Интерактивные игры для дошкольников.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наша ярмарка» (игра-развлечение с экономическим содержанием)Фотоотчёт «Наша ярмарка» (игра-развлечение с экономическим содержанием) Слова экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет жизни.

Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Галочка-считалочка» .

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Электронные пособия для маленьких детей как средство развития познавательного интереса
Опубликовано: 15 июля 2013 в 14:47
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...