Папки-передвижки

Эссе «Моя педагогическая философия»

Галина Саликова
Эссе «Моя педагогическая философия»

«Лицом к лицу»- «напротив» означает

Мне это слово как-то не к душе

Оно чуть-чуть, но все же разлучает

И не совсем едины мы уже.

«Плечом к плечу»-мне выраженье ближе.

Я рядом. Вижу то же, что и ты

Я понимаю, чувствую и слышу

Твои тревоги, радости, мечты

Я проникаю каждой клеткой кожи

В твой тайный мир… и растворяюсь в нем…

Не для того, чтобы тебя тревожить,

А для того, чтоб стать сильней вдвоем.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая философия“» размещена в разделах

Самое яркое впечатление моего детства-ощущение силы, год за годом становящееся все отчетливее и волнительней. Чаще все заметнее становилось, как меняюсь я сама и окружающий мир вокруг меня: всё серьёзней разговаривают со мной взрослые, всё больше у меня становится новых знакомых, всё чаще появляются во дворе дети, смотрящие на меня восхищенно-бесхитростным взглядом. Они такие смешные и маленькие! А я для них взрослая! Могу помочь завязать шнурки, могу прогнать страшную собаку, а могу…-не делать этого, могу посмеяться на беспомощность, могу напугать (это так легко…Это сейчас я понимаю, что власть серьезное испытание, и его практически невозможно пройти, не набив шишек. Сколько набила их я-сосчитать сейчас трудно. Но вывод сделала один: «Сила дана человеку для того, чтобы созидать, помогать делать добро». И занятие это очень не простое. Даже любящие люди зачастую причиняют друг другу боль. Что уж говорить о менее близких? Помочь другому, поддержать, подсказать, тем более научить-необыкновенно деликатное, бесконечно сложное, требующее глубоких знаний и полной беззаветности дело. Ибо материалом здесь является человеческая душа, а результатом сложившаяся личность. Вряд ли кто в полной мере может постигнуть степень ответственности за влияние одного человека на другого, а ведь под этими влияниями и формируется чья-то сущность.

Нельзя сказать, что именно данные мысли привели меня к детям, но именно они сделали меня таким педагогом, каким я являюсь сегодня. И пусть я не нашла формулу влияния людей друг на друга, и не вычислила степень ответственности каждого за такое влияние, и не являюсь безупречным идеалом в своей профессии и думаю, что никто не является. Потому что педагог должен быть мудрее, сильнее, благороднее и т. д. всех вместе взятых, но, к сожалению, он тоже человек, а значит не застрахован от ошибок. Но все же считаю себя хорошим специалистом, так ка первоочередной задачей всегда видела работать так, чтобы находящимся рядом со мной было тепло, уютно и интересно. Конечно, важен и результат, но главное, по моему глубочайшему убеждению - это процесс. А для того, чтобы сделать этот процесс максимально действенным, я, например, учусь быть "рядом с детьми". А подразумевает это понятие следующее: быть в их глазах не взрослой тетей -воспитательницей, которую нужно слушаться, а одной из них. Постараться увидеть происходящее их глазами, почувствовать их интерес или скуку, энергию или усталость, радость или страх.

Вы видели когда-нибудь, как настраивают музыкальные инструменты. Казалось бы - давно можно было просчитать, сколько раз повернуть колок, чтобы звук был точным. Так ведь нет! Струна - металлическая нить! - требует уважения к её металлической душе, заставляет прислушиваться, стараться аккуратничать! Но зато, какого звука может добиться от неё терпеливый и умелый мастер! А ребенок, на мой взгляд, гораздо более податливый "инструмент". И заинтересованному человеку не составит огромного труда "настроиться на его тональность". Только "опустись" на высоту его роста. Встань рядом, посмотри туда, куда смотрит он, и постарайся увидеть это его глазами, послушай и услышь его, пойми и прими его, раздели с ним его проблему, почувствуй, насколько она серьезна, найди решение вместе с ним, обрадуйся победе. И когда ты поймешь, что действительно радуешься, просто, как маленький радуешься тому, что вы с Павликом попали мячом в корзину - значит, ты начинаешь становиться педагогом. Это значит - ты уже сделал что - то доброе, полезное, нужное для ребенка, а это уже хорошо.

Вот и вся философия. Нехитрая, но надежная и проверенная временем. Научившись понимать детей, подобрать более эффективные методы и способы обучения и воспитания - уже дело техники. Я еще раз повторю: техника, т. е. профессиональная грамотность - неотъемлемое условие успешного педагогического процесса. Без неё даже самый душевный и неравнодушный педагог всего лишь дилетант, рискующий как минимум не достигнуть поставленной цели, а как максимум - допустить серьезные ошибки, получив в результате противоположный эффект. А потому не жалеть времени и сил на повышение педагогической квалификации. Именно это стремление подвигло меня для участия в данном конкурсе. А так же желание еще раз привлечь внимание к проблеме личностно-ориентированной модели воспитания и образования детей, и на своем опыте показать сомневающимся - это возможно. Трудно, непривычно, долго - но необходимо!

Многие опытные педагоги, "закостеневшие" в старых представлениях, противоречат такой необходимости, ссылаясь на многолетне - подтвержденную эффективность дисциплинарной модели взаимодействия: "Нас так воспитывали - и мы выросли достойными людьми. А сейчас и так очень трудно добиться исполнительности, а уж если все позволять. " Действительно, после превосходно -диктующей позиции: "Я знаю, что тебе нужно", очень нелегко перестроиться на - "Я хочу понять, что тебе нужно". И тем слабее мотивация к перестройке, чем смешнее сумма, предлагаемая воспитателю в конце рабочего месяца.

Но, в конце концов, всегда есть выбор. В нашу профессию нельзя идти, не будучи беззаветно преданным своему делу. И я думаю, что гораздо богаче тот, кто получает удовлетворение от своего труда, кто с радостью утром идет на работу и возвращается с чувством выполненного долга. И тем ярче будут ощущения, чем нагляднее будет результат: здоровые, активные, жизнерадостные, хорошо подготовленные к школе дети, продолжающие обращаться к тебе за советом уже став учениками. А достичь такого результата можно, только существуя "рядом с детьми".

Публикации по теме:

Безответная любовь. Стихотворение Я жила мечтами о Любви Большой, Ждала того единственного и родного, Вдруг появился ты, нежданный и чужой, Откуда взялся ты, быть может,.

Повар, который создает печенье мечты, Муха ЦокотухаПовар, который создает печенье мечты, Муха Цокотуха На сайте для родителей и детей "Почемучка" (http://pochemu4ka.ru/photo/detskoe_tvorchestvo/povar_kotoryj_sozdaet_pechene_mechty/43) мы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 16:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД