Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Алсу Галеева
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Автор: Галеева А. Р старший воспитатель МАДОУ № 234 Московского района г. Казани

Эмоциональное благополучие ребенка – важный элемент в развитии полноценной личности.

Все мы – родители и воспитатели, психологи и педагоги – люди с эмоциями и чувствами, поэтому как в работе, так и в воспитании детей мы не можем полностью избежать ошибок, сомнений временных неудач. Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в современном обществе, в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими детьми. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, первую очередь близкими ему людьми. Родители являются первой общественной средой ребенка. Их личности играют важную роль в жизни каждого человека. К большому сожалению, мы нередко констатируем проявление бедности чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина в том, что в самом раннем детстве эти уже давно ставшие взрослыми люди не получили необходимый эмоциональный импульс и их чувства стали развиваться искаженно.

Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию обеспечения безопасности эмоционального и психологического мира ребенка, становится источником и гарантией благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. К сожалению родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Важно чтобы у малыша не возникали отрицательные эмоции в связи с постоянными запретами, взрослый создает для него такую среду, где малыш может найти для себя интересное и безопасное занятие, получая от этого эмоционально положительный заряд. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяют ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять творчество и фантазию.

Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования классиков и современных специалистов, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни. Ребенок стремится заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители должны увидеть эти особенности и представить ребенку возможность отвечать за себя. Они могут обсудить с ребенком его поведение, помочь «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не должны заставлять слепо им подчиняться или тотально контролировать его действия. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять.

А. В. Запорожец рассматривал эмоцию как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом, он считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально насыщенных образов. Длительные отрицательные эмоции пагубно влияют на организм ребенка. Дети способны отвлекаться, забывая о своих минутных переживаниях. Помогает при этом переключение их зрительного или слухового внимания, например предложение не совсем привычной игры: пускать в тазу лодочки, а главное ласковое обращение, понимание взрослым ситуации. На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния: от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. Современная жизнь, особенно в городе приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Но многие взрослые, сетуют на то что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов которыми они внедряются.

Каким же должен быть правильный подход к развитию и укреплению эмоционального здоровья ребенка? Для этого необходимо прежде всего исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуаций вызывающих страх, испуг, агрессию. Завышать или занижать требования к ребенку. Необходимо поощрять познавательную активность дошкольника, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, и при этом не забывать о доброжелательном и спокойном тоне обращения к нему. Не лишать его возможности экспериментировать и овладевать умениями необходимыми для дальнейшего его развития.

Список литературы:

Волосова Е. «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни», М.:- «Просвещение», 1991г.

Семенова Л. «Основные потребности дошкольника»,

М.: - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008г.

Ежкова Н. «Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания» М.: - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.

Публикации по теме:

Азбука здоровья для дошкольниковАзбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

Заметка в районной газете «Наши вести» Если «театр начинается с вешалки», то знакомство с коллективом (становление личности) у большинства из нас начинается с детского сада. Здесь.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности
Опубликовано: 10 июля 2013 в 19:23
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...