Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

татьяна шапошникова
Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Шапошникова Т. В.

МБДОУ №1

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Наша задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями мы должны воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными. Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной. В программе воспитания и развития детей «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания.

Исходя из актуальности проблемы, мною была выбрана тема «Эмоционально – личностное развитие младших дошкольников в процессе общения с взрослыми и сверстниками» и поставлены следующие задачи:

1. Создать условия по эмоционально-личностному развитию детей в группе (развивающая среда).

2. Изучить новинки методической и психолого-педагогической литературы по теме.

3. Составить перспективный план работы по данному направлению с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом учебном году (2011-12 год, набирая малышей, я столкнулась с тем, что дети не умеют общаться друг с другом, решать проблемы, возникающие в процессе игры и общения (уступить друг другу игрушку, попросить правильно игрушку, вступить друг с другом в общую игру, кроме того у большинства детей группы (особенно домашних) преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми. Поэтому с целью адаптации детей к новым социальным условиям я пришла к выводу, что необходимо формировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками в ДОУ. Мною была поставлена цель: формирование у детей потребности в новых формах общения со взрослыми: сотрудничестве, инициативном общении на познавательные темы и инициативном общении со сверстниками.

Задачи в работе с детьми:

1. Создавать условия для партнёрского общения со взрослыми.

2. Создавать основу для формирования позитивного образа «Я».

3. Содействовать развитию представлений о человеке: его внешних особенностях, психическом состоянии (эмоции, настроение).

4. Вызвать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида.

Изучив программу социально-личностного развития детей «Я-Ты-Мы» О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной я постаралась создать в группе условия для эмоционально-личностного развития детей. С этой целью совместно с родителями были изготовлены пособия и игры:

• Коробочка примирения;

• Подушка примирения;

• Кубик эмоций;

• Мешочек радости;

• Пособие «Ворчун и весельчак»

«Семейное дерево».

В содержании работы выделила следующие этапы:

1 этап - цель: формирование у детей потребности в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве, получении новых сведений об окружающем, в том числе элементарных представлений о своих внешних особенностях и внешних проявлениях.

На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы: Игровые образовательные ситуации:

А) «Ребенок и кукла»

Б) «Отражение в зеркале»

В) «Какого цвета глаза».

В качестве материала использовалась большая, в рост ребенка кукла. В режимных моментах при умывании, одевании, раздевании, обговаривали действия детей, обращали внимание на части тела и лица, просили детей показать и назвать их. Дети выделяли особенности своей внешности, называли части тела, части лица. Началась работа по ознакомлению с внешними проявлениями: выражением эмоций радости и печали. В индивидуальных играх-занятиях использовали специальных дидактических кукол и знакомили детей с мимикой, характерной для выражения эмоций радости и печали. Дети совершали с куклами действия, соответствующие изображенной эмоции: жалели, качали, прижимали к себе «плачущую» куклу.

2 этап. Цель: формировать потребность в общении со взрослыми на познавательные темы как основу формирования образа «Я»: представлений о себе и окружающих людях, внешних и внутренних особенностях. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения и понять, что он, как и любой человек уникален и неповторим. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

На данном этапе содержание работы включало в себя следующие формы:

Игровые образовательные ситуации:

А) «Как мы выражаем свои чувства»

Б) Знакомство с эмоциями

В) Просматривание альбомов «Вот я какой!», «Эта книжка для меня»;

Игровые упражнения:

• «Узнай, где твоя ладошка (ступня);

«Имена».

«Догадайся, о ком я расскажу».

«Сравни себя с другими».

Изготовление родителями и рассматривание индивидуальных альбомов детей: «Вот какой я!», «Это книжка про меня», в которых родители рассказывают о своём ребёнке, что он больше всего любит, что ему нравится. Рассматривание альбомов помогает детям обратить внимание на вкусы и предпочтения сверстников группы. Постепенно при рассматривании альбома я предлагаю ребёнку самому рассказать о себе. В результате работы на данном этапе у детей происходило формирование образа «Я»: употребление в речи местоимения «Я», сложились представления об особенностях своей внешности, стали проявляться устойчивые предпочтения, возник интерес к внешности сверстников, дети стали обращать внимание на эмоциональное состояние других детей группы, соответствующим образом на него реагировали: жалели.

3 этап. Цель: формировать потребность в общении со сверстниками и развитии на этой основе социальных навыков. Обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.

Через создание проблемно-игровых ситуаций, связанных с внесением новой игрушки, мы подводили детей к осознанию некоторых причин возникновения ссор, в играх «Поссорились-помирились», «Подружились» давали образец простых способов выхода из конфликта. Наиболее популярной «мирилкой» у детей стала «Подушечка примирения».

Начали работу по формированию у детей элементарных представлений о позитивных поддерживающих приемов общения. При праздновании дня рождения ребенка, где в качестве наглядности используем панно «С Днём рождения», на котором демонстрируем портреты именинников, даем образец поздравления: традиционный «Каравай», добрые слова, исполнение песни, танца, стихотворения. Традицией в нашей группе стали подарки и сюрпризы для малышей. Эти сюрпризы помогают детям почувствовать, как приятно получать подарки, что подарком можно порадовать другого.

Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказывали помощь при одевании, под контролем взрослого начали проявлять способность подчиняться элементарным правилам общежития, с помощью слов, жестов выражали сочувствие к другому ребенку.

Всю работу в данном направлении организую в тесном взаимодействии с родителями. Родители мои первые помощники и партнеры. Интересными, на мой взгляд, были следующие формы работы:

• Родительское собрание "Права ребенка - обязанности родителей";

• Изготовление пособия «Семейное дерево»,

• Индивидуальных альбомов «Вот какой я», «Эта книжка для меня».

Проводились индивидуальные беседы с родителями, где было предложено побеседовать дома с ребенком на следующие темы: О вашем собственном детстве, о дружбе,о ссорах, о страхе, о смелости.

В группе сложились и свои традиции:

«Подари улыбку другу»

• Музыкотерапия (рисование под музыку, релаксация, засыпание)

• Игры с «сонными игрушками»

«День рождения ребенка» (традиционный «Каравай», добрые слова имениннику, чтение стихотворения, исполнение песни, изготовление подарков).

В общении с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

• Отсутствие психологического давления на ребенка

• Введение традиций, повышающих общий эмоциональный фон и улучшающих психологический климат;

• Учет конкретных интересов детей в совместной деятельности.

Таким образом, информирование родителей по проблеме вызвало интерес, внимание к вопросам социально-эмоционального развития детей. Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми содействовало развитию инициативного общения ребенка с взрослыми (не только близкими).

ВЫВОД:

1. Дети овладели некоторыми способами взаимодействия со сверстниками: оказание помощи в одевании, проявляли способность под контролем взрослого подчиняться элементарным правилам общежития, выражать словом, жестом сочувствие, сопереживание.

2. У детей происходит формирование образа «я», употребляют в речи местоимение «я».

3. Дети начали проявлять более яркие и разнообразные эмоции, наблюдается эмоциональная избирательность.

Публикации по теме:

Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказкиСоциально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослым.

Танец «Татарские узоры» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Цветы
  • Птицы
Автор публикации:
Эмоционально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 06:38
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...