Получи документы

Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против»

Татьяна Киньшакова (Кузина)
Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против»

Проблема сознания являлась важным аспектом в работах многих психологов. Так, одним из первых, кто начал изучать данный вопрос, был выдающийся психолог Соединенных Штатов Уильям Джеймс. Он еще в 1890 году опубликовал свою практически сформулированную теорию сознания.

В это время изучением сознания занимались два других не менее известных ученых: Вундт (немецкий подход) и Титченер (англо-американский подход). Джеймс не принимал их теории, так как был против приверженности ученых к бесконечным лабораторным экспериментам и атомистического представления о сознании.

Публикация «Эссе „Мое понимание выражения У, Джеймса „Сознание есть хозяин психических функций“: за и против“» размещена в разделах

Для Уильяма Джеймса сознание являлось «хозяином психических функций». А что же собой представляют психические функции? Психические функции - это органы чувств нашей души.

Таким образом, можно сказать, что сознание управляет нашими эмоциями, внутренними переживаниями и ощущениями. Но так ли это?

Действительно, невозможно не согласится с высказыванием Джеймса. Каждый человек (за исключением людей с нарушенной психикой) может управлять своими чувствами и эмоциями. Допустим, ситуация первой любви в ранней юности: парень влюблен в девушку, но боится признаться ей в этом; ему приходится сдерживать свои чувства. Он делает это осознанно, управляет своими действиями и желаниями.

Или другая ситуация: студент пришел на пару, у него нет настроения слушать и тем более запоминать то, что говорит преподаватель. Однако студент понимает, что ему данные знания необходимы; он начинает проявлять силу воли, чтобы воспринимать слова наставника.

Но всегда ли мы можем управлять своими чувствами, эмоциями и переживаниями? Думаю, нет. К примеру, в ситуации потери близкого родного человека. Умом каждый понимает, что не стоит лить слезы и так горько переживать, ничего уже не вернуть… Но душу рвет на части, отключается сознание, невозможно контролировать свои эмоции и действия.

Иная ситуация: убийство, совершенное в состоянии аффекта. Когда возникает сильное душевное волнение, вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением. Не сознание в данный момент движет человеком.

Также Джеймс выделил характеристики мысли:

• Личностное сознание :

согласно данной характеристике, сознание не бывает индивидуальным. Каждая мысль принадлежит определенному человеку, а процесс мышления или восприятия мысли всегда связан с личностью.

• Изменения сознания :

согласно Джеймсу, одна и та же мысль никогда не приходит дважды. Мы часто видим знакомые предметы, слышим знакомые звуки, едим одно и то же блюдо… Казалось бы, должны быть одинаковые ощущения. Но нет, каждый раз возникают новые мысли.

• Непрерывность мысли и поток сознания :

каждая мысль воздействует на последующую.

Если с первой и третьей характеристикой мысли я полностью согласна, то со второй можно было бы и поспорить. К примеру, в ситуации вкушения лимона или соленого огурца. Как могут меня посещать другие мысли, как не «лимон кислый», а «огурец соленый»? И вторая ситуация: песня, которая была на первый танец с мужем. Что я чувствую? Любовь, нежность… (разве что, если я не зла на мужа).

За все время существования человечества накопилось огромное количество определений сознания. Но они, зачастую противореча одно другому, не раскрывали сути сознания. Итак, рассмотрим взгляды других ученых на проблему сознания.

В. Вундт писал: «Сознание заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния». При этом он выделял психологические законы сознания : единства, непрерывности, узости.

К. Ясперс рассматривал сознание, как особое психическое пространство, «сцена».

Наторп считал, что сознание может быть условием психологии, но не ее предметом.

Стаут говорил, что сознание бескачественно, потому что оно само есть качество - качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту. Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Выше приведенные взгляды объединяет следующая характеристика - это акцент на психологической бескачественности сознания.

Рассмотрим взгляды представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс). Здесь сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Сознание отождествляется со знанием: сознание - это «со-знание», продукт общения знаний.

Заслуживает внимания система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он полагает, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». «Сознание есть как бы контакт с самим собой». Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире».

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов».

Данные точки зрения далеко не все. Но каждая из теорий, на мой взгляд, достойна уважения и восхищения. Со временем знания обновлялись, а наука развивалась. Каждый новый взгляд на проблему сознания зарождался благодаря прошлым мыслям, дополняя или опровергая те или иные взгляды ученых. Открытие новых идей являлось ценным в свое время. И, пожалуй, остается важным для всей нашей истории существования человечества.

Публикации по теме:

Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействияДидактические, пальчиковые игры как средство коррекции психических функций и развитие межполушарного взаимодействия Дидактические, пальчиковые игры как средство коррекции познавательных, психических функций и развитие межполушарного взаимодействия мозга.

Лэпбук «Крылатые выражения»Лэпбук «Крылатые выражения» Дидактическое пособие Лэпбук «По крылатым выражениям». Авторы: Куклина О. Н. Комлева К. А. Цель: В игровой форме систематизировать знания.

Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды.

Мини-спектакль для младших школьников. «Вместе лучше: Дружба. Поддержка. Понимание». Подготовила практический психолог Верведа Н. А. Цель: Учить передавать с помощью мимики, жестов и интонации особенности каждого из героев.

НОД «Диагностика неречевых психических функций и фонетической стороны речи ребенка» Диагностическое занятие Учитель-дефектолог Дудкина М. В. Целевая группа: дети 3-4 года Время проведения: 20 мин. Тема: Диагностика неречевых.

Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью «Сказка как средство развития и коррекции психических функций у детей с интеллектуальной недостаточностью». Дети с интеллектуальной недостаточностью.

Текст аутотренинга. Поможет детям успокоится, перед тихим часом, расслабить тело и сознание Текст аутотренинга для релаксации и засыпания Выполнила: Воспитетель средней группы Корякина Маргарита Юрьевна. Подготовлен для детей.

Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. На основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно.

Эссе «Это и есть моя профессия»Эссе «Это и есть моя профессия» В слове ВОСПИТАТЕЛЬ заключены все те качества, которые присущи моей профессии. В- воспитывать, но не навредить. Каждый человек приходит.

Занятие «Что такое понимание» Тема: «Что такое понимание?» Цель: - помочь сформировать правильное отношение к семье, её членам, их взаимоотношениям; разыгрывая жизненные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Мое понимание выражения У. Джеймса «Сознание есть хозяин психических функций»: за и против»
Опубликовано: 29 июля 2016 в 08:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД