Лучший педагог года

Эссе «Моя педагогическая находка»

Наталья Мамаева
Эссе «Моя педагогическая находка»

Под системой… я разумею единство

многообразных знаний,

объединённых одной идеей.

И. Кант

Я родом из педагогической «династии». Замечательные женщины нашей семьи, каждая по-своему, проявили себя на этой стези. Выросла я в доме, где всегда было много детей. Это были мои друзья, друзья моей сестры. Ребята знали, что в нашем доме они могут пообщаться, поделится переживаниями, мыслями, идеями. Такую атмосферу создала моя мама – Любовь Васильевна. Она педагог с большой буквы. В профессии и в жизни всегда умело направляет и помогает и детям, и их родителям.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая находка“» размещена в разделах

У моей бабушки по отцовской линии было 12 детей. Поднимали они с дедом ребят в тяжелое послевоенное время. И, конечно, без педагогических талантов и хитростей сложно было бы справляться с такой командой. Многому я научилась у нее. По материнской линии бабушка преподавала в школе рабочей молодежи. Была очень активной и деятельной. Сама родила шестерых детей.

В философии существует «теория новичка», которая гласит о том, что когда человек занимается деятельностью, он может преуспеть в чем-то новом и увидеть то, что специалисты не увидели из-за сложившихся стереотипов.

Работая воспитателем в детском саду, судьба предоставила мне шанс изменить направление своей деятельности. Обучаясь на учителя – логопеда, мне также пришлось приобщиться к работе музыкального руководителя. При написании дипломной работы я использовала в своей исследовательской деятельности различные тесты, психологические диагностики, задания. Данные мероприятия позволили глубже окунуться в работу психолога.

Я считаю, что логопед, а правильнее сказать учитель – логопед – это педагог, сочетающий профессии актера, музыканта, дизайнера, психолога…

В своей практике я все чаще отмечаю расстройства детского голоса. Наиболее значительные нарушения голоса отмечаются у детей с моторной алалией и дизартрией: осиплость, недостаточная модулированность, глуховатый, тусклый тембр. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация, нарушение речевого дыхания. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонна и лексически не выразительна. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере детей. Меняются их взгляды на мир и отношения с окружающими. Патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние, отражает психическую жизнь человека.

«Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, нарушение координации между слухом и голосом, Избыточная информативность русского языка и смягченность российской фонетики приводят к слаборазвитому фонематическому слуху.

Я обратила внимание на то, как ребенок рассказывает. Большинство детей практически не используют средства выразительности, жесты, мимику, окраску голоса. Рассказывают о веселом, не меняя выражение лица. А о грустном, печальном – с усмешкой. Научить детей свободно пользоваться словом, получать удовольствие от своей речи, непроизвольно используя богатство интонаций, мимики и жестов, нужно именно в детстве, позже этим его будет трудно увлечь. Но сама по себе эмоциональная лексика качественно не развивается: её необходимо формировать Развитие же двигательной сферы голосообразования и речеобразования ведут к восстановлению фонематического слуха.

К сожалению, в научно - методической литературе мало представлены данные о состоянии голоса детей дошкольного возраста и тех специальных методах и приемах, которые должны проводится для предупреждения и коррекции патологии голосообразования. Исследования голоса детей касаются лишь медицинского аспекта этой проблемы, хотя дети, не получившие своевременной помощи, приобретают с годами стойкую неполноценность голосового аппарата и снижения коммуникативной функции речи.

Речь сродни музыке, чувства и идеи, которой выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. И в речи происходит подобное. Как музыкант, современный логопед обладает прекрасным слухом.

Я обратила внимание на то, как преображается ребенок при звучании музыки, а особенно при совместном исполнениями «здоровок». «Здоровками» я назвала, ставшими традиционными в моей коррекционной работе, приветствия на начало различной деятельности. За годы работы накопилось их множество, по лексическим темам. Музыкальное образование позволило подбирать перекладывать на мелодию и интонировать, вокализировать различный материал. Используя пение в коррекционной работе, можно добиться легкости и непринужденности звукоизвлечения, а затем перевести эти навыки в речь.

В дальнейшем, видя заинтересованность детей, а главное, эмоциональный отклик, я стала применять этот метод на всех этапах коррекционной деятельности. Свою работу с детьми я «строю», «пронизываю» и опираюсь на задания и упражнения, развивающие эмоции, эмоционально - экспрессивную лексику.

Свои техники и приемы я подбирала, разрабатывала, адаптировала, основываясь на методах и технологиях развития двигательной сферы голосоведения у людей, занимающихся пением. Познакомилась с фонопедическим методом В. В. Емельянова (фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок). В. В. Емельянов предлагает голосом «рисовать» динозаврика. Можно изобразить голосом разных зверей: высокого жирафа и маленького колючего ёжика, толстого бегемота и мягкого котика. Для этого потребуются звуки не только в разных регистрах, но и звуки на легато и стаккато. Расширению вокального диапазона способствует упражнение «вопросы – ответы». Оно строится на скользящей вверх вопросительной интонации и спускающейся вниз утвердительной. Так можно «поговорить» с гномиком, ежиком, мышкой, инопланетянином… Выразительная мимика лица и соответствующие жесты руками являются элементом психогимнастики.

Так же я изучила и апробировала ортофонический метод Е. С Алмазовой. (включает рациональную психотерапию, коррекцию физиологического и фонационного дыхания, тренировку кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедические упражнениями, автоматизацию восстановленной фонации). Усиливая, утрируя высоту речевой интонации, разграничиваем грудной и фальцетный регистры, а главное – создаем зримый образ стихотворения. Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики.

«Дыхательный» метод Б. А. Толкачева (озвученный метод). Основными критериями этого метода являются акустическая эффективность, энергетическая экономичность и биологическая целесообразность. То есть, достижение максимального звучания голоса при минимальных нагрузках, основанные на естественных звуках доречевой коммуникации – хрип, скрип, шепот, крик, вой, визг.

Метод «звукового» дыхания М. С. Лазарева - это специальная гимнастика для носоглотки (очищающее дыхание, энергетизированное дыхание, стимулирующее дыхание).

С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определенным кодовым знаком и мимикой. По методу Д. Е Огородникова: «артикуляция – это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции» Целесообразно использовать «жестовое» пение, когда все пропеваемые гласные связываются с определенными кодовыми знаками.

Использование специальной методики Т. М. Власовой. А. Н Пфафенродт «Фонетическая ритмика» в коррекции голосовых расстройств позволяет устранить нарушение звуковой стороны речи и восстановить ее коммуникативную функцию.

Л. В. Лопатина предлагает при работе с различными интонациями так же использовать пение.

А. А. Самбурская в своей методике «Музыка интеллекта»,

говорит о том, что музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т. е. интеграцию мозга. Это приводит к улучшению моторной координации. повышению уровня речевых навыков. Так же в случае использования вокализации в коррекции речи срабатывает "эффект перемещения" или «перемещение обученности». Это усовершенствование одной познавательной способности или моторного навыка за счет предшествующего изучения или практики в другой области.

В настоящее время получает свое развитие и распространение метод Альфреда Томатиса. Это нетрадиционная терапия слуха и возможностей речи, известная, как метод Томатиса или Аудио-Психо-Фонология (AПФ). На основании накопленных экспериментальных данных А. Томатис вывел свой первый закон «голос не воспроизводит то, что ухо не слышит», этот закон и стал основой его метода. Основываясь на идее, что человек говорит (или поет) так же как слышит, он разработал аппарат для улучшения прослушивания собственного голоса и назвал его «Электронное ухо». Познакомившись с этой методикой, я решила использовать запись исполнения наших «здоровок», попевок для анализа звучащей речи самими детьми. Это увлекательное занятие дает свои результаты. Ребенок, слушая себя в записи, делает определенные выводы. Многие стремятся к исправлению дефектов речи. Сравнение звучания голоса на начало и конец коррекционной работы вызывает восторг, как у детей, так и у родителей.

Творческий подход к коррекционной работе позволяет ощутить себя волшебницей – дарить детям и взрослым надежду, своего рода «выздоровление».

«В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения, методик и систем. Если не работаешь ни в какой из них, придумай свою: миксуй все известные приемы, варьируй их, подгоняй под свои требования. Главное – добиваться результатов». Автор неизвестен, мне созвучен!

Публикации по теме:

Педагогическая находка Конспект занятия на тему «Весна пришла» с детьми 5 – 6 лет Цель: Формирование творческого мышления путем использования коллекций в художественной.

Педагогическая находка Педагогическая находка Воспитатель МБДОУ "Красная шапочка" с. Вареновка Романенко О. Ю. В своей работе я применяю различные инновационные.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Детей должны воспитывать люди, которые по своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви.

Эссе «Моя педагогическая философия». Рассуждать о профессии педагога можно бесконечно. Какой он, Педагог?. Именно Педагог с большой буквы… Я считаю, что в первую очередь, он.

Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия». Я родилась и выросла в нашем прекрасном древнем городе Азове. Как и все дети, я посещала детский сад.

Эссе «Моя педагогическая философия» «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Сухомлинский В. А. Существует множество.

Эссе «Моя педагогическая философия» Воспитатель-это слово сейчас значит так много. А когда-то я даже не думала, что свяжу судьбу именно с этой профессией. Я помню однажды майским.

Эссе «Моя педагогическая философия» ЭССЕ «Моя педагогическая философия» Расти цветок, стремись ты к свету, согретый солнышком любя! Расти малыш, теплом согретый, Руками добрыми.

Эссе «Моя педагогическая философия. Моя мечта, моя любовь, мое призвание» О, смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Возможно ли, что человеку при рождении начертана его судьба, выбор профессии и весь жизненный путь? Каждый из нас в определенное время задумывается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая находка»
Опубликовано: 16 июня 2017 в 08:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД