Эссе «Моя педагогическая философия».

Галина Улыбина
Эссе «Моя педагогическая философия».

У ЦРР детский сад 1 категории № 7 «Белочка»

Воспитатель высшей категории Антонова Г. А. г. Зверево, 2012г.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия».

Мир детства сладостен и тонок,

Как флейты плавающей звук.

Пока смеется мне ребенок,

Я знаю, что не зря живу!

Твердят друзья:

“Есть нивы тише. "

Но ни за что не отступлю.

Я этих милых ребятишек,

Как собственных детей люблю!

И каждый день,

Как на премьеру,

Вхожу в притихший детский сад:

Иду сюда не для карьеры –

Здесь каждый мне ребенок рад.

Быть в гуще детских восприятий,

И так на протяженье лет –

Судьба моя – я воспитатель!

Нет лучшей доли на земле.

Автор неизвестен

Существует убеждение, что мастером в своем деле можно стать, только получив специальное образование, освоив все хитрости будущей профессии. И вот тогда оказываешься, вооружен, как говорится, «на все сто» и можешь профессионально реализовать себя.

Кто такой воспитатель? Тот, кто освоил в течение пяти институтских лет премудрости Педагогики? Практика невольно заставляет усомниться: высшее образование – единственное ли это условие успешной работы? Как применить все имеющиеся знания в жизни, в той повседневной жизни, в которой ты заглядываешь не в учебник, а в распахнутые детские глазенки?

Что ты можешь предъявить ребенку? Заученную тобой чужую цитату, мнение ученого, правило, обведенное в рамочку, опыт коллег-предшественников?

Предъявить можно себя, свое слово, свой поступок. Все то, что ты накопишь за всю жизнь, что повидал, чему научился и что, без остатка, готов отдать…

Вспоминаю кадры из фильма «Ключ без права передачи». Новый директор спрашивает у молоденькой учительницы совета, что ему прочитать, прежде чем войти в класс. И она достает с полки тонюсенькую потрепанную брошюру «Как любить ребенка»: «Сначала это, а все остальное потом».

Я никогда не думала, что можно научиться любить, по-настоящему любить, чужих детей. Все изменила чудесная встреча с замечательным педагогом, человеком с большой буквы, чужой, но ставшей близкой и родной «мамой» не сотням, а тысячам малышей ясельного возраста. Это Леонькова Софья Петровна. Я ее увидела, и меня очаровал добрый ласковый взгляд, охватывающий все и всех вокруг, напевный нежный голос, который может успокоить этот ревущий поток неугомонных сорванцов. И я … я влюбилась! И уже с десяти лет знала, что постараюсь быть такой, как Софья Петровна.

Корней Чуковский писал: «Детство осияно, и любое столкновение с ним – счастье». И вот, придя после десятого класса работать в детский сад, увидев чистые, устремленные к тебе детские взгляды, поняла – Это счастье!

Моя педагогическая карьера началась с должности санитарки в ясельной группе. Я мечтала быть не просто воспитателем, а хорошим воспитателем. Возможно, ли однозначно ответить на вопрос: «Что такое «хороший воспитатель?» Сократ сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.

Потому что:

Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук. он будет, прежде всего, человеком».

Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.

Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.

Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», программу в детском саду делают люди, хорошие люди.

И в самом престижном детском саду мегаполиса, и в скромном детском садике крохотной далекой деревни с одинаковой уверенностью можно встретить хороших людей.

Я намеренно избегаю слова «педагогов», потому что давно убедилась, что не только профессиональные знания создают хорошего человека. Прежде всего, это качества личности. А вот какие – трудно описать, потому что все видят «хорошего человека» немного по-разному. Хотите убедиться? У друзей, коллег, родителей спросите - и они назовут такие качества как порядочность, аккуратность, ответственность, эрудированность, оптимистичность, находчивость, здоровье и т. п.

Я перечислила далеко не все качества, которые действительно считаются хорошими. Но и среди этих появилась возможность выбора. И каждый сделает свой выбор. Вот так и получается, что единого понятия хорошего человека просто нет.

Хороший воспитатель – это, прежде всего хороший человек. Что-нибудь особенное? Конечно, есть – любовь к детям и память о себе – ребенке, понимание, что детство всегда неожиданно, искренне готово к удивлению и открытию. А удивление и открытия – скорее импровизация, чем план.

Какой воспитатель нужен сегодня детскому саду? Такой, как и во все времена – добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои личные проблемы за дверью детского сада.

Дети как губка – впитывают и хорошее, и плохое. Поэтому ты в детском саду уже для того, чтобы их жизнь продолжалась. Им не важно, что дома неприятности, что у тебя плохое настроение. Им важны твои глаза, твои руки, твой голос, твое сердце! И вспоминаешь, что ты здесь для того, чтобы их жизнь продолжалась и была полной, чтобы они были защищены и накормлены, могли учиться, все делать сами, ходили в сухих колготках, с ощущением, что их здесь любят.

Что? Любят? Да! И ты понимаешь, что действительно их любишь. Разных – и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же вопрос по сто раз, и когда вообще не умеют говорить. Когда хулиганят, и когда обнимаются, и даже когда обижаются «Я к тебе больше не приду!» Просто ты их любишь, и поэтому ты здесь.

А потом за ними приходят родители. И ты остаешься один, уходишь в свою жизнь, кажется в личную. Там – семья, нет известий от сына, который служит в горячей точке, больная сестра, сварливая свекровь – и никаких детей. А хорошо ли?

Конечно, ты не плачешь каждый день, когда их забирают домой. Ты плачешь, раз в четыре года, в конце мая, когда вдруг ясно осознаешь, что Саши, Насти, Аленки и Миши …. уже не будет в твоей группе. Они не придут с утра и их глаза не встретятся с твоими глазами, ты не дотронешься до них, они не возьмут тебя за руку – они уходят от тебя …. – и это грустно, каждый раз это очень грустно. Ведь говорил Мудрый Лис: «Когда кого-нибудь полюбишь, то приходится плакать». Ты сама им часто читала это.

И они уходят из детского сада, уходят в другую жизнь, но в моем сердце остаются навсегда.

Кажется, что другие дети будут чужими, и я не смогу их полюбить так, как прежних. Но, увидев открытые взгляды малышей, понимаешь – ты им нужна. И так из года в год, из поколения в поколение….

Жизнь продолжается.

Публикации по теме:

Оформление детского садаОформление детского сада Зимний сад создавался общими усилиями педагогов нашего детского сада. В зимнем саду создан уголок для экспериментирования. В планах создание.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая философия».
Опубликовано: 28 июня 2012 в 10:31
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...