Лучший педагог года

ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Татьяна Харитонова
ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у

детей старшего дошкольного возраста по лексической теме

«Одежда. Обувь. Головные уборы».

На этапе дошкольного обучения особенно важно скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.

Предлагаемые игры и задания предназначены для воспитателей и родителей детей старшего дошкольного возраста для усвоения ими основных грамматических и лексических категорий русского языка.

Публикация «ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет „Одежда, Обувь, Головные уборы“» размещена в разделах

Представленный материал, направленный на пополнение словарного запаса детей различными частями речи – существительными, прилагательными, глаголами; формирование различных способов словообразования и словоизменения, а также на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Игры и упражнения

«Один-много» (I вариант (с 4 лет).

Цель: образование существительных множественного числа именительного падежа.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: куртка - куртки и т. д. Усложнение: используются словосочетания - прилагательное + существительное, например: спортивный костюм - спортивные костюмы и т. д.

«Один-много» (II вариант) (с 5 лет)

Цель: образование существительных множественного числа родительного падежа.

Ход игры: ребёнок говорит: «У меня одна кепка», другой ребёнок отвечает: «А у меня много кепок» и т. д.

«Назови ласково» (с 4 лет).

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры:(игру можно проводить с мячом). Подумай, какая одежда для мамы, а какая – для дочки: «Халат-халатик, куртка-курточка и т. д.»

«Измени слова».

Цель: образование отглагольных прилагательных: надеть – надетый, сложить – сложенный)

Ход игры: Надеть – надетый, раздеть – раздетый, распороть – распоротый, заштопать – заштопанный, вдеть – вдетый, снять – снятый, сложить – сложенный, вязать – вязаный, расстегнуть – расстёгнутый, зашнуровать – зашнурованный, одеть – одетый, сшить – сшитый, подшивать – подшитый, застегнуть – застёгнутый, завязать – завязанный.

«Посчитай» (с 5 лет).

Цель:согласование существительных и числительных

Ход игры:педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна шапка, две шапки, пять шапок; один сапог, два сапога, шесть сапог и т. д.

«Из чего сделано?» (с 5 лет).

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы: одежда из шёлка – шёлковая, ситца – ситцевая, из трикотажа –трикотажная, из шерсти – шерстяная, из байки – байковая, из пуха – пуховая, из кожи – кожаная, из драпа – драповая, из льна – льняная, из соломы – соломенная, из меха – меховая, из фетра – фетровая, сапоги из резины – резиновые, валенки из войлока – войлочные.

«Чей, чья, чьё?» (с 5-6 лет).

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры: платье мамы - это чьё платье? Мамино платье; платок бабушки - это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Назови одним словом» (с 4 лет).

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «сарафан, платье, брюки, пальто»- «ОДЕЖДА»; «майка, трусы»- «БЕЛЬЁ»; «шляпа, панамка, шапка, платок»- «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»; «сандалии, туфли, сапоги, кроссовки, валенки»- «ОБУВЬ» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «ОДЕЖДА» - «сарафан, платье, брюки, пальто»; «БЕЛЬЁ» - «майка, трусы»; «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» - «шляпа, панамка, шапка, платок»; «ОБУВЬ» - «сандалии, туфли, сапоги, кроссовки, валенки»- и т. д.

«Сравни предметы».

Цель: составление сложносочинённых предложений со значением противопоставления: шуба тёплая, а куртка лёгкая и т. д.

Ход игры: детям предлагается объяснить, чем отличаются предметы: платье и сарафан, юбка и шорты, рубашка и кофта, пальто и шуба, кофта и свитер, куртка и пиджак, футболка и майка, ботинки и сапоги и др.

«Назови части»:

— рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман и т. д.

«Противоположности».

Цель: учить подбирать антонимы.

Ход игры: Сравни по образцу: брюки длинные, а шорты короткие; панама летняя, а шапка зимняя, сарафан ситцевый, а шуба меховая, сапоги резиновые, а валенки войлочные, пояс узкий, а шарф длинный, куртку короткая, а плащ длинный, кофта вязаная, а рубашка шитая, бельё нижнее, а платье верхнее и т. д.

«Составление загадок-описаний».

по определенному плану (например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.) «Убери одежду в шкаф».

Цель: закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;

Ход игры: расскажи, куда какую одежду надо убрать?

«Большой – маленький».

Взрослый и ребенок по очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького, например, платье – платьице, носки – носочки, сапоги – сапожки и т. д.

«Четвёртый лишний».

Взрослый предлагает ребенку определить лишний предмет в каждом ряду и объяснить почему, например: рубашка, берет, шорты, кофта (лишний берет – головной убор) и т.

«Посмотри и назови».

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

«Угадай, что задумано».

Взрослый, предлагает рассмотреть ребенку картинки говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук «С». Угадай, что я задумал?». Затем игроки меняются местами.

«Услышишь – хлопни».

Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук «Ш»— хлопай в ладоши. Слушай внимательно (шуба, шапка, рубашка, шарф, шляпа, шорты)». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

Услышать и назвать общий звук в паре слов. Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов. Например: кепка – платье, свитер – сарафан и т. д.

Публикации по теме:

Календарно-тематическая неделя «Одежда, обувь, головные уборы» в средней группе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ «Одежда, обувь, головные уборы». Средняя группа Понедельник 12 декабря 2016 года. Тема недели: Цель: Знакомство.

Календарное планирование «Одежда, обувь, головные уборы» (средняя группа) понедельник УТРО 1. Приём детей в группу. Опрос родителей. Задачи: контроль за самочувствием детей. 2. Рассматривание тематических альбомов:.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Одежда, обувь, головные уборы» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Одежда, обувь, головные уборы». «В магазин за покупками». Цель: систематизация.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Одежда, обувь, головные уборы» Задачи: Образовательные: - обогащать и активизировать словарь детей по теме, учить правильно называть предметы одежды, обуви и головные.

Конспект НООД с использованием ИКТ для старших дошкольников «Одежда, обувь, головные уборы» Образовательная область: речевое развитие. Цель:систематизировать и закрепить знания детей по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи:.

Конспект НОД в форме КВН по теме «Одежда. Головные уборы. Обувь» в старшей группе Авторы: Андреева Татьяна Александровна, Свердлова Марина Геннадьевна Цель: Закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда, обувь,.

Конспект ООД для детей старшего возраста Тема: «Составление детьми рассказов на тему: «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: уточнить и расширить представления детей об одежде, обуви, головных уборах; закрепить названия одежды, обуви, головных уборов, уметь.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в средней группе ОНР «Одежда и обувь» .

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Одежда. Обувь. Головные уборы» Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об окружающем предметном мире, об одежде, обуви, головных уборах;.

Работа с родителями. Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» По ФГОСС обучение детей строится по темам недели, что бы облегчить вам работу, я предлагаю вашему вниманию работу с родителями в виде домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ЭОР для развития лексико-грамматического строя речи у детей 5–7 лет «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Опубликовано: 5 января 2017 в 10:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД