Лучший педагог года

Эссе «Мой любимый непоседа»

Татьяна Павлова
Эссе «Мой любимый непоседа»

«Все мы родом из детства!

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто об этом помнит.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Я работаю воспитателем в детском саду вот уже 28 лет. За эти годы я встречала много детей с самыми разными характерами, особенностями поведения. Большинство из них подвижны, импульсивны, но при этом они способны внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Но встречаются дети, наверное, в каждой группе детского сада, особенно в последнее время, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Им трудно сидеть на одном месте, промолчать, когда их просят, подчиниться инструкции взрослого. Работа с такими детьми доставляет воспитателям много хлопот и неприятностей.

Публикация «Эссе „Мой любимый непоседа“» размещена в разделах

Есть такой ребенок и у меня в группе. Наблюдаю за ним вот уже третий год. Признаки гиперактивности налицо: невнимателен, импульсивен, пытается постоянно куда-то залезть, бесцельно продолжительное время может бегать по группе. Пробовала поговорить с бабушкой (она занимается воспитанием мальчика, рекомендовала обратиться к психологу, но она считает, что он просто очень подвижный и любознательный. Приходится справляться с ситуацией своими силами, исходить из имеющегося практического опыта и знаний о детской психологии.

В работе с таким ребенком есть свои особенности. У мальчика очень низкая способность к концентрации внимания. Он не может спокойно сидеть, выполняя задание, часто мешает другим детям. Я не пытаюсь его принуждать, а создаю ситуацию комфортную для него: ему нравится находиться возле меня, тогда он имеет возможность отвечать на каждый вопрос, спросить мое мнение о том, как он выполняет задание – правильно или нет. Очень часто мальчику не хватает выдержки, чтобы выполнить всё задание до конца, поэтому, когда я чувствую, что у него падает интерес к тому, что он делает, я стараюсь переключить его на другую деятельность: прошу что-нибудь поднять, принести, протереть доску. После такого переключения внимания он снова с интересом возвращается к заданию и успешно с ним справляется.

Мальчик долго и с трудом засыпает. В этом случае я прибегаю к тактильному контакту. Сажусь рядом с ним, поглаживаю по голове, по спине, приговаривая при этом ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность снижаются, и ребенок быстрее засыпает, а просыпается отдохнувшим и менее импульсивным.

Много вопросов возникало при организации игр. Мальчик не мог до конца выслушать правила, дождаться своей очереди в игре, не считался с интересами других детей. Тогда я стала проводить с ним больше индивидуальных игр с четкими правилами, а потом постепенно вовлекать его в коллективные игры, при этом стараюсь сделать так, чтобы ему было интересно: предлагаю стать водящим, подсказываю способы, позволяющие добиться успеха в игре. Работая один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

В течение дня предусматриваю возможности для двигательной разрядки. Труд для этого ребенка – любимое занятие. Полить цветы, накрыть на стол, вытереть пыль, подмести дорожки – лучше и добросовестнее его этого не сделает никто. После таких занятий мальчик становится более спокойным, у него восстанавливаются поведенческие реакции.

Ребенок очень чувствителен, остро реагирует на замечания. Когда он напроказничает, кого-либо обидит, я сдерживаю раздражение, стараюсь успокоиться и не потерять хладнокровия. Знаю, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у ребенка. Мелкие шалости стараюсь «не замечать». Хвалю за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, в каждом случае открыто проявляю свою радость, если он довел какое-то дело до конца.

Страдая от недостатка материнской любви, мальчик любым способом старается привлечь к себе внимание. В этом году ко мне пришла работать новая напарница – молодая, обаятельная, красивая девушка. Желая обратить на себя ее внимание, ребенок мешает ей, когда она объясняет что-либо другим детям, прячется от нее в шкафу, пытается удрать с прогулки. У воспитателя хватает терпения и педагогического такта, чтобы сдержать свои эмоции и не обидеть ребенка. Применяя эмоциональный и тактильный контакт, она старается снизить эту агрессивность: берет его за руку, обнимает, разговаривает по «душам».

Работая с таким ребенком и наблюдая за ним, я пришла к убеждению, что постепенное, последовательное и спокойное приучение ребенка к сосредоточенной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

Публикации по теме:

Моя психолого-педагогическая философия! «Все мы родом из детства! Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери. «Все мы.

Проект: «Друзья планеты Земля»Проект: «Друзья планеты Земля» стал по утру,умылся, Привел себя в порядок, Сразу же приведи в порядок Свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Цели проекта: 1) Помочь.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Мой любимый непоседа»
Опубликовано: 17 октября 2013 в 15:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД