Лучший педагог года

Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Алсу Галеева
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности

Автор: Галеева А. Р старший воспитатель МАДОУ № 234 Московского района г. Казани

Эмоциональное благополучие ребенка – важный элемент в развитии полноценной личности.

Все мы – родители и воспитатели, психологи и педагоги – люди с эмоциями и чувствами, поэтому как в работе, так и в воспитании детей мы не можем полностью избежать ошибок, сомнений временных неудач. Когда мы занимаемся воспитанием детей, нас волнует, научатся ли они жить в современном обществе, в коллективе, общаться со сверстниками, с более старшими или более младшими детьми. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, первую очередь близкими ему людьми. Родители являются первой общественной средой ребенка. Их личности играют важную роль в жизни каждого человека. К большому сожалению, мы нередко констатируем проявление бедности чувств у окружающих нас близких людей. Главная причина в том, что в самом раннем детстве эти уже давно ставшие взрослыми люди не получили необходимый эмоциональный импульс и их чувства стали развиваться искаженно.

Публикация «Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности» размещена в разделах

Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Очень важен добрый тон взрослого. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние. По мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию обеспечения безопасности эмоционального и психологического мира ребенка, становится источником и гарантией благополучия человека, его телесного и душевного здоровья. К сожалению родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Важно чтобы у малыша не возникали отрицательные эмоции в связи с постоянными запретами, взрослый создает для него такую среду, где малыш может найти для себя интересное и безопасное занятие, получая от этого эмоционально положительный заряд. Спокойная окружающая обстановка, эмоционально уравновешенное внутреннее состояние ребенка позволяют ему во всей полноте совершенствовать свои действия, закреплять умения, проявлять творчество и фантазию.

Как свидетельствуют психолого – педагогические исследования классиков и современных специалистов, одной из значимых базовых потребностей человека, проявляющейся уже с первых дней жизни, оказывается потребность в любви, нужности другому, выступающая необходимым условием полноценного личностного развития. Доброжелательность отношений с ребенком становится тем фундаментом, на котором выстраивается его позитивная самооценка, интерес к другим людям, конструктивные социальные контакты. Выстраивая разнообразные по содержанию отношения с ребенком, недопустимо игнорировать его потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий. Первичной для ребенка является возможность реально совершить поступок, действие, эмоционально пережить его и лишь на основе этого сложить о нем представление, которое и станет для него определенным ориентиром в жизни. Ребенок стремится заявить о своей независимости, о праве принимать решения на каждом этапе своего личностного развития. Родители должны увидеть эти особенности и представить ребенку возможность отвечать за себя. Они могут обсудить с ребенком его поведение, помочь «посмотреть на себя со стороны», но ни в коем случае не должны заставлять слепо им подчиняться или тотально контролировать его действия. Важно помнить, что помощь и поддержка со стороны взрослого необходимы лишь тогда, когда ребенку плохо, трудно и он готов их принять.

А. В. Запорожец рассматривал эмоцию как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения, приведение его в соответствии со смыслом, он считал, что первоначально эмоции у ребенка складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений с окружающими людьми. В дальнейшем ребенок переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков в плане эмоционально насыщенных образов. Длительные отрицательные эмоции пагубно влияют на организм ребенка. Дети способны отвлекаться, забывая о своих минутных переживаниях. Помогает при этом переключение их зрительного или слухового внимания, например предложение не совсем привычной игры: пускать в тазу лодочки, а главное ласковое обращение, понимание взрослым ситуации. На протяжении дня у ребенка возникают различные, часто полярные эмоциональные состояния : от радости к капризам, от активности к унынию. С возрастом настроение ребенка становится все более устойчивым. Современная жизнь, особенно в городе приводят к нервозности, раздражительности и чрезмерной возбудимости детей, тогда как размеренность и порядок, достигаемые посредством выполнения доступных для ребенка правил, делают его жизнь понятной и предсказуемой, создают чувство безопасности, уверенности и определенности. Но многие взрослые, сетуют на то что дети склонны нарушать правила и не признают никаких ограничений. Однако, как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер, дети восстают не против правил, а против тех способов которыми они внедряются.

Каким же должен быть правильный подход к развитию и укреплению эмоционального здоровья ребенка? Для этого необходимо прежде всего исключить переутомление ребенка, однообразие впечатлений, необоснованные и непонятные для него запреты и наказания, возникновение капризов, ситуаций вызывающих страх, испуг, агрессию. Завышать или занижать требования к ребенку. Необходимо поощрять познавательную активность дошкольника, его попытки самостоятельно достигать поставленной цели, и при этом не забывать о доброжелательном и спокойном тоне обращения к нему. Не лишать его возможности экспериментировать и овладевать умениями необходимыми для дальнейшего его развития.

Список литературы:

Волосова Е. «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни», М. :- «Просвещение», 1991г.

Семенова Л. «Основные потребности дошкольника»,

М. : - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008г.

Ежкова Н. «Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания» М. : - ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005г.

Публикации по теме:

Азбука здоровья для дошкольниковАзбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

Заметка в районной газете «Наши вести» Если «театр начинается с вешалки», то знакомство с коллективом (становление личности) у большинства из нас начинается с детского сада. Здесь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное благополучие ребенка — важный элемент в развитии полноценной личности
Опубликовано: 10 июля 2013 в 19:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД