Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Ольга Елисеева
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности

Мы с вами знаем, что все психические процессы делятся на

• Познавательные

Эмоциональные

• Волевые

Но деление это очень условно, так как психика целостна и все психические процессы, явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чувства и эмоции сопровождают нас на протяжении всей жизни от рождения до смерти. На протяжении всей жизни также происходит их развитие и изменение.

Эмоции – это своеобразная форма отражения человеком действительности, это личностное отношение человека к окружающему и к самому себе.

Эмоции – это состояние, ответная реакция организма на какой-то раздражитель. Бесконечное множество многообразие раздражителей, действующих на нервную систему человека, не оставляет его равнодушным. Так воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании, также возбуждают в нем различные эмоции. Читая эту статью, в данную минуту каждый из вас испытывает какие-то эмоции. Кто-то радость, кто-то интерес, оттого, что узнает что-то новое его. У кого-то прочитанный материал вызывает равнодушие и т. д. Можно сказать о том, что один и тот же раздражитель (будь то звонок в дверь, сообщенная новость по TV или радио) может вызвать различные эмоции у разных людей. Даже если на какой-то раздражитель люди проявляют одну или схожие эмоции, но сила их проявления разная. Например, дети смотрят спектакль, слушают чтение книги, эмоция радости нарисована на детских лицах. При этом один ребенок хохочет, хлопает в ладоши, другой улыбается, третий слегка выражает эмоцию, губы едва растягиваются в улыбке. Различие в проявлении эмоций зависит от

• Типа нервной системы

• Темперамента

• Всего социального опыта человека

воспитания

Различие в проявлении эмоций у детей мы также можем наблюдать в течение всего дня во время различных видов деятельности. Эмоции характеризуются ситуативностью, скоротечностью, неустойчивостью – это их основные отличия от чувств. В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою неповторимую окраску и выразительность. Надо отметить, что внешнее проявление эмоций у детей по сравнению с взрослым человеком, носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Эмоции ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут. В этом проявляются психологические особенности ребенка (он только учится управлять своими эмоциями). Другая причина – физиологическая. Нервные окончания до конца не миелинизированы. И возбуждение быстро передается на другие нервные окончания. Если ребенок не один, то его эмоция быстро подхватывается сверстниками. Особенно это «стадное» чувство проявляется в возрасте 2-4 лет. Эмоции, которые испытывают дети, легко прочитываются на лице, в позе, в жесте, во всем поведении ребенка. Ну а мы взрослые должны помочь детям понять и различать свои чувства и чувства и эмоциональные состояния других людей.

Значение эмоций состоит и в том, что они воздействуют на все компоненты познания, в том числе и на восприятие. Например, человек, у которого радостное настроение, воспринимает предложенный материал легче. Если настроение снижено, то и воспринимаемый материал совсем не кажется радужным. С другой стороны и сам процесс восприятия влияет на эмоции. Яркость, новизна, содержательность предлагаемого материала, доступность, учет возрастных особенностей детей, их личностных особенностей, в свою очередь влияют на проявление эмоций. Известно, что в психологии выделяют следующие виды восприятия:

• Зрительное восприятие (рассматривание картинки)

• Слуховое восприятие (слушаем рассказ)

• Осязательное восприятие (соприкосновение с предметами)

• Кинестетическое

Более высокий уровень восприятия – это развитие образного восприятия, когда на основе полученных знаний, опыта у ребенка в сознании возникает тот или иной образ.

Когда мы обсуждали предложенную тему, готовились к этому мероприятию, у нас было много вопросов, сомнений: как же на занятиях логопеда или дефектолога развивать образное восприятие, когда основные задачи

• Постановка звуков

• Формирование связной речи

• Обогащение словаря

Пришли к следующему выводу, что, обладая профессиональными качествами (знание программ, психологических и личностных особенностей детей, творческий подход) и коммуникативными умениями, педагог, решая свои основные задачи, работает попутно и над развитием эмоций и над развитием образного восприятия. Приемы, которыми пользуется педагог, мы обозначили следующие:

• Сюрпризный момент

• Этюды

• Имитационные игры (мимические, пантомимические)

• Звуки природы или др. звуки

• Релаксация

• Вербализация – речевое сообщение о воспринимаемом образе (наиболее сложный прием).

Важно, чтобы предлагаемый материал был эмоционально окрашен, доступен, понятен, интересен, обладал новизной, тогда и образное восприятие будет целостным.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении литературного досуга «В гостях у дедушки Корнея»Фотоотчёт о проведении литературного досуга «В гостях у дедушки Корнея» Литературно-речевые досуги широко используются во всех возрастных группах детского сада. Они позволяют оценить речевое развитие детей, понять,.

Настольные игрыНастольные игры Приходя в детский сад утром наши малыши любят поиграть в настольные игры в которых они сплачиваются между собой учатся играть дружно придерживаться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Эмоции и их влияние на восприятие в процессе непосредственно образовательной деятельности
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 16:56
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...