Папки-передвижки

Эссе «Моя педагогическая инициатива»

елена учаева
Эссе «Моя педагогическая инициатива»

Автор: Учаева Елена Валентиновна

«Воспитывает всё : люди, вещи, явления,

но, прежде всего и дольше всего люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги».

А. С. Макаренко

Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребёнка, подготовки его к жизни в обществе.

Публикация «Эссе „Моя педагогическая инициатива“» размещена в разделах

Детский сад – это большая и дружная семья воспитателей, родителей и детей. Успех в семейном воспитании не является результатом счастливой случайности, и пословица «Что посеешь, то и пожнёшь», здесь уместна более чем где-либо. Между родителями и педагогами важна дружеская, доверительная атмосфера взаимоотношений, которая устанавливается постепенно в совместной деятельности. Но возникает ряд трудностей на пути к этому: родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие считают, что у воспитателей низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества.

Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно-популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании не убавляется! Даже имея обширный запас творческих знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с педагогом по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к воспитателю.

Я не раз задавала себе вопрос, какого человека они хотят видеть в воспитателе? И пришла к выводу, что в педагоге они хотят видеть человека здорового духовно, нравственно и физически, с тем, чтобы в процессе воспитания не возникало проблем эмоционального, речевого, физического развития, здоровья детей. Но не считают главным микроклимат и взаимоотношения в семье. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Свою работу с родителями я начинаю с того, что пытаюсь определить типы семей, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребёнка, на его характер, поведенческие реакции.

Российские психологи выделяют несколько типов семей: семья традиционная. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этих семьях, чаще всего, вырастают дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, в своих способностях. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в этих семьях, психологи делят на четыре группы:

1. «Я недостаточно хорош»;

2. «Я беспомощен»;

3. «Я чужой»;

4. «Я сверхответственный».

Детоцентрическая семья или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

В определении типа семьи я использую индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, детское творчество. Многое о ребёнке могут рассказать рисунки, особенно, если предложить темы: «Моя семья», «Моё заветное желание», «Чего я боюсь» и др. Потому, что и как рисует ребёнок можно сделать вывод о его душевном состоянии.

Для психолого-педагогического просвещения родителей использую информацию на стендах и ширмах; библиотеку по вопросам возрастной педагогики и психологии; консультации специалистов; совместные досуги и праздники.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями содержания и методами воспитания детей в дошкольном учреждении, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приёмов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. Чтобы убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребёнка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься.

Посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребёнка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребёнка в обстановке, отличной от домашней. И порой, родителей ожидают открытия: домашний «тихоня», может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребёнок – спокойным и даже застенчивым. Любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными, ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, я, как педагог должна проявить тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьёй, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь.

Считаю, что главным при работе с детьми является стиль общения, от которого во многом зависит взаимопонимание воспитателя с детьми и их родителями. Взаимопонимание будет только лишь при условии любви педагога к детям, показывая, что ты доверяешь ребёнку, любишь, уважаешь его права.

В процессе своей педагогической деятельности я разработала и применяю на практике правила, которыми руководствуюсь в работе с родителями:

1. Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет, создайте необходимые условия для общения с ними.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу.

3. Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь назидать, научать, это вызывает раздражение и негативную реакцию родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей. Не спешите с выводами.

5. То, о чём родители Вам поведали, не должно быть достоянием других родителей, педагогов.

6. Необходимо помнит, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но, в первую очередь, хорошее.

7. Если родители принимают активное участие в жизни группы, их усилия должны быть отмечены воспитателем!

В своей работе я стараюсь не останавливаться на достигнутом, пытаюсь постоянно разнообразить приёмы, методы и формы работы и следовать следующему принципу: сделать так, чтобы как можно большее число семей было счастливыми, чтобы ребёнок гордился своей семьёй, а семья радовалась успехам своего ребёнка и гордилась им.

Публикации по теме:

«Призвание — воспитатель детского сада». Эссе «Призвание – воспитатель детского сада» Эссе С детьми всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести.

Консультация для родителей «Значение семьи в жизни человека» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино» Консультация для родителей. «Значение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
Опубликовано: 26 января 2014 в 14:33
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД