Папки-передвижки

Эссе «Моя педагогическая инициатива»

Наталия Тупикина
Эссе «Моя педагогическая инициатива»

Эссе на тему :

«Моя педагогическая инициатива», посвященное занятию в старшей группе «Путешествие на весеннюю поляну»

Идеал воспитания – это

сочетание ума мудреца

с силой и здоровьем атлета.

Ж. Ж. Руссо.

Издавна говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибается тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей каждого человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая инициатива“» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость/физический аспект здоровья/; проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость,/интеллектуальный аспект здоровья/; честен, самокритичен /нравственное здоровье/; коммуникабелен /социальное здоровье/; уравновешен /эмоциональный аспект здоровья/.

Для родителей и педагогов нет важнее задачи, чем сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения, а также его благополучное социальное состояние и гармоничное развитие, является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков, родителей.

Моим приоритетным направлением с дошкольниками является физкультурно-оздоровительная работа. Я считаю одной из эффективных и интересных форм – это занятия художественно–ритмической гимнастикой.

Необходимость этих занятий вызвана: недостаточной двигательной активностью в течении дня в детском саду и дома; потерей природной гибкости, эластичности и подвижности суставов к концу дошкольного периода; возможностью реализовать себя в движении и большим желанием родителей видеть ребенка физически совершенным: развитым, здоровым, активным.

За основу построения занятий взята традиционная структура, но ее содержание имеет определенные специфические особенности.

Упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях, а также психогимнастика, игры, меняются через каждые шесть занятий, чтобы привести их в соответствие с сюжетом, а комплексы общеразвивающих упражнений в основной части – постепенно усложняю и увеличиваю нагрузку. При дозировке упражнений учитываю уровень подготовленности и индивидуальные особенности детей.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение, наглядность /картинки– схемы/,спортивный инвентарь.

В основу занятий входят как традиционные методы и приемы физической культуры, так и нетрадиционные. К ним относятся:

- игры – путешествия включают все виды двигательной активности.

- игровой массаж – основа закаливания и оздоровления;

- игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей упражнения на растягивание;

- креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

Мною разработаны серии занятий по художественной и ритмической гимнастике.

Одно из них – это занятие для старшего дошкольного возраста, танцевально-игровая гимнастика «Путешествие на весеннюю поляну».

Главной целью является привлечение внимания детей к занятию танцевально– игровой гимнастикой. В нем я использовала сочетание старых классических разделов занятия и новых дополнительных разделов:

- игроритмика /это упражнения для согласования с музыкой, танцевальные шаги, бег/.

(Музыка создает общий положительно–эмоциональный настрой, музыкальное сопровождение прослеживается на протяжении всего занятия. Веселая, задорная маршевая музыка в вводной части занятия выражает смену настроения художественного слова. Движения выполняются соответственно тексту.)

Игроритмика

Танцевальные шаги.

Эй, ребята, веселей! - ходьба гимнастическим

Ножек, ручек не жалей! шагом.

Отправляемся в поход.

Сколько нас открытий ждет!

Мы шагаем друг за другом.

Лесом и весенним лугом.

Мы походим на носках, - ходьба на носках.

А потом на пятках, - ходьба на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Тишина стоит вокруг, - ходьба скрестным шагом.

Вышли мы сейчас на луг.

Чтоб цветочки не помять,

Будем мы вот так шагать…

После шагом острым все пойдем. – ходьба острым шагом.

К речке быстрой мы спустились,

На полянке очутились.

Много здесь насекомых, птиц, зверей,

Побежали все быстрей! - бег с остановкой.

Шагом все пойдем теперь. – ходьба обычным шагом.

- игрогимнастика /это общеразвивающие упражнения, акробатические, упражнения на укрепление осанки/

ОРУ упражнения с мячом.

(Мяч – средство передачи образа героя сказки Колобка).

«Гимнастическая сказка».

(Выполнение игрогимнастики «Колобок» под сопровождение русской народной мелодии. Мелодия передает светлый, сказочный, волшебный колорит. Четкий и энергичный ритм музыки сочетается с текстом.)

Жили – были дед и баба - стоя, мяч в правой руке,

На поляне у реки вращение мяча под рукой,

тоже левой рукой.

И любили очень – очень - полуприсед, выставляя мяч

На сметане колобки. в сторону вправо – влево.

Хоть у бабы мало силы, - «пружинка».

Баба тесто замесила.

Ну, а бабушкина внучка - вращение мяча между ладонями.

Колобок катала в ручках.

Вышел ровный, вышел гладкий, - мяч в правой руке,

Не слоеный и не сладкий. перекладывание из руки в руку.

Очень круглый, очень вкусный, - подбросить мяч и поймать2 р.

Даже есть его мне грустно. – положить на пол.

Мышка серая бежала, - обежать вокруг него 2 раза.

Колобочек увидала.

Ой, как пахнет колобочек, - приседая,прижимая мяч к носу.

Дайте мышке хоть кусочек.

С колобком забот немало – - в упоре присев, выполнить

Скачет глупый где попало. прыжки.

Может в лес он укатиться, - стоя, зажать мяч между ног,

Может съесть его лисица. выполнять прыжки.

Лучше взять мне колобочек - стоя, мяч за спиной,

Да запрятать под замочек. выполнять прыжки.

И тогда из под замочка - восстановительная ходьба

Не украсть ей колобочка. на месте.

Основные упражнения. Акробатика.

(Упражнения на развитие гибкости, растяжки и подвижности суставов.)

Солнышко, солнышко,

В небе свети!

Яркие лучики

К нам протяни!

Ручки мы вложим

В ладошки твои.

С тобой заниматься

На луг мы пришли.

/Дети по карточкам – схемам выполняют акробатические упражнения. /

-упражнение «улитка»,

-упражнение «кошечка»,

-упражнение «кошечка тянет ногу»,

-упражнение «коробочка»,

-упражнение «лягушка»,

-упражнение «Буратино».

- музыкально–подражательная игра /подвижная игра для определения темпа, динамики музыки и согласования движения с музыкой/

Игра проводится в основной части занятия, для повышения двигательной активности и увеличения физической нагрузки. Для привлечения внимания и заинтересованности детей использую атрибуты воротнички и ростовую куклу «Цапля»

Музыкально – подвижная игра «Лягушки и цапля».

(Звуковым оформлением игры служит песня «Лягушачий джаз» муз. А. Варламого, сл. В. Кузьминой)

Веселые лягушки

Под задорную музыку,

Весело шагают,

Лапы поднимают,

А когда музыка замолкает

Все на месте замирают.

По болоту цапля ходит,

Лягушаток непослушных ловит. /Игру повторить 2 – 3 раза/

- игропластика, используется в заключительной части занятия. Для развития гибкости, пластики тела, изящества движений.

Игропластика «Лебедь».

(При постановке игропластики выбирается специальный музыкальный материал. Это плавная, мелодичная по звучанию музыка.

Музыка из серии «Музыка с мамой» /С. и Е. Железновы/)

Специальные упражнения для развития гибкости:

«уточка» - из седа на колени, перейти в сед между пятками, колени вместе.

«спящий лебедь» - сед на коленях, левая нога вперед на носок, согнута в колене, правая рука лежит на левой ноге. Левая рука назад – вверх, голова прижата к левому колену.

«лебедь» - принять положение упора стоя, левая нога впереди, согнута в колене, а правая сзади. Руки подняты в стороны, вверх.

Для достижения высокой моторной плотности, хорошего тренирующего эффекта, а так же повышения физической нагрузки на данном занятии, использовала нестандартное оборудование:

- массажный коврик, для профилактики плоскостопия /очень удобный, наполнен природным материалом – зерном/;

-метки – цветы и дидактическое солнышко, которые служат детям зрительным ориентиром;

- карточки – схемы с изображением акробатических упражнений, позволяют увеличить моторную плотность занятия.

Формы организации двигательной активности самые различные, среди них нетрадиционные – это выполнение упр. вокруг ориентира – солнышко, с использованием схем, и выполнение упражнений на метках «цветы». Многочисленные перестроения, помогают повысить моторную плотность и общую двигательную активность.

В итоге умение ребенка выражать различные образы в акробатических, ритмических и танцевальных движениях является венцом моих педагогических усилий, направленных на формирование у детей умения реализовать себя в движении.

К возрасту /5-6 лет/ дети более осознано подходят к вопросу сохранения своего здоровья. А девочки стремятся к красоте, изяществу и грации своего тела.

В дошкольном возрасте ребенок генетически запрограммирован на заботу и уход за ним взрослыми. Собственной потребности в здоровом образе жизни у него еще нет. Эту потребность, стараюсь сформировать в процессе активной оздоровительной деятельности ребенка. И этот процесс должен создавать ребенку удовольствие.

В своей работе я не использую один и тот же материал /гимнастическую или акробатическую композицию/ под один и тот же музыкальный репертуар. Разработка новых композиций - это бесконечный процесс, при котором ориентируюсь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.

Самостоятельно разработанные гимнастические композиции «Птица счастья», «Морское путешествие», «Спортивная смена», были ярко представлены воспитанниками на районных мероприятиях и праздниках

Разработанные мною серии занятий и композиции способствуют расширению кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышению уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.

Перспективой своей работы, считаю создание : детско–взрослого общества / дети – родители – педагоги – медики/, с целью приобщения к здоровому образу жизни и изменении позиции родителей в отношениях своего здоровья и здоровья детей с учетом возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. (Родительские собрания, совместные досуги, гимнастические вечера.)

Таким образом, мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения, т. е. «Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам» - В. Шененберг.

Публикации по теме:

Циклограмма музыкального руководителя на 0,5 ставки Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дударевский детский сад № 9 «Солнышко» Циклограмма рабочего времени музыкального.

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД