Эссе «На пути к новому образованию»

Екатерина Епифанова
Эссе «На пути к новому образованию»

На пути к новому образованию.

Все мы живем в динамичном, постоянно меняющемся мире. И если взрослые – учителя, педагоги, воспитатели – люди 20 века, то наши дети – это поколение века 21. У них другие интересы, стремления, увлечения. Другое мышление и склад ума. Они намного быстрее усваивают и понимают новое. И зачастую то, что мы можем предложить, им уже не интересно. Они сами могут рассказать то, чего не знаем мы. Таким образом, хотим мы того или нет меняется роль педагога в образовании ребенка. Мы из носителя информации, безусловного авторитета превращаемся в друга и помощника, того кто поможет в трудную минуту, но не даст готовый ответ. Нашей основной функцией становится не передача уже сформированных знаний, умений и навыков, а умение заинтересовать ребенка в них, показать способы их получения и применения. Мы перестаем быть главными. Ребенок становится субъектом деятельности. Он сам выбирает ту информацию, те умения, которые ему интересны и значимы. Наша цель пробудить этот интерес, развить его, не мешая ребенку самому познавать мир. Чем больше мы сами будем знать и уметь, чем быстрее научимся добывать информацию, тем больше дети будут тянуться к нам, а не к сомнительным компаниям. Поэтому в 21 веке учиться должны не только дети, но и взрослые.

Это меняет саму систему образования. Уходят в прошлое традиционные уроки и занятия, когда дети просто сидят, слушают, повторяют. Сейчас ребенок активен. В зависимости от возраста он ставит цель, задает вопрос, выбирает пути решения и инструменты. Мы лишь незаметно направляем этот процесс в верное русло, подводим к догадке, но ничего не делаем за детей. Основной целью нового образования становится формирование самодостаточной личности, которая умеет самостоятельно учиться: осмыслять возникшую проблему, выбирать пути и методы ее решения, отбирать необходимый материал, а главное – уметь понять – достиг ли он своей цели, и что это ему дало в познании мира и себя в этом мире. Личность с активной жизненной позицией – вот к чему мы должны стремиться. Это и есть социальный заказ общества, который должна выполнить система образования, начиная с детского сада и заканчивая ВУЗом.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Что же изменяется (появляется и исчезает) в системе на пути к новому образованию?

Во первых, претерпел изменение сам образовательный процесс. Если раньше в традиционной системе больше внимая уделялось заучиванию, механической передаче знаний, а ребенок выступал в роли объекта, то сейчас ситуация кардинально меняется. Дети все больше включаются в процесс, высказывают и отстаивают свою точку зрения; отношения становятся партнерскими, атмосфера на занятиях - непринужденней. Больше внимания уделяется не самим знаниям, а умениям их добывать и использовать в дальнейшем. Информация становится практически значимой, а не сухой теорией. Такие знания, полученные своим трудом, усваиваются намного прочнее, чем материал, полностью рассказанный и показанный педагогом. Кроме того, в этой системе дети перестают бояться наказания за неправильный ответ, так как педагог только направляет, а не жестко руководит процессом. И решение проблемы, пусть и неверное, становится личным достижением ребенка. На занятиях создается ситуация успеха.

Кроме того, образовательный процесс обретает личносто-ориентированный характер. И здесь мы возвращаемся к истокам, идем по пути Я. А. Коменского, который призывал обращать внимание на особенности каждого ребенка, находить индивидуальные подходы. Ученики не боялись своего учителя, так как он знал и любил каждого, для каждого определял свои методы и приемы. Еще одна особенность системы Коменского, которой мы возвращаемся, - его занятия никогда не были скучны. Дети развивались, играя, общаясь, делая открытия. И сейчас в детских садах занятия проводятся в основном в игровой форме. Ребенок занимается привычным ему видом деятельности, не чувствует дискомфорта, скованности – ведь в игре все можно изменить и исправить. Так намного быстрее раскрывается внутренний потенциал ребенка. Он активнее усваивает новое, осваивает социальные роли.

Но все новое – это не только забытое старое. Мы живем в мире ИКТ, и не использовать их в процессе образования было бы нелогично как минимум. Использование презентаций, фильмов, обучающих программ, интернет-экскурсий очень целесообразно. Дети в детском саду воспринимают мир через зрительный образ. Им необходимо все увидеть. Образовательные поездки на большие расстояния для них сложны и опасны, а в маленьких городах, как правило, нет ни театров, ни музеев. А с помощью Интернета, компьютера, проектора можно показать детям и устройство Вселенной, и изменение природы по временам года, и различных животных, и уникальные места планеты, и произведения искусства. Такой способ подачи информации совместно с последующими беседами-обсуждениями и играми очень нравится детям.

Однако, мало, чтобы знания были интересными и красочными. Они должны еще и быть связаны с жизнью, давать ребенку непосредственное представление о жизни общества и месте ребенка в нем. Так, необходимо знакомить детей с профессиями не по картинкам, а с выходом на предприятия: пожарную часть почту и т. д. даже поход детей на кухню сада или школы даст им намного больше информации и впечатлений и труде повара, чем неделя бесед об этом в группе или классе. Дети проникаются атмосферой рабочего места, видят сколько труда вкладывают взрослые, начинают по другому смотреть на родителей, которые тоже где-то работают и устают. Находясь в рабочей атмосфере, ребенок формирует для себя более четкую картину, начинает понимать, нравится ему эта профессия или нет. Эта же техника работает и при обучении детей ПДД. Ребенок должен понять, что правила нужно знать и соблюдать не потому, что так хочет мама или воспитатель, а затем, что от этих знаний в определенной мере зависит его жизнь и безопасность. Ведь не всегда родители будут его опекать, когда то надо будет жить и действовать самостоятельно, без подсказки. Обучая детей ПДД нужно выходить с ними на улицы города, обращать внимание на различные ситуации (это человек неправильно перешел дорогу – он мог пострадать и т. д, пригласить сотрудника ГИБДД или организовать специальную площадку с дорожной разметкой и знаками. Такие жизненно важные и полученные на практике знания детьми усваиваются намного прочнее.

Также должна осуществляться связь сада с другими организациями: школами (общеобразовательными и школами искусств, учебными центрами, центрами детского творчества, домами культуры. Посещение их и живое общение с педагогами и детьми даст ребенку неоценимый коммуникативный опыт, условия для развития всех его способностей. Детский сад перестает быть изолированной структурой. Он становится частью социума, образовательной среды, в которой развивается личность ребенка. Дети начинают понимать, что чем больше они знают и умеют, тем больше возможностей для проявления себя у них возникает.

В итоге, если мы сумеем совместить все эти направления в своей работе мы получим удивительные результаты. Наши дети вырастут не потребителями, а активными людьми, способными изменить мир. И тогда можно будет изменить крылатое выражение «Дайте мне точку опоры и я переверну мир». Новое поколение не будет ждать когда кто-то что-то им даст. Они найдут способ придумать и сделать все самим. Это будут люди с активной жизненной позицией, собственным взглядом на мир, люди умеющие ценить труд других и уважать окружающих.

Публикации по теме:

Прогулка на катере в День дошкольного работникаПрогулка на катере в День дошкольного работника Если твои планы расчитаны на год, сей хлеб Если на десятилетие, сажай деревья, Если на века, воспитывай детей. Мы не представляем своей.

Запись на 2011–2012 учебный годЗапись на 2011–2012 учебный год Творческие мастерские "Вариации Века" начали предварительную запись в мастерскую танца, музыкальную мастерскую, театральную мастерскую.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Эссе «На пути к новому образованию»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 14:42
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...
Танец «Ярмарка». Фрагмент осеннего утренника, посвященного Дню Народного Единства.
Еще одним незабываемым моментом на осеннем утреннике стал танец "Ярмарка", представленный танцевальным коллективом "Сафи-данс". Этот танец ребята разучивали...
Мини-коллекция феечек.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Коллекционирование в детском саду – это способ познавательной активности дошкольников. Коллекционирование способствует...