Эссе «Я — педагог двадцать первого века»

Лариса Гуляева
Эссе «Я — педагог двадцать первого века»

Эссе

«Я – педагог двадцать первого века»

«Я - педагог двадцать первого века» - под этой фразой подразумевается, что есть существенные отличия от педагогов века двадцатого, а тем более девятнадцатого. Но я из двадцатого! Что изменилось? На мой взгляд, мало.

Если бы представитель рабочей профессии, например, сталевар, сказал: «Я - сталевар двадцать первого века, я решила бы, что он имеет в виду изменения, которые внёс научно-технический прогресс в его работу и теперь она менее трудоёмкая и опасная. А что у нас? Из века в век мы сеем «разумное, доброе, вечное». Можно провести аналогию с колесом – сколько его не модифицируют, функция не меняется. Колесо должно катиться, иначе это будет уже не колесо. Так и наша профессия – можно каждый год менять требования, но суть останется прежней – мы готовим будущее: страны, планеты.

Часто взрослые педагоги в том числе) сетуют: «изменилось молодое поколение, мы были не такими». Какими «не такими»? Такими же! Изменилось общество, изменились и дети. Хотя, в сущности, это те же дети.

Извечный конфликт отцов и детей: «А в наше время…» Это позиция взрослого, который хотел бы изменить ошибки молодости да уже не имеет возможности. Вот и проецирует своё желание на ребёнка.

Мой взгляд на детство такой. Дети, они как капельки росы, в них отражается всё – и солнце, и радуга, и туча. А что отразится сейчас, зависит от нас.

Я провела опрос среди детей трёх возрастных групп: дошкольников, школьников и студентов. Задавала один и тот же вопрос: «Каким должен быть педагог Дошкольники ответили – «добрым», 3-5 класс – «весёлым, спортивным», студенты – «современным».

Не думаю, что дети двадцатого века ответили бы по-другому. Единственное, понятие «современный» в каждой эпохе имело своё «наполнение». Но, в любом случае, современный – идущий в ногу со своим временем.

Современного педагога волнуют проблемы, возникшие в данное время, в данном месте. Более того, он стремится внести свою лепту в решение этой проблемы. Казалось бы, ну что мы можем?

Многое! Ведь именно в детстве формируется мировоззрение, значит, именно мы можем изменить взгляд общества на проблему, наметить пути её решения.

Какая проблема существует сейчас? На ум сразу же приходит выражение «экологическая катастрофа». Да, действительно, эта проблема актуальна как никогда. Не случайно же двадцать первый век по предложению Организации Объединённых Наций был объявлен веком Всеобщей экологизации. Учёные предлагали экологизировать весь педагогический процесс для того, чтобы изменить отношение человека к природе – из человека – потребителя превратить его в человека – созидателя.

Наверное, точнее будет сказать, что существует кризис не экологический, а нравственный. Нам так долго внушали, что «Человек – царь природы»! Как перестроить сознание? Человек – часть природы. Лучшая, но часть.

Сложно будет изменить взгляд взрослых, уже сформировавшихся людей, но повлиять на детей – можно. Мы не рождаемся разрушителями, такими становимся благодаря (или вопреки) воспитанию. Фрэнсис Бэкон сказал: «Природу подчиняют, повинуясь ей». Стремление создать хорошие условия для жизни привело человека к разрушению самой жизни. Стоило бы заглянуть на шаг вперёд – к чему стремимся? Остановиться и оглядеться, как советуют восточные философы.

Те эпитеты, которыми человек наградил природу, говорят о том, что он прекрасно осознаёт её значение. Природа – «мать», «колыбель». Она вдохновляет на создание шедевров искусства, врачует и даже исцеляет. «Потому мы радуемся, попадая в природу, - писал М. М. Пришвин, - что тут мы приходим в себя». Жить в гармонии с природой, значит, жить в гармонии с собой – это и есть счастье.

Уже достаточно давно (больше двадцати пяти лет) я работаю с детьми. Учила детей видеть прекрасное в природе, передавать свои чувства с помощью рисунка, пластики движения, самостоятельно составленного рассказа или сказки. Постепенно пришло твёрдое убеждение – простого созерцания, любования природой недостаточно.

Любой источник, особенно прекрасный нуждается в охране. Таким источником является природа. Её ресурсы нещадно эксплуатируются, животный мир уничтожается, при этом восхваляется красота. Что за парадокс?

Даже дети понимают противоречивое отношение к природе. Рассматривая картину известного художника – пейзажиста, пытаемся объяснить, что чувствовал художник по отношению к берёзкам. Выходим на прогулку и видим, как «доблестные» службы УКХ «облагораживают» родной город – вырубая деревья. Наблюдают они и отношение родителей – любуются первыми цветочками, а потом собирают букеты (вернее сказать, охапки, которые быстро гибнут, а потом украшают мусорные контейнеры. Как потом воспитывать бережное отношение детей к природе, если главный пример, пример взрослых, является негативным? Но дети – это чистые души, они интуитивно чувствуют, что хорошо, что плохо и выбирают правильную линию поведения. Более того, дети пытаются влиять на взрослых. Своим поведением, бережным отношением к листочкам, муравьишкам, птичкам, они «стучат» в загрубевшие души взрослых, пытаясь заставить их измениться, не врать себе и другим, воспевая природу, а просто жить в ней как в родном доме.

Родной дом – это самое лучшее место в мире, куда стремится человек в любом возрасте. Он защищает его, старается сохранить. Также должен поступать человек и по отношению к природе. Не будет дома – негде будет жить человеку, не будет природы – не будет и человечества.

Публикации по теме:

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Запись на 2011–2012 учебный годЗапись на 2011–2012 учебный год Творческие мастерские "Вариации Века" начали предварительную запись в мастерскую танца, музыкальную мастерскую, театральную мастерскую.

Библиотека изображений:
  • История
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Эссе «Я — педагог двадцать первого века»
Опубликовано: 24 декабря 2012 в 14:31
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Детский мастер класс. Рисование зимующих птиц.
Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегирей в окно увидишь: Здравствуй, милый зимний гость!...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....