Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой

Татьяна Коневская
Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой

Эссе "Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой"

Воспитатель Т. Н. Коневская

МБДОУ д/с № 10, г. Таганрог

Одним из важнейших условий реализации Программы «Детский сад - дом радости» является обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Стараясь творчески воплощать сценарий каждого дня с учетом своеобразия технологического проекта Программы, следуя логике объединения межпредметной и междеятельностной проблематики, с особенным удовольствием использую режимный момент, предложенный Н. М. Крыловой – опробование.

Этот прием воспитательного процесса расширяет возможности ребенка в познании и развитии восприятия, речи, математических представлений, накоплении энциклопедических знаний и историко-географических представлений, которые определены в задачах ФГТ. В жизни ребенка большое значение имеет детское экспериментирование. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Во время опробования обогащение их тактильных ощущений проходит с получаемым удовольствием от знакомства с новыми материалами.

Для достижения цели построения воспитательного процесса с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, определяются задачи:

содействовать развитию эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы ребёнка-дошкольника (социальных эмоций, познавательных и других мотивов потребностей);

приобщать к культуре самостоятельного и творческого выполнения разных видов детской деятельности, средствам и способам самореализации и саморазвития в них;

обогащать и систематизировать представления об окружающем, природном и социальном мире как системе систем, способы и формы собственного эстетического отношения к миру;

формировать основные навыки осуществления гигиенических процедур, элементарных правил здорового образа жизни;

обеспечить своевременное становление стартовой готовности к обучению в школе, предпосылки учебной деятельности;

воспитывать основы патриотизма и гражданственности посредством приобщения ребенка к особенностям родного края;

содействовать развитию музыкальных, изобразительных способностей, освоению начальных основ актерского мастерства.

Благодаря разработанной технологии методом опробования детям обеспечиваются условия для исследования свойств различных продуктов, дается возможность попробовать блюда, приготовленные мамами, познакомиться с новыми физическими и математическими понятиями, такими как объём, вес, количество, форма, единица измерения. В результате малыши на практике получают первичные представления о различных науках и о процессах познания окружающего мира.

Опробование яблока, которое дети едят-то каждый день, в середине февраля сопровождаю интригой: «Хочу угостить вас яблоком, но не так как лиса. А послушайте, маленькую историю про розовое яблоко». И слушают, затаив дыхание… А я читаю «Яблоко» Р. Энгеля. А после угощаю яблоком с той самой яблони, которое сохранила для нас Тилькина хозяйка… А ребята жуют и раздумывают над нравственными вопросами затронутыми в рассказе. Позже мы поговорим с ними об этом. А сейчас так приятно есть это красивое яблоко и сознавать, что все такие дружные…

На следующий день снова опробование яблока! Вот на тарелке лежит белое (кусочки яблока). Вы согласны? Как узнали, что белое? Интересно, хрустящее? А какое на вкус? А какое на вид? И пока разбирались съели вкусное, сочное, хрустящее, душистое… так нашли и проговорили прилагательные – столько ответов на вопрос какое? И когда все уже совсем ясно, проблема: а было ли оно красивое? Как тут ответить? Ведь яблоко съедено… Я бы хотела полюбоваться на яблоко, но его больше нет. А вы бы хотели полюбоваться на красивые, разные яблоки? Словно фокусник ставлю репродукцию картины П. Кончаловского «Яблоки у печки». Мы не видели яблоко. Может быть, оно было большое, может красненькое, может желтенькое… эти яблоки попробовать нельзя, а любоваться можно! Какой прекрасный натюрморт!

Дети не просто съели вкусное яблоко. Вкусно было подано все: и понятие красоты, и слово натюрморт, и эстетическое воспитание…

Понятие «хлеб» вплетено в такое кружево, что пока дети опробовали блины, булку, бублик, крендель, коврижку, баранки, сухари и просто белый и черный ароматный и душистый хлеб отгадывали загадки, пели потешки. Знакомились с разными способами сохранения того, что подарило лето – сухие грибы, банки с сухими крупами, банки с консервированными овощами. Как была довольна Тая, когда все рассматривали помощников ее мамы – книги про то, как заготавливать продукты на зиму. Под чтение стихов С. Погорельского рассматривали картинку И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы». Опробование сухарей как солдатской еды прошло через организацию и содействие накоплению опыта математических и логических действий. В ходе простого взвешивания сухаря и куска хлеба дошколятам дается понятие меры веса, объема.

Опробование молочных продуктов принесло знакомство с профессией Пекаря. Как продолжение темы дается понятие – результата труда. Результат труда пекаря – каравай черного хлеба. И не важно, что черный хлеб ежедневно едят дети. Это результат труда – и уже совершенно другой вкус!

Или вот такой пример. Опробование лука и чеснока. Слушайте! Чем будем угощаться? «Вырос в темнице. Хожу в золотой рубашке. Кто меня раздевает, тот слезы проливает». И дети с удовольствием дают ответы на вопросы:

Почему в загадке сказано, что он в золотой рубашке?

Почему слезы текут?

Затем называют, чем отличаются такие похожие овощи как лук и чеснок…

Позже еще вернемся к этому овощу, но уже с другой целью.

«Да, много всякого растет на грядке. Вот и вырастет на грядке… А характер гадкий, куда не придет всех до слез доведет. А может нас не доведет. Давайте попробуем».

И вот уже с восторгом и благодарностью сажаем лук на окошке, что бы вырастить полезный зеленый, так радующий нас лучок. Ведь он борется с микробами. Он помощник наш. А наблюдая, как растет лук, ведем дневник. Зарисовывая, записываем дату наблюдения, смотрим на календарь.

В жизни малышей детское экспериментирование имеет большое значение. Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира». Опробование дает им возможность получать удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения, приносит неясные, укрепляет и расширяет ясные знания. Именно выполнение внутреннего механизма Технологии Программы «Детский сад – дом радости» позволяет предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Благодаря чему достигается цель соответствовать принципу развивающего образования, в основе которого лежит развитие ребенка, формируя такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Презентация: «Космос» Тема " Космос" очень интересна для детей. В преддверии дня космонавтики будет логично провести занятие по развитию речи на космическую тему.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Растения
  • Транспорт
Автор публикации:
Расширение кругозора детей при помощи метода опробования Н. М. Крыловой
Опубликовано: 13 августа 2013 в 15:28
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...