Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»

Светлана Цыварева
Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»

«НАДО ЛИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ЗНАКОМИТЬ С ПРИРОДОЙ

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с

момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным

обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание

воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют

на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова

и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или

игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение

продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета

и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого

с ними:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их

переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и

того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой,

с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях

и словах) образца для подражания;

• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная

оценка и поглаживанье по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в пире природы – растений и животных как живых

существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на

сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях

природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В

возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также

познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и

есть формирование первоначальных экологических представлений, которые

являются основой правильного отношения к живым существам, правильного

взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с

ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с

программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем

экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, на-

правленой на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что

говорит и делает воспитатель.

Таким образом экологическое воспитание детей младшего до-

школьного возраста построено на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с

удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные»

представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот:

задача сказочных героев – вызывать положительные эмоции и интерес к

природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а

где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или

подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.

Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи,

сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойствами качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме

позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением

космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных

Конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ,

о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец,

ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность

к матери, семье,этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое

восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить

себя в общении с окружающим.

Воспитатель основное внимание уделяет адаптации детей к новым для них

условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома,

от самых близких людей. Поэтому задача воспитателя – создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.

Аналогичным образом воспитатель, успокаивая детей, «разговаривает» с

цветущими растениями на участке или в помещении. Ласковый тон, правильная речь взрослого (без антропоморфизма, т. е. очеловечивания) – это

пример для ребенка в его будущем взаимодействии с природой. Малыш по-

степенно успокаивается, а первые впечатления о природе остаются с ним.

Постепенно воспитатель начинает диагностические наблюдения за деть-

ми – записывает (фиксирует) любые их проявления, направленные на растения и животных, которые имеются в непосредственном окружении:

эмоциональные реакции, действия, поступки, словесные высказывания. Характерной особенностью детей этого возраста являются самые различные,

часто непредсказуемые и неадекватные проявления. Взрослый не должен

огорчаться и усматривать в них намеренные (агрессивные, недоброжелательные) проступки – это всего лишь проявление их полной неосведомленности об окружающем мире. Во всех случаях реакцией воспитателя должна

быть доброжелательность по отношению к детям и природе.

Поэтому я считаю, что детей раннего возраста знакомить с природой

просто необходимо! Начиная регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира и его изменениями у детей все больше и больше возникает интерес к природе. Они учатся

беречь и ценить родную природу, окружающий нас мир.

Список литературы:

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995г.

«Дошкольное воспитание» 1996-1998гг.

Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми

средней и старшей групп детского сада. – М., 1999г.

Программа экологического образования детей «МЫ» - С. Пб., 2000г.

Публикации по теме:

Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему "Адаптация раннего возраста".

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Времена года и погода
  • Осень
Автор публикации:
Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»
Опубликовано: 11 января 2013 в 16:53
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...