Лучший педагог года

Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей

Зоя Ашибокова
Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей

Семинар-практикум

для работников дошкольного образования

Терского муниципального района

Тема: «Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»

Подготовила: педагог-психолог МКОУ «НШДС с. п. В-Акбаш»

Ашибокова З. Б.

2017 год

Цель:

1. Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.

2. Расширение опыта рефлексии.

3. Расширение опыта групповой работы.

4. Тренировка профессионально-педагогических особенностей вербальными и невербальными средствами.

Публикация «Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей» размещена в разделах

5. Развитие умения распознавать эмоциональные состояния.

План проведения:

1. Краткое теоретическое введение в тему.

2. Формы общения воспитателя с детьми.

3. Условия оптимизации педагогического общения.

4. Практическая часть. Способы передачи своих эмоций.

5. Итог: Притча «Мудрец и бабочка» .

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние педагога, но и внимание или невнимание к его состоянию, а также способы взаимодействия педагога с детьми.

• Положительное эмоциональное состояние относится к важнейшим условиям развития личности.

• Термин «эмоциональное неблагополучие» подразумевает в дошкольном возрасте ситуативный дискомфорт, проявляемый внешне в той или иной степени. Эмоциональное неблагополучие способствует развитию отчуждения между взрослыми и детьми.

• В психологии существует такое понятие, как «заражение», то есть непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека к другому. Часто этот эффект мы наблюдаем в детском саду.

• Воспитателям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми.

Во взаимоотношениях с ребенком мы обязаны очень тонко подбирать эмоциональные формы воздействия на ребенка. Положительные и отрицательные формы воздействия должны возникать не стихийно (в зависимости от нашего настроения, а преобразоваться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Нам взрослым важно научить детей самостоятельно справляться с ситуацией душевного дискомфорта, это позволит избежать многих трудностей и проблем в их развитии.

Формы общения воспитателя с детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и

взрослых.

1. Непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года).

В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны взрослых. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.

2. Ситуативно-деловая форма общения (3года).

Главной особенностью этого вида общения детей с воспитателями, следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.

3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет).

Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения, ребенок обсуждает с взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

4. Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).

Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно - личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

Условия оптимизации педагогического общения.

1. Искренний интерес к человеку (воспитаннику их родителям, коллегам)

2. Умение слушать других

3. Обращение к ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников по имени.

Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые.

4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

5. Улыбайтесь в общении с людьми.

Очень, много, для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

6. Удовлетворение потребности ребёнка в общении.

Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Практическая часть.

Способы передачи своих эмоций : мимика, интонация, взгляд.

1. Упражнение «Мимика».

Показать мимикой эмоции :

Радость (удовольствие, радость, веселье);

Злость (ярость, бешенство, негодование);

Страх (боязнь, испуг, ужас);

Удивление (интерес);

Грусть (печаль, тоска);

Спокойствие (умиротворение).

2. Упражнение «Взгляд».

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребё нка:

с укоризной;

с настойчивым запретом;

с безмерным удивлением;

с гневом;

с ожиданием дальнейших действий.

3. Упражнение «Интонация».

Произнесите слово «здравствуйте» так, чтобы было понятно, с каким настроением вы произносите его:

с пренебрежением;

с улыбкой;

с недовольством;

с интересом;

со злостью;

с сарказмом.

Упражнение «Произнеси текст». (Зайку бросила хозяйка или др.)

Шёпотом, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно замёрзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как маленькая девочка.

Итог: трудно ли было передавать эмоции, насколько важны наши эмоции в общении с детьми?

Обсуждается важность умения управлять своими эмоциями, голосом, что наше эмоциональное состояние передаётся детям, и это влияет на их развитие.

Притча «Мудрец и бабочка – Всё в твоих руках».

Обсуждение «Все в наших руках».

Приложение

Памятка педагогам: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".

1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо

разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.

2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания

одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры

человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).

3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому, наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.

Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих детей, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка -это прежде всего, признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.

Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам ребёнку :"Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как средство индивидуализации образовательного процесса в ДОУ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Атяшевский.

Формирование экологического пространства и экологической культуры у всех участников образовательного процесса УДК 373.21 И. Р. Гудова (магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной.

Игротерапия-как метод организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса Игротерапия - как метод организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса. Её роль в социально-коммуникативном развитии.

Игры и упражнения для гармонизации эмоционального состояния детей в помощь педагогу "Задуй свечу" Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя.

Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился,.

Патриотическое воспитание детей, как неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо.

Современные инновационные технологии как основа улучшения образовательного процессаСовременные инновационные технологии как основа улучшения образовательного процесса Музыкальный руководитель Хамтоху Ф. А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Уголок уединения в группе для стабилизации эмоционального состояния детейУголок уединения в группе для стабилизации эмоционального состояния детей оведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не, и поэтому.

Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» СОДЕРЖАНИЕ 1. Психологическое здоровье человека 2. Составные части психологического здоровья человека 3. Факторы риска нарушения психологического.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эмоциональное состояние взрослых участников образовательного процесса, как опосредующий фактор эмоционального состояния детей
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 16:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД