Эссе «Я работаю с дошкольником»

Ольга Чапорова
Эссе «Я работаю с дошкольником»

Возьми меня за руку и проведи сквозь темноту…

Я работаю с дошкольником…Невольно задумалась, а сколько же лет? Двенадцать, тринадцать?. Оказывается - пятнадцать! Пятнадцать, не простых для меня и моей страны, лет. И в памяти замелькали воспоминания, как кадры кинопленки: дни сложились в годы, годы – превратились в жизнь. Сегодня я приглашаю всех на премьеру этого небольшого историко-биографичного фильма под названием «Я работаю с дошкольником».

Первые кадры. Когда еще и моей прабабушки не было на свете, началась эта непростая история - история становления советского дошкольного образования и его «детища» - Программы воспитания и обучения в детском саду. Полтора века назад появляются первые детские сады. Экспериментируют в духе свободного воспитания, «по Фребелю», «по Монтессори». Методом проб и ошибок, в тесном сотворчестве с психолого-педагогической наукой постепенно прорисовываются первые программы. Обретя плоть, программы неустанно проверяются практикой, дифференцируются и усложняются. Наконец…стоп кадр!

1962 год. На свет появляется «бабушка» современной традиционной программы. Девять раз, в новых редакциях, сохраняя, тем не менее, суть, программа переиздается и безраздельно царствует в советской дошкольной педагогике.

70-е годы. «Золотой век», апогей советского дошкольного образования. Как все дети СССР, я хожу в добрый, гуманистический детский сад с теплым названием «Лучик». Смотрю «Чебурашку», читаю «Дядю Степу», мечтаю стать учителем.

…Звучит тревожная музыка…Лихие 90-е. Я получаю школьный аттестат. Детские сады получают право выбора новой «развивающей» программы. У обоих – путевка в неизвестность. Я сначала учусь в Красноярске шить одежду, потом безрезультатно ищу работу. Детские сады внедряют «инновационные» программы, пытаясь отыскать научность и методобеспечение. Мое бытие поддерживается денежными переводами от родителей. Дошкольное образование чудом держится на здравом смысле квалифицированных педагогов. Наконец, помыкавшись, убеждаемся, что программ нет, дорог нет, есть одни направления. И, как блудные дети, возвращаемся «домой»: детские сады - к «традиционке», а я – в родной поселок.

Канун 2000-х. Миллениум. Мои первые дни в детском саду. В стране – смутно, в душе - волнительно, что я могу предъявить ребенку, прожив не длинную девичью жизнь? Получаю краткий инструктаж от профессионала, она же - бывшая моя воспитательница. Как выясняется и действующая. Продолжаю, как в детстве, подсказывать ей слова на утреннике, она мне - в методике и в жизни.

Накануне дома, изучаю Программу М. А. Васильевой, читаю В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко. Пишу конспекты, готовлюсь к занятиям. Опасаюсь, что с детьми общаться нужно каким-то особым способом. Пробую. Ясные, доверчивые глаза. Понимаю, ребенок может всё, пока он не знает, что он чего- то не может. Поэтому творим, удивляемся, фантазируем – вместе. Взрослеем тоже вместе.

Прогулка - то, чего боишься больше всего. Всё время в напряжении. Главное – вернуться с неё в полном составе и с наименьшим количеством шишек и ссадин. Поэтому пересчет малышей каждые десять минут, занять всех, уделить внимание каждому.

Тихий час: тут, как дома, сказка на сон грядущий. И маленький ультиматум: кто заснет первый – тому самый волшебный сон достанется. Одни засыпают сразу, другие просят посидеть, по спинке погладить.

Получаю первое предложение: «Давай ты будешь моей мамой». Делаю свое первое открытие: можно любить чужих детей. Разных: плачущих и смеющихся. Любопытных и молчаливых. Непоседливых и рассудительных. Обижающихся и радостных… Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.

Пишу в свои заметки: «Воспитатель – профессия от Бога». И задумавшись, добавляю: «Жаль, что зарплата от государства и не каждый месяц».

Впрочем, теперь, как компенсацию, я каждый день получаю подарки. Ириски, прилипшие к ладошкам, цветок, сорванный с клумбы и даже коробку конфет. И не важно, что пустую. Главное - с названием «1000 поцелуев», главное, что все 1000 – мне! Теперь я могу в ней хранить все, что угодно. А хранить есть что. Ведь я – Владелица самой большой базы маленьких детских секретов. Я никому не скажу, что у нас за верандой спрятаны сокровища, а под крыльцом живет жук-птеродактель. И, не дай Бог, рассказать, что Леночке нравится Петька! Тактика, как у сапера.

Мелькают кадры…В стране – один правитель сменяет другого. У нас – новогодний бал сменяет осенние проводы. Вот – «Храбрый Мешочек», «Ноги Избушки на курьих ножках», а это - «Рыба-пила» и «Баба-Яга»…Сколько их, сыгранных мной, ролей? Но главной среди них нет.

…2010-ый…Перезагрузка дошкольного образования «успешно» продолжается. Моя нагрузка успешно увеличивается. Группа переполнена, стол завален бумагами, голова «компетенциями». Я – привожу «в соответствие свою образовательную деятельность». Дети – в «спонтанном, реактивном режиме» формируют «интегративные качества». Сижу – «мониторю»: в планах – прогресс, в жизни – регресс, в мыслях – хаос. В какой то момент хочу все бросить, уйти. Но, вдруг, в этом стремительном вихре перемен – цепенею: неизменны только эти – ясные детские глаза. Понимаю, заглядывать в них каждый день – для меня, как дышать воздухом.

Не дышать я не могу. А в руках шуршит рисунок Вани: «Это Вам! Ангел-хранитель…»

Финальные кадры фильма…День сегодняшний. Жаль, что нельзя снять на пленку душу воспитателя. Но если на миг представить, вы бы там увидели огромную ответственность за самое ценное, что есть в жизни – наших детей.

Вы бы заметили мое большое стремление к новым знаниям и людям. Воспитатель не может не учиться, не может не творить. Он должен быть профессионалом, должен БЫТЬ, а не казаться.

Вас бы затронула моя глубокая привязанность к России, к её истории, культуре. Педагог не может не знать КТО ОН, ОТКУДА и КУДА идет. Он должен свято хранить и передавать детям исторические ориентиры.

Вас бы не оставило равнодушным мое искреннее желание помочь ДУХОВНОСТИ пробиться сквозь асфальт цинизма и жестокости. Как все живое питается солнцем, так милосердием и состраданием питается душа каждого человека.

И наконец, вас осветила бы моя ЛЮБОВЬ, у неё – большая сила. Она делает из наших детей людей сильных и смелых, она делает их СЧАСТЛИВЫМИ!

Если, просмотрев мой фильм, вы спросите, какой фрагмент любимый, я отвечу: «Тот, что я собираюсь снять завтра».

Публикации по теме:

Помогите, пожалуйста, разобраться с документацией воспитателя! Здравствуйте, уважаемые педагоги! Меня зовут Елена. В детском саду работаю всего 2 месяца. Уволился опытный воспитатель, пригласили на рабу.

Танец — жизнь моя!Танец — жизнь моя! Музыкой полнится сфера, Сладкой мелодией манит. Ритм, исходящий из сердца, Повелевает умами. * Легкость, дыханье свободы, Сила и радость.

Автор публикации:
Эссе «Я работаю с дошкольником»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 12:31
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...