Эссе «Моя педагогическая философия»

Татьяна Перегудина
Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия»

Признаюсь, не мечтала стать воспитателем с детства. Но стечение жизненных обстоятельств привело меня в эту профессию.

Что я могу дать детям?

Будет ли им со мной интересно?

Кто есть ребенок?

Эти и множество других вопросов я себе задала, войдя в игровую комнату старшей группы. В каждом уголке кипела работа, била ключом неугомонная детская жизнь. «Новая воспитательница.» - громким шепотом произнесла подружке девочка, устремившись на меня большими карими глазами. «Мы тебе доверяем, верим в тебя, хотим тебя полюбить, ждем понимания», - сколько чувств было в них.

Осваивая профессию, поначалу боялась детей, думала, что говорю и делаю что-то не так, что дети меня не воспринимают как нового наставника. «Ты же учишься на этих детях, экспериментируешь!» - частенько приходила в голову досадная мысль. Стоп, я учусь не на детях, а вместе с ними. Причем, в тяжелом деле воспитания людей нет готовых рецептов. Выходит, я сама должна их составить, поэтому рада бесконечной возможности поиска идей, игр, себя в новой роли. Приходилось усердно готовиться к новому рабочему дню (впрочем, это хороший воспитатель делает всегда, продумывать каждое слово, которое преподнесу ребятам, представлять себя вместе с ними в любом действии.

Но даже тщательно подготовленная деятельность не может и не имеет права пройти по плану. Надо только постараться заинтересовать рой шалунов и они с радостью и нетерпением займутся предложенным делом. Живые эмоции дороже «накатанного» конспекта. Уведите же меня, дети, подальше от него! Спрашивайте, интересуйтесь, делитесь мнениями и переживаниями, открывайте новое. Мой опыт бесконечно пополняется из хороших методических пособий, а, главное, через живое общение с детьми, коллегами, родителями. Большим преимуществом в работе современного воспитателя считаю также доступ во Всемирную сеть, где можно отыскать игры, демонстрационный материал, книги, тексты художественных произведений и многое другое. Это позволяет осуществлять работу с детьми увлекательнее, эмоциональнее.

Пединститут дает многое, а работа с детьми – всё. Убеждена, что любой воспитатель с солидным стажем и образованием «по специальности» это подтвердит. Чем больше узнаешь, тем больше становится новых вопросов. Ответы я нахожу каждый день, каждую минуту. Пусть мой педагогический багаж небольшой, но «нет предела совершенству», а кто считает, что его достиг, тому и стремиться не к чему.

Благодаря своей профессии я научилась любить детей, понимать многие их потребности - во внимании, заботе, сочувствии. Счастлива, когда они рады встрече со мной, значит, я нужна им.

Горжусь большими успехами своих юных воспитанников – будь то старательно рассказанное стихотворение, робкое «здласте!» с утра или правильно надетые ботинки, понимая, что в этом есть и моя заслуга. Нельзя губить с раннего детства желание «я сам!», иначе в будущем не услышишь этого возгласа вообще.

Мечтаю, чтобы каждый ребенок, повзрослев, вспоминал о «детсадовских» годах с улыбкой и светлой грустью, чтобы нашел себя в любимом деле, общении с людьми, семейной жизни, воспитывал бы своих детей на примерах нравственности, уважения, доброты. Впечатления детства оставляют в памяти самый глубокий и важный след, поэтому нужно заполнить каждый прожитый ребенком день радостью, интересными делами.

Хочу быть требовательней к себе, чтобы реализовать намеченные планы, всегда чувствовать свежие силы для активной работы. Да как же их не чувствовать, если вокруг столько «моторчиков» и «батареечек»! Дети такие разные: задорные, шустрые, упрямые, чувствительные, понимающие больше, чем иногда мы думаем о них. У моей воспитанницы на футболке надпись «Я – девочка творческая, хочу – творю, а хочу - вытворяю». Нужно находить для этой «вытворяющей» энергии правильный выход, творческое применение.

Работа должна приносить человеку удовольствие, хотя бы минимальное. Вспомнилась притча. «Три человека работали – что-то строили. Занимались все одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы были разные. Один сказал: «Я дроблю камни», другой сказал: «Я зарабатываю себе на жизнь», третий ответил: «Я строю храм». Я вижу в себе интересы всех этих людей, так и должно быть. Дроблю «камни» методической литературы, готовлю интересные дела для своих ребят, пополняю собственные знания, чтобы быть готовой ответить на сто «почемучек». Зарабатываю себе на жизнь и очень надеюсь, что труд воспитателя вскоре будет достойно оплачиваться. Строю храм, самый святой в мире – светлую детскую душу, а если ребенок меня туда впустит, обрету настоящее человеческое и профессиональное счастье.

Какой же багаж мне поможет в дороге? Каким должен быть воспитатель? «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В этом выражении великого писателя можно смело ставить знак равенства между понятиями «человек» и «воспитатель», потому что в своей профессии я стараюсь реализовать свои лучшие личностные качества.

Воспитатель – многогранная фигура. Чтобы быть хорошим наставником для своих детей, нужно очень много знать и уметь, находиться в постоянном творческом поиске, стремиться к постоянному самосовершенствованию. А как же иначе дать человеку в начале жизненного пути «разумное, доброе, вечное»? Значит, грани моего таланта должны быть ровными, симметричными. Ведь ребенок смотрит на меня и видит образец поведения. Я хочу быть «качественным образцом» и должна грамотно излагать свои мысли, эмоционально повествовать, красиво рисовать, двигаться, уметь выступать перед публикой.

В процессе работы я открыла в себе способности, о которых не подозревала раньше. Оказывается, в каждом воспитателе живет большой артист, и во мне тоже. Каким волнительным было ожидание первого выступления на утреннике! Первая роль - Снеговик, потом было Солнышко, Кот Базилио, Баба Яга. и много-много других персонажей. А сколько еще образов впереди, в каждый из которых мы сможем сжиться, чтобы порадовать ребят.

Считаю, что воспитатель должен обязательно быть терпеливым, доброжелательным, учиться не злиться на детей, а тем более, не жаловаться по каждому поводу родителям. Это одно из немногих моих твердых убеждений, которое не пришло с педагогическим опытом - я была уверена в этом с самого начала работы. Нужно искать причину плохого поступка и поведения ребенка в себе и учиться профессионально улаживать детские конфликты, чувствовать настроение каждого воспитанника.

Воспитатель – это второй педагог после родителей, поэтому

- воспитывать тяжело,

- воспитывать нужно,

- воспитывать нужно уметь.

Согласна с Иоганном Гете, который сказал: «Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью».

Мои воспитанники только начинают длинный жизненный путь – настойчиво топают по тропинке детства. Мой профессиональный долг – провести их по этой тропинке через равнины уверенности и самоуважения, поля духовности, ответственности и трудолюбия, вершины общения, творчества, умения видеть красоту во всех ее проявлениях.

В своем деле стараюсь придерживаться идей великих педагогов, здравого смысла и личных убеждений, поэтому

мои педагогические заповеди таковы:

- всегда искать «золотую середину» между строгостью и попустительством, видеть залог успешного воспитания в терпеливом, добром, справедливом отношении к детям;

- учиться любить чужого ребенка. «Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему» - одна из заповедей Януша Корчака родителям, которую я признаю первостепенной как мать и воспитатель в одном лице;

- принимать ребенка любым – «таким, каков он есть», всей душой, сердцем и умом; видеть в нем полноправную, уникальную личность;

- осознавать ответственность за физическое, психическое и эмоциональное благополучие и развитие ребенка;

- развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей, задатков, так как не бывает бездарных, неудачливых, плохих детей. Относиться к детям гуманно и доброжелательно, тем самым развивая общительность, любознательность, тягу к самостоятельности и творчеству.

- искать разнообразные виды деятельности, комбинируя и чередуя их таким образом, чтобы заинтересовать каждого ребенка, то есть творчески подходя к своему делу;

- воспринимать родителей своих воспитанников как первых партнеров в развитии детской личности, уважать их точку зрения;

- учить ребенка к самостоятельности мыслей и действий, помогать тактично и своевременно, показать возможные пути решения вопроса, а не выдавать готовый ответ. Искать истину вместе с ребенком, учись при этом восхищаться простыми вещами и явлениями;

- оценивать поступок, а не личность, осуществлять воспитательные воздействия в хорошем настроении, чтобы расположить ребенка общаться и сотрудничать. Хвалить ребенка за конкретные успехи и делать это искренно.

- отдавать ежедневно свои знания и умения детям, не переставая воспитываться и учиться вместе с ними.

Как сделать детство ребенка счастливым, самоценным? Здесь верные помощники – любящие родители, мудрые сказки, веселые игры, добрые мультфильмы.

И мы, воспитатели, тоже с радостью поможем в этом малышу. Утром встретим его с улыбкой, поинтересуемся, как дела, предложим развеселить скучающего мишку, рассмотрим морозные узоры на окнах. А сколько дел у нас после завтрака, не счесть! Прочтем волшебную зимнюю сказку и поделимся впечатлениями, нарисуем снежные комочки, разучим песню для деда Мороза. Молодцы, я рада, что у вас все получается. Скоро Новый год; он готовит нам много новых чудес, открытий и побед. Вот так, каждый день мы ведем наших детей по этой дороге. Я стараюсь делиться с детьми своим жизненным опытом, подавать положительные примеры поведения и действий.

Воспитатель должен всегда оставаться ребенком в душе, но быть на голову выше своих воспитанников, смотреть с ними в одном направлении, поэтому трудно быть наставником и другом одновременно. Я имею счастливую возможность жить детской жизнью каждый день. Общаюсь, играю, учу и учусь у них, находя в этом удовольствие. Хочу видеть и развивать в каждом ребенке те качества, которые помогут ему поверить в свои силы и почувствовать себя значимым для окружающих. Для меня очень важно думать о ребенке только хорошо. Я должна беречь в детях природную чистоту, восторженность, доверие, стараться не разочаровать их; направлять пытливый ум малыша в сторону собственных открытий и выводов.

Уверена, что избрала правильный жизненный путь, занимаюсь самым благородным делом, которое бессмертно в своем смысле и значении.

Публикации по теме:

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» «Моя педагогическая философия» Я – педагог! И это прекрасно! И пусть для меня до конца не все ясно, Пусть воспитателем сложно работать,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, Свою.

Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 02:00
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет!
Новогоднее оформление 2017 Новый год! Сказка в гости к нам идет! Традиционно, к самому долгожданному и любимому всеми детьми и взрослыми празднику, мы...
Символ года «Петушок Стёпа»
Символ года "Петушок Стёпа" Мастер - класс Вот такого замечательного петушка сделали мы вместе с дочкой для конкурса "Мастерская Деда Мороза" в...
Дымковская роспись. Мастер-класс «Юбка для барышни».
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Сегодня Вашему вниманию хочу представить мастер- класс по Дымковской росписи. Выполняли работу детки с ОВЗ из...