Эссе «Моя педагогическая философия»

Ольга Курочкина
Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Воспитание – дело трудное, и улучшение

его условий – одна из священных обязанностей

каждого человека, ибо нет ничего более важного,

как образование самого себя и своих ближних.

Сократ (469-399 гг. до н. э.)

Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939гг.)

Не могла удержаться и не начать своё эссе с философской мудрости великих людей, сила мысли которых актуальна и в наши дни. Отрадно, что веками мы говорим об одном и том же, применяя в своей деятельности опыт выдающихся отечественных и зарубежных педагогов. Например, труды Софьи Николаевны Лысенковой, Шалвы Александровича Амонашвили, в которых поставлен акцент на сильные стороны ребёнка, предоставление ему большей самостоятельности и свободы выбора, это, несомненно, дифференцированный подход. Но самое главное—вера в возможности и способности воспитанника, именно она заставляет нас не терять оптимизма и находить самые эффективные пути, ведущие ребёнка к успеху.

Время стремительно движется вперёд. Нам очень важно сохранить баланс всех сил и возможностей—своих и детей. Актуальной считаю основную заповедь в воспитании: «Не навреди». Основная ценность для меня—сам ребёнок, его личность, развитие, нравственное, душевное и физическое здоровье. В связи с этим я так сформулировала современные ФГТ:

10 «заповедей» ФГТ для воспитателя:

1. «Здоровье»: сохрани, не навреди!

2. «Безопасность»: предупреждай, учи чувствовать.

3. «Физическая культура»: развивай и укрепляй.

4. «Социализация»: веди, будь рядом.

5. «Коммуникация»: слушай и будь услышанным.

6. «Труд»: делай человека благородным.

7. «Музыка»: наслаждайся и помоги слышать.

8. «Чтение художественной литературы»: вызови и утоли духовную жажду.

9. «Познание»: все знать невозможно, но нужно стремиться. Помогай.

10. «Художественное творчество»: учи видеть и творить прекрасное.

Как я представляю себе педагогическую сущность:

Учитель должен очень любить свой предмет, чтоб донести и передать свои знания ученику.

Педагог дополнительного образования должен любить дело, которым увлекает, заражает воспитанников объединения, чтоб увлечение могло перерасти в что-то большее, возможно и профессиональное.

Воспитатель детского сада должен любить детей и жизнь. Детей всех, как одного, только тогда он сможет терпеливо, естественно воспитывать, учить, увлекать за собой своим авторитетом каждую минуту.

Самая главная, справедливая и важная оценка нашего труда это реакция детей, естественная, без фальши. Я испытала огромную радость и гордость не от получения каких-либо грамот и наград, а от слов девочки подготовительной группы, своей воспитанницы, которая во время игры со сверстниками сказала: «Я играю в Ольгу Васильевну» (Играли в детский сад, а она в роли воспитателя (мало воспитываем, ещё и играют). Ну что тут скажешь, приятное чувство удовлетворения от своего труда и огромной ответственности за то, чему подражают, копируя как образец. Воспитывать важно авторитетом. И в дошкольном возрасте не нужны профессорские премудрости, нужны доброта, любовь, ласка, терпение, знание педагогики и психологии. Профессор с заслугами тут не справится, и его не поймут.

Мысли выстраиваются в такие стихи:

Я—воспитатель, это много значит.

И в этом слове—всё:

Вторая мама, друг и не иначе

И счастье знать, что это вот—моё.

Когда работа в радость, а не в тягость,

С утра до вечера с детьми,

Учиться вместе, отдавая, получая радость

И не вычёркивая, а благодаря все дни.

Ценить нам данное всё нужно,

И учим ЖИТЬ детей опять же мы.

С каким же настроеньем, грузом жизни?

От нас зависит…

Доверено нам очень много,

Надо помнить

И только чистое и светлое нести!

В моей педагогической деятельности идеалом является выше упомянутый грузинский педагог-новатор, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили и его гуманная педагогика. В то время, когда занятия были как уроки и коммунистические идеалы, и творчество по шаблону «правильно так, как у меня», мне были по душе подходы именно этого педагога. И сейчас, когда мы говорим о гуманно-личностном подходе я понимаю, что так и должно быть. Шалва Александрович и сейчас занимается педагогической деятельностью, он действительный член АПН, РАО. Его система «Школа жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике.

«Ребенка надо любить и обожать таким, каким он есть. Родитель, воспитатель или учитель должен уметь одинаково относится к шалуну и послушному, сообразительному и тугодуму, ленивому и старательному. Всегда радоваться успехам каждого малыша. Доброта и любовь к детям – основные качества, которыми должен руководствоваться учитель. Недопустимо грубое обращения с малышами, ущемление их достоинств.

Учитель должен уметь осознавать детей, ставить себя на их место, уважительно (а не снисходительно) относится к детским заботам и делам. Чтобы заниматься глубинным воспитанием ребенка, при котором малыш сам становится помощником в собственном воспитании, необходимо понимать душу и сердечные переживания малыша, его стремления».

Ш. А. Амонашвили (1931 г. р.)

Передо мной глаза ребёнка— искренние, чистые, святые и у меня нет ни малейшего права подводить, предавать их ожидание и надежду.

Публикации по теме:

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Эссе. Моя педагогическая философия.Эссе. Моя педагогическая философия. Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд эссе, которое я написала к районному конкурсу "Учитель года", где я стала лауреатом и победителем.

Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 31 января 2013 в 22:01
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...