Эссе «Моя педагогическая философия».

Екатерина Вахненко
Эссе «Моя педагогическая философия».

Когда-то давно, когда я только приняла решение быть воспитателем, разве я задумывалась о какой - то философии. Я просто не хотела расставаться с детством. Понимала, что это невозможно. Детство ушло безвозвратно, наступала непонятная взрослая жизнь, которая манила и пугала одновременно. Все пути были открыты, а куда идти? Я должна была принять первое самостоятельное решение. И оно пришло совсем неожиданно. Выполняя чье – то поручение, я зашла в детский сад, и сердце замерло от интуитивного предчувствия. Вот он – мой жизненный путь. Я могу войти во взрослую жизнь и не расставаться с детством. Тогда у меня еще не было никаких педагогических знаний, только желание любить детей, общаться с ними на принципах равноправия, свободы и сотрудничества. Странно, но я до сих пор помню некоторые чувства, которые испытывала в детстве, как положительные, так отрицательные. Это помогает мне понять детей, их тревоги и радости. Один важный урок я получила еще, будучи молодым специалистом, от своей первой заведующей детским садом Решетовой Татьяны Ивановны. Это она тактично и настойчиво заставила попробовать и почувствовать, как, играя, можно воздействовать на детей. Не нужны никакие окрики, внушения, наказания, уговоры и прочее. Играй с детьми, сделай так, чтобы им было интересно, тогда они будут понимать даже твой взгляд. Помню, как было страшно первый раз войти в группу, когда на тебя смотрят десятки любопытных глаз. Что я должна сказать им, поймут ли они меня, поверят ли, примут ли? Этот страх не оставляет меня до сих пор. После отпуска или когда набираю новую группу ребят, боюсь, что не смогу дать им то, что им нужно, что им будет скучно и неинтересно со мной. Наверное, этот страх и заставляет меня постоянно искать новое. Листать книги и журналы, смотреть научно – популярные программы, мультфильмы, детские передачи, рыться в библиотеке, выискивая интересные эксперименты, смешные стихи, даже фокусы. Незаметно пролетели тридцать лет работы с детьми. Первые выпускники уже имеют свои семьи и приводят в детский сад своих детей, а бывшие мамы, сейчас бабушки - своих внуков. И именно сейчас все чаще и чаще начинаешь задумываться о смысле жизни. «Пусть я не знаю смысла жизни, искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу этому свою жизнь… Я вижу два двигателя своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности». Н. Бердяев. «Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького я, «принимай к сердцу» дело других и дело всех… и ты узнаешь, на деле смысл жизни… Смысл жизни заключается в доброте». В. Соловьев Что значит доброта для воспитателя? В моем понимании это необходимость помочь каждому ребенку развить в себе то, что в нем заложено природой. Я смогла помочь многим детям проявить в себе лучшие качества: пересилить свою неуверенность, избавиться от страха перед школой. Научила культурно решать проблемы со сверстниками, высказывать свое мнение взрослым, почувствовать и поверить в свои силы и знания, значит, моя жизнь прожита не напрасно. А сколько еще впереди… Моя стратегия по отношению к воспитанникам: - верить в них; - понимать и принимать такими, какие они есть; - приобщать их к процессу «созидания самих себя» (Ш. А. Амонашвили); - искренне радоваться их удачам. На современном этапе важными целями образования становится развитие у детей способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации, то есть количество знаний должно перейти в качество. Это возможно только при внедрении в практику работы инновационных технологий, которых сейчас очень много и которые необходимо постоянно изучать. Я решила использовать в своей практике проектный метод. Потому что о его актуальности свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Кроме того, эта работа заставляет двигаться вперед не только детей, но и меня, а также родителей, что очень важно. Педагог не должен стоять на месте. Он должен постоянно двигаться вперед, только тогда он будет интересен детям, родителям и всем окружающим. Себе и коллегам я хочу пожелать: - вести своих воспитанников к вершинам жизни – Добру, Истине, Красоте; - преодолевать усталость и боль; - дать себе возможность гордиться собой. Закончить свои рассуждения на эту тему я хочу притчей, услышанной от Ш. А. Амонашвили на семинаре: «Сидит старик-мудрец. К нему подходят учитель и ребенок. - Почему ты здесь сидишь, старик? – спросил учитель. - Тебя жду, – ответил старик. - А зачем ждешь? - Сказать тебе: «раз тебе доверили мальчика, ты должен сделать ребенка крылатым». - Как же я сделаю его крылатым, если сам хожу по земле? - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, восхищаться ими. - Что ж ты не восхищаешься ими? - спросил он старика. - Ты же сам мне сказал сделать мальчика крылатым. Я столько сил потратил - и получилось! - А мне больше нравятся твои перышки! - ответил учителю мудрец».

Публикации по теме:

Фоторепортаж о том, как в саду родном живём. Остановись мгновенье, ты прекрасно! Какие хорошие слова! Без фотографий мы уже не представляем свою жизнь. Благодаря им, можно вернуться.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» Три педагогических счастья, Добро нести, добру учить Добиться цели через трудности Любовью истине.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия».
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 04:28
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...