Папки-передвижки

Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»

Светлана Цыварева
Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»

«НАДО ЛИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ЗНАКОМИТЬ С ПРИРОДОЙ

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с

момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным

обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание

воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Публикация «Эссе „Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?“» размещена в разделах

Двух-трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют

на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова

и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или

игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение

продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета

и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого

с ними:

• мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их

переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;

• медленная выразительная речь, многократные повторения одного и

того же;

• подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;

• частое переключение внимания детей с одного предмета на другой,

с одного вида деятельности на другой;

• использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

• осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях

и словах) образца для подражания;

• частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная

оценка и поглаживанье по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в пире природы – растений и животных как живых

существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель прежде всего сосредотачивается на

сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях

природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В

возрасте двух-трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также

познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут : растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях – это и

есть формирование первоначальных экологических представлений, которые

являются основой правильного отношения к живым существам, правильного

взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с

ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с

программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем

экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, на-

правленой на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что

говорит и делает воспитатель.

Таким образом экологическое воспитание детей младшего до-

школьного возраста построено на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с

удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные»

представления о природе, домашних и диких животных. Как раз наоборот:

задача сказочных героев – вызывать положительные эмоции и интерес к

природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а

где «правда», и правильно отражать это в речи – не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными формами, когда речь идет о природе.

Важное место в технологии занимает игра – несложная сюжетная или

подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.

Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи,

сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойствами качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме

позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, творением

космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных

Конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ,

о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец,

ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность

к матери, семье,этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое

восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.

Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить

себя в общении с окружающим.

Воспитатель основное внимание уделяет адаптации детей к новым для них

условиям детского сада. Чаще всего малыши трудно «отрываются» от дома,

от самых близких людей. Поэтому задача воспитателя – создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой и забавной игрушки, но и другими способами, например общением с объектами природы.

Аналогичным образом воспитатель, успокаивая детей, «разговаривает» с

цветущими растениями на участке или в помещении. Ласковый тон, правильная речь взрослого (без антропоморфизма, т. е. очеловечивания) – это

пример для ребенка в его будущем взаимодействии с природой. Малыш по-

степенно успокаивается, а первые впечатления о природе остаются с ним.

Постепенно воспитатель начинает диагностические наблюдения за деть-

ми – записывает (фиксирует) любые их проявления, направленные на растения и животных, которые имеются в непосредственном окружении:

эмоциональные реакции, действия, поступки, словесные высказывания. Характерной особенностью детей этого возраста являются самые различные,

часто непредсказуемые и неадекватные проявления. Взрослый не должен

огорчаться и усматривать в них намеренные (агрессивные, недоброжелательные) проступки – это всего лишь проявление их полной неосведомленности об окружающем мире. Во всех случаях реакцией воспитателя должна

быть доброжелательность по отношению к детям и природе.

Поэтому я считаю, что детей раннего возраста знакомить с природой

просто необходимо! Начиная регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы : погодой, состоянием растительного мира и его изменениями у детей все больше и больше возникает интерес к природе. Они учатся

беречь и ценить родную природу, окружающий нас мир.

Список литературы:

Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995г.

«Дошкольное воспитание» 1996-1998гг.

Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми

средней и старшей групп детского сада. – М., 1999г.

Программа экологического образования детей «МЫ» - С. Пб., 2000г.

Публикации по теме:

Адаптация раннего возраста Предлагаю вашему вниманию презентацию для воспитателей раннего возраста, а может пригодится и методистам, на тему "Адаптация раннего возраста".

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Надо ли детей раннего возраста знакомить с природой?»
Опубликовано: 11 января 2013 в 16:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД