Лучший педагог года

Элементы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Татьяна Татаренко
Элементы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста

Элементы ТРИЗ – технологии в экологическом воспитании дошкольников

старшего возраста.

Природа – богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Природа привлекает малышей своим многообразием, красочностью и динамичностью, вызывает массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Публикация «Элементы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста позволяет расширять и уточнять представлений детей о природе, знакомить с многообразием родной природы, формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей, показать детям взаимодействие живой и неживой природы.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, практической готовности созидать. Организация и проведение ( наряду с традиционными формами: наблюдением за растениями, животными, деятельностью в уголке природе, экскурсиями, занимательных с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитие творческого воображения (РТВ) дает возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством сказок, игровых, бытовых ситуаций (дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи).

Игры, ситуации по развитию творческого воображения используем в совместной деятельности с детьми. Обязательным условием является естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дала новые подходы к подаче материала, возможность, приучать детей не следовать готовым штампам, образцам, а учить искать как можно больше собственных решений. Не приучать их с детских лет получать знания пассивно, а стремиться развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Совместная деятельность с применением элементов ТРИЗ снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ.

Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, коммуникативную, продуктивную.

Грамотное применение многообразия методов и приемов ТРИЗ и РТВ позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы. Они представляют собой систему творческих заданий. В основе каждого задания лежит цепочка мыслительных операций, решающая определенную дидактическую задачу. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Имеется в виду получение сильного необычного впечатления от самостоятельно созданной загадки, сказки или рассказа. Удивление и радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, а внимание дошкольника всегда там, где ему интересно.

В МАДОУ ДС КВ «Огонек» педагоги использую следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии :

Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др., «Узнай по форме лист»; используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Например, игра РТВ "На что похоже яйцо?" (по цвету, по форме, по структуре и др., Рассказывание или пересказ сказки по моделям "Курочка Ряба", Логическая цепочка по картинкам либо символам "Развитие яйца"

Метод аналогий: «Чем похожи и чем отличаются ….?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д. …»

Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «Откуда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов.

Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Например, игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, Игры с кругами Луллия «Где живут, чем питаются, какую пользу приносят домашние животные».

Системный оператор или «Волшебный экран», который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. Системный оператор "Откуда книга к нам пришла?", «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?».

Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой.

Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно.

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У воспитанников формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния, понимание необходимости разумного потребления.

Литература:

1. Системный подход в экологическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Корзун Анна Валерьевна

2. Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева –– Самара, Центр развития образования, 2001

3. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31-34.

4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : детство-пресс, 2003. - 319 с.

5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.

Публикации по теме:

Критерии оценивания центров речевого развития детей в рамках смотра-конкурса ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА - КОНКУРСА Центров речевого развития детей Предлагаю Вашему вниманию показатели смотра - конкурса центров речевого развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 23 августа 2014 в 09:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД