Получи документы

Эссе «Руководитель и коллектив»

Нина Мартемьяновна Крохалева
Эссе «Руководитель и коллектив»

Эссе

«Руководитель и коллектив»

Успешная реализация задач, намеченных президентом и правительством, зависит от отношения к общественному труду каждого работника, от организованности и дисциплины, от умения вести дело. В этой связи становится очевидной важность роли современного руководителя, который осуществляет сложную функцию управленческой деятельности.

Публикация «Эссе „Руководитель и коллектив“» размещена в разделах

По мере роста масштабов сельскохозяйственного производства, усиления интеграции его элементов становится очевидным, что какими бы нравственными качествами ни отличался тот или иной работник, ставить его во главе, например, крупного сельскохозяйственного предприятия при отсутствии специальных знаний в большинстве случаев нецелесообразно. Сегодня должно придаваться важное значение компетентности работника, то есть полному соответствию работника занимаемой должности по уровню знаний и образованию.

Необходимо отметить, что компетентность и деловитость понятия не идентичные. Встречаются работники в той или иной отрасли компетентные и в то же время нерешительные и малодеятельные, поэтому при выдвижении таких специалистов на руководящую работу следует иметь в виду, что компетентность не является достаточным условием, обеспечивающим выполнение возложенных на них обязанностей.

При подборе людей на руководящие должности важно учитывать организаторские способности, то есть умение объединить коллектив на решение тех или иных задач.

Важной чертой организаторских способностей руководителя является наряду со способностью сплачивать коллектив также умение находить хороших помощников, четко распределять должностные обязанности между руководителями и специалистами, пропагандировать и внедрять все прогрессивное.

Деловые качества организатора включают в себя целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, смелость и оперативность в принятии хозяйственных решений, точность и аккуратность, трудолюбие и добросовестность, требовательность к себе и к подчиненным.

Непременным условием успешной работы на любом участке является личный авторитет руководителя, его способность создать деловую обстановку в коллективе, умение развивать у кадров инициативу и социалистическую предприимчивость учитывать изменения в ходе производства и своевременно реагировать на них, проявлять необходимую гибкость в процессе реализации хозяйственных решений.

Руководитель всегда находится в центре внимания возглавляемого им коллектива, поэтому он должен быть образцом для подчиненных, способным идти на определенный риск. Немаловажную роль играют и моральные качества руководителя. Не может быть успешной работа руководителя любого уровня, если он груб, самонадеян, равнодушен к настроениям людей.

Как показала практика, колхозы и совхозы должны растить руководителей сами. Известно, что в сельской местности человек живет на виду у всех, его способности, отношение к труду, характер и наклонности знает каждый. Поэтому при серьезном и ответственном подходе выборы руководителя с участием большого круга людей позволяют привлечь к руководству талантливых организаторов.

Комплексная оценка политических, деловых и моральных качеств — обязательное требование при подборе руководящих кадров.

На современном этапе нужен руководитель, способный овладеть ленинским стилем работы, утверждать современные методы планирования и организации производства, быть активным проводником научно-технического прогресса, видеть перспективу и уметь принимать решения с государственных позиций, хорошо ориентироваться во всех событиях общественной жизни.

Конечно, требования, предъявляемые к руководителям разного уровня управления, различны. Так, для руководителей отделений, ферм, бригад важны, прежде всего, способность и умение организовать подчиненных, умение работать с людьми, быть высококвалифицированным специалистом, хорошо подготовленным по вопросам организации производства и психологии.

Для руководителей колхозов и совхозов большое значение имеют разносторонние знания в области планирования и управления, умение решать не только текущие, но и перспективные задачи.

Не утратили актуальности вопросы повышения ответственности за аккуратность и своевременность выполнения производственно-хозяйственных функций, например договорных обязательств. Существующие формы личной ответственности руководителей предприятий, организаций и ведомств агропромышленного комплекса еще малоэффективны и слабо связаны с конечными результатами.

В связи с этим и действующая система материальных санкций, штрафов и пени за нарушение договорных поставок в условиях недостаточной личной материальной ответственности руководителей также малоэффективна.

Усложнение хозяйственных взаимоотношений, обилие информации и постоянный ее рост, дальнейшая демократизация управления общественным производством требуют совершенствования, а в некоторых случаях и существенного изменения форм и методов руководства людьми.

Как известно, основу производства составляют люди, поэтому руководитель производства должен уметь вызвать у подчиненных творческое отношение к делу и использовать все факторы успешного функционирования производства. Лучших результатов добиваются такие руководители, которые умело направляют работу специалистов, опираясь на общественные организации, способны привить высокое чувство ответственности, научить самостоятельному решению служебных вопросов, создать возможности для раскрытия интеллектуального потенциала каждого работника.

Таким образом, первое важное условие работы любого организатора —умение добиваться того, чтобы каждый работник творчески выполнял свои обязанности, постоянно совершенствовал стиль и методы своей работы. «Работа организатора в значительной части своей,— писал П. М. Керженцев,—есть работа педагога, который настойчиво передает исполнителям свои идеи и учит практически осуществлять их» .

Имеются еще случаи, когда тот или иной руководитель проявляет самоуверенность, зазнайство, категоричность в оценках, недружелюбие к работникам, отстаивающим свое мнение. Этим он принижает их личное достоинство и профессиональный престиж. Искусство организатора заключается в том, чтобы, учитывая мнения компетентных специалистов, отбирать лучшие варианты решения конкретных хозяйственных вопросов.

Второе условие успешной управленческой деятельности руководителя — четкое определение должностной компетенции каждого работника (задачи, обязанности, права и ответственность, создание необходимых условий для выполнения поставленных задач.

Определение должностных функций помогает работнику правильно сориентироваться и понять, какие действия от него требуются. Как показала практика, соблюдение должностных инструкций позволяет обеспечить рациональное разделение управленческого труда, более равномерную загрузку работников в течение рабочего дня, достижение максимального эффекта работы управленческого аппарата, создает условия для проявления инициативы и установления персональной ответственности исполнителей.

Недооценка необходимости четкого определения должностных обязанностей каждого работника нередко приводит к дублированию в работе и напряженным отношениям между руководителями и специалистами.

Установление четкого служебного статуса позволяет руководителю лучше видеть сильные и слабые стороны работника, более настойчиво требовать от подчиненного выполнения своих обязанностей.

Оптимальное определение должностной компетенции работника или подразделения является важной частью организационной работы в условиях развития арендных отношений. При разработке положений о внутрихозяйственных подразделениях, должностных инструкций необходимо учитывать специфику производства, нормативные акты, регламентирующие деятельность работников сельского хозяйства.

В современных условиях хозяйствования руководители колхозов и совхозов выполняют огромный объем разнообразной работы, которая требует много времени и усилий. Кроме решения производственных вопросов они занимаются общественной деятельностью, участвуют в работе органов власти, в советах агропромышленных объединений, комбинатов, межхозяйствениых предприятий и организаций. Отсюда третьим направлением в работе руководителя является умение рационально строить свой рабочий день, планируя его в строгом соответствии со своими функциями.

Действия каждого руководителя, показатель его организаторского таланта тем выше, чем разумнее он использует рабочее время. Руководитель любого ранга должен быть на производстве столько, сколько необходимо.

Здесь уместно напомнить о правиле, которое распространено в зарубежной практике: чем дольше отсутствовал управляющий и чем менее отрицательно это сказалось на производстве, тем лучше характеристика его организаторского умения.

Подобного положения добиваются те руководители колхозов и совхозов, которые побуждают своих подчиненных постоянно учиться, передают им свой опыт и навыки организаторского мастерства, способствуя формированию у ни чувства ответственности за порученный участок работы.

При рациональном распределении своего рабочего времени у руководителя появляется возможность больше внимания уделять выполнению организаторских функций, что увеличивает производственный эффект управляемого и коллектива, улучшает отношения между ним и подчиненными. Только четкая организационная упорядоченность любого производства создает объективную основу для эффективной управленческой деятельности и правильны взаимоотношений в коллективе. Говоря о порядке на производстве, нельзя сводить все к тому, чтобы вовремя при ходить и уходить с работы, не прогуливать и не болтаться без дела в течение рабочего дня. Порядок на производстве — это ритмичный, высокоорганизованный труд, без сбоев и потерь; это долгосрочные планы организационно-хозяйственного, экономического и социального развития, наличие перспективы в работе коллектива; это забота о создании благоприятных условий для труда и отдыха; это не традиционный подход к решению сложных проблем, стоящих перед коллективом.

Практика поведения и взаимоотношения руководителя и подчиненного выработала определенные рекомендации, полезные для руководителя любого ранга. На отдельны предприятиях практикуется обязательное соблюдение в управленческой деятельности ряда положений, способствующих улучшению взаимоотношений руководителя с подчиненными.

Представляют интерес следующие положения и правила поведения руководителя :

быть руководителем — это значит держать себя с подчиненными ровно, не терять самообладания при любых обстоятельствах. Грубость, несдержанность – признак слабости, а не силы. Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и выполняет его;

хороший руководитель должен не только думать об организации и технике производства, но и интересоваться настроениями подчиненных;

руководитель должен отмечать любой успех подчиненного, проявление им инициативы; желательно это делать в присутствии других сотрудников; руководитель обязан уметь ценить и беречь не только свое, но и чужое время. Он не должен никогда и никуда опаздывать, требуя того же от подчиненных;

хороший руководитель не теряет спокойствия, не нервничает, уважает чувство собственного достоинства каждого человека;

руководитель должен научиться хорошо разбираться в людях и, прежде всего, в своем непосредственном окружении. Подхалимство, лесть, неумеренное восхваление нередко кружат голову неискушенным, мешают им правильно, критически оценивать обстановку и результаты своей деятельности;

большой недостаток руководителя — посвящать много времени таким мелочам, которые с неменьшим успехом могут быть выполнены подчиненными, в то время как сам он не успевает разрешать более важные проблемы;

важным качеством руководителя является умение распределять задания, работу соответственно опыту, способностям каждого подчиненного. Не рекомендуется одновременно давать подчиненному несколько сложных поручений, которые не могут быть выполнены в срок;

учитывая, что руководителю приходится отлучаться (командировки, отпуск и т. п., необходимо подготовить постоянного заместителя, который мог бы руководить производством в его отсутствие.

В современных условиях руководитель должен не только обладать профессиональными знаниями, но и в совершенстве владеть административной этикой и служебным этикетом (соблюдение в служебном поведении нравственных положений, которые помогают сохранить на определенном этическом уровне должностной престиж, профессиональную честь, психологией контакта; широко использовать в работе производственную педагогику (знания науки о принципах, формах и методах целенаправленного воздействия на личность работника).

Эффективность управленческого поведения руководителя в коллективе заметно повышается, если он соблюдает правила служебной этики, выработанные управленческой наукой и проверенные практикой. Приведем некоторые из них:

хороший руководитель делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчиненных, плохой — копит их до публичного разноса;

объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек; критика ошибок подчиненных не должна убивать в них чувство достоинства;

не повторяй ни публично, ни один на один критические замечания в адрес человека, исправившего положение дела;

руководитель не обижается, он анализирует;

умение отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа;

убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства;

чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвящать перспективам;

учись на своих ошибках. Будь внимателен к чужому мнению;

будь внимателен и объективен к «бесполезным» предложениям. Отвергнуть грубо «бесполезные» предложения сейчас, значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем;

не бойся талантливых подчиненных. Дай сотрудникам максимальную свободу для достижения целей в системе;

критика не должна разрушать доверия между сотрудниками, но ради доверия нельзя замазывать промахи и неудачи;

знание возможностей своих сотрудников — достоинство и преимущество хорошего руководителя;

высшая форма неуважения к подчиненным — задержать на работе из-за опоздания руководителя или неподготовленности совещания;

сообщай о месте нахождения, если покидаешь служебный кабинет в рабочее время. Сообщай точное время возврата;

если хочешь, чтобы подчиненные обладали полезными для работы качествами, выработай их у себя;

недостатки руководителя умножаются на число подчиненных, для которых данный руководитель — большой авторитет и объект подражания;

будь самокритичен. Будь начальником лишь на работе. Вне трудового процесса ты равен любому из членов коллектива;

согласование целей предприятия, объединения с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласование личных целей сотрудников с целями предприятия, объединения.

Проблемам взаимоотношений руководителя с подчиненными значительное место отводится и в зарубежной практике, которую мы недостаточно еще изучаем и используем в своей деятельности.

Естественно, нельзя слепо копировать рекомендации зарубежных специалистов, так как у нас другие социальные основы общественного производства и этики. Тем не менее полезно ознакомиться с некоторыми из них. Особенно важное значение эти вопросы приобретают сейчас, когда развиваются прямые связи с зарубежными фирмами, создаются совместные предприятия.

Ниже приводятся выдержки из книги Д. Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей»*.

Делайте так и вам всегда окажут радушный прием.

Правило первое: проявляйте искренний интерес к людям.

…Один человек может в течение двух месяцев найти больше друзей, искренне интересуясь окружающими людьми, чем другой, в течение двух лет стремящийся к тому, чтобы заинтересовались им.

Простой способ произвести хорошее впечатление. Правило второе: чаще улыбайтесь!

Действия более выразительные, чем слова, а улыбка говорит: «Вы мне очень нравитесь. Вы осчастливили меня. Я рад Вас видеть». Бывает и неискренняя улыбка. Но такой улыбкой никого не обманешь.

Вы должны выражать удовольствие при встрече с людьми, если хотите, чтобы они были довольны, встречаясь с вами.

Улыбка… Она ничего не стоит, но делает много. Она обогащает тех, кто ее получает,— и в то же время те, кто ее отдает, не беднеют. Она является отдыхом при усталости, солнечным светом при тоске и лучшим противоядием при несчастье.

Как избежать неприятностей?

Правило третье: помните, что каждый человек считает свое имя лучшим словом из всего лексического запаса.

Если вы запомните имя человека и будете называть его без затруднений, это будет для него комплиментом. Но если вы забудете имя или неправильно произнесете его, то поставите себя в неудобное положение.

Простой способ стать хорошим собеседником.

* Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей (пер. с англ.).— Вильнюс.

Правило четвертое: умейте внимательно слушать и воодушевлять собеседника на разговор о себе. На вопрос «В чем секрет вашей успешной деловой беседы?»один ученый ответил: «Нет никакого секрета… лишь исключительное внимание к говорящему — это наиболее важный фактор. Ничто так не льстит собеседнику, как внимание». Если вы стремитесь быть хорошим собеседником, будьте хорошим слушателем.

Как заинтересовать людей? Правило пятое: заводить разговор на тему, интересующую собеседника. Говорят, что всякий, кому приходилось беседовать с президентом Рузвельтом, удивлялся разнообразности его познаний и кругозору. Но не всякий знает, что Рузвельт, назначив встречу, специально готовился к приему посетителя, читая о том предмете, кото рый может заинтересовать гостя.

Как понравиться человеку с первой встречи?

Правило шестое: старайтесь дать человеку почувствоват его превосходство и делайте это искренне. Существует один закон, касающийся поведения человека. Если вы не пренебрегаете этим законом, вы почти никогда не окажетесь в затруднительном положении. Тот, кто соблюдает этот закон, всегда имеет много друзей и постоянно счастлив. Вот этот закон: «Уважайте достоинство других людей. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас».

Как заставить человека стать на вашу точку зрения?

Правило первое: убеждать человека в чем-либо — не значит спорить с ним. Единственный способ одержать победу в споре — это избежать его.

Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого. Надо учитывать психологию спорщиков: чем дольше спорят, тем упрямее становятся.

Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он неправ, при людях. В таких условиях человеку психологически трудно согласиться с вами. Никогда не начинайте с такого заявления «Я готов вам доказать». Это равносильно тому, как если бы вы сказали: я вас умнее. «Я вам скажу одну вещь и заставлю изменить ваше мнение»— это своего рода вызов. Такое обращение настраивает вашего собеседника против вас еще до того, как вы начнете его убеждать.

Если человек высказывает какую-то мысль и вы считаете ее неправильной или даже абсолютно уверены в ее ошибочности, то лучше вам обратиться к вашему собеседнику со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Вы никогда не окажетесь в затруднительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. Это остановит всякий спор и заставит вашего собеседника быть столь же справедливым и откровенным, как и вы, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Правило третье: если вы не правы, то признайтесь в этом быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами, раньше. Вы его обезоружите.

В некоторых случаях гораздо приятнее признать себя неправым, чем пытаться защищаться. Признание ошибки, как правило, вызывает снисхождение к тому, кто ее совершил.

Правило четвертое: когда вы хотите убедить человека в правильности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте разговор с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Начинайте и продолжайте говорить о тех вопросах, мнения по которым совпадают.

Правило пятое: старайтесь получить от вашего собеседника утвердительный ответ в самом начале вашей беседы. Очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости говорить «нет».

Чем больше ответов «да» мы получим в начале, тем скорее добьемся одобрения собеседником нашего предложения.

Правило шестое: дайте возможность другому человеку больше говорить, а сами старайтесь быть немногословным.

Истиной является то, что даже наши друзья предпочитают говорить о своих успехах, чем слушать, как мы хвалимся.

Большая часть людей, пытаясь добиться того, чтобы человек понял их точку зрения, сами много говорят… явная ошибка. Дайте возможность другому высказаться. Он же знает о своем деле и о своих проблемах больше, чем вы. Поэтому лучше научитесь задавать вопросы собеседникам.

Правило седьмое: дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам. Подавать мысль нужно искусно, как бы случайно, но так, чтобы она заинтересовала человека и чтобы он считал, что эта мысль пришла ему в голову.

Правило восьмое: если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. У всякого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет ключ, с помощью которого вы поймете его действия и, может быть, даже личные качества этого человека. Попытайтесь поставить себя на его место. Скажите себе: как бы я себя чувствовал и реагировал, если бы был на его месте? Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы…

Правило девятое: относитесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека. Сочувствие — вот чего страстно желает человеческая натура.

Правило десятое: чтобы изменить мнение или точку зрения человека, обратитесь к благородным мотивам. Человек обычно руководствуется двумя мотивами в своих действиях: один — тот, который благородно звучит, а другой истинный. Сам человек будет думать об истинной причине.

Правило одиннадцатое: используйте принцип наглядности для доказательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

Ссылаясь на работы западногерманских и американских производственных психологов, некоторые исследователи кратко обрисовали схематический облик успешно действующего руководителя, который выглядит примерно так:

он как бы бросает вызов своим людям (а не усыпляет их вялыми потачками и не ищет непрерывного их благорасположения);

он стимулирует инициативу своих сотрудников и ободряет их; в его окружении должны быть служащие, которые самостоятельно справляются со своей работой (а не обескураженные и униженные исполнители приказаний);

он верит в преимущества совместной работы и готов к переменам (а не действует как одиночка, упорно отстаивающий только собственные представления);

он охотно информирует своих сотрудников и вместе с ними разрабатывает основы решения проблем (а не утаивает от них деловую информацию, чтобы использовать ее как средство своей власти);

он одобрительно высказывается о хорошей работе какого-либо сотрудника (а не принимает ее как нечто само собой разумеющееся);

он замечает плохую работу и указывает на нее (а не проходит мимо нее без комментариев из опасения вызвать конфликт).

Публикации по теме:

Мои маленькие достижения!!!Мои маленькие достижения!!! Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Автор публикации:
Эссе «Руководитель и коллектив»
Опубликовано: 7 мая 2013 в 17:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД