Папки-передвижки

Эссе «Семейное чтение»

Светлана Онищенко
Эссе «Семейное чтение»

«Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать». Д. Дидро

Нарушением чтения (дислексией) занимаюсь в рамках своей коррекционной работы на протяжении десяти лет, но проблема «не читающих» детей стала волновать меня на протяжении последних лет.

Проводя в начале года обследование устной речи у первоклассников я заметила, что у них нарушены все категории речи (грамматический строй речи, словарь, связанная речь и т. д.). Актуальность проблемы чтения на сегодняшний день подтверждается множеством фактов. Современная действительность показывает: ученики практически перестали читать, кругозор становится все уже, результаты опросов педагогов свидетельствуют о следующем: часто современные школьники с трудом ориентируются даже в простейших понятиях, не знают истории своей Родины, на уроках наблюдается низкая подготовленность к устным предметам, и как следствие - узкий словарный запас. Учащиеся практически не могут подобрать синонимы к различным понятиям, значения фразеологических оборотов, метафор. У них нет желания читать.

Публикация «Эссе „Семейное чтение“» размещена в разделах

Поэтому передо мной встал вопрос «Почему?».

После общения с детьми, с родителями и классными руководителями пришли к общему мнению, родители не читают детям книги. У детей нет образца семейного чтения. Почему же проблема чтения с каждым годом усугубляется? Проблемы детского чтения, как известно, начинаются с взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или ещё чем-либо. Семейное чтение – самое действенное решение проблемы нечитающих детей. Почему дети не читают? Может, в этом вина взрослых, небрежно бросающих «программную» книгу с обязательным напутствием: «Приду вечером - проверю». Совместное чтение, напротив, уравнивает в правах всех членов семьи и позволяет почувствовать интерес к самому доступному процессу в мире. Ведь чтение – прежде всего, интерес и удовольствие.

Почему семейное чтение «ушло» в прошлое?

Главная причина – изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Возможно, «хорошо забытым» подходом в организации детского чтения и сможет стать возрождение традиций семейного чтения. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Именно в процессе семейного чтения, при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому. «А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение». Д. Пеннак.

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. И об этом нужно как можно чаще напоминать родителям обучающихся. Если собственное сердце, собственные привычки, собственная жизнь взрослых не могут служить их детям образцом, то всё будет напрасным старанием. Первая детская книжка в руках мамы, бабушки, дедушки – с этого начинается детское чтение и именно с этого начинается читатель.

Состоится ли ребенок как гражданин, как «человек читающий», во многом зависит от школы, библиотеки и, прежде всего, от семьи.

«Духовная жизнь ребенка полноценнее тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - эти слова В. Сухомлинского в полной мере относятся к проблеме семейного чтения.

Посещая родительские собрания постоянно веду беседы о ежедневном совместном чтении. Предлагаю родителям разработанные мной рекомендации и буклеты по возрастным особенностям речевой деятельности, особенности чтения у детей с ОВЗ. Совместно с учителем составляем список книг, рекомендованных для совместного чтения как маме ребенку, так и для самостоятельного чтения ребенку. Совместно с библиотекарем школы готовим выставки книг, поступивших в фонд библиотеки и презентации книг, вышедших в печать (новинки литературы). В школьных уголках первоклассников постоянно обновляется выставка рисунков «Моя прочитанная книга». Если ребенок посещает логопедические занятия, то он обязательно расскажет про прочитанную книгу, перескажет сюжет который изобразил в рисунке. В конце учебного года у первоклашек (3 первых класса) было проведено анкетирование «Совместная деятельность ребенка и взрослого» и получили результат:

- 39% детей вместе с родителями смотрят телевизор;

- 15% - играют в компьютерные игры;

- 2% - читают книги.

Прежде всего интерес был направлен на частотность использования книг, журналов, телевизоров, компьютеров как средств проведения совместного досуга детей и родителей.

Проведя аналогичное анкетирование с этими же родителями в начале этого учебного года (2 класс) мы получили следующие результаты:

- 28% детей вместе с родителями смотрят телевизор;

- 9% - играют в компьютерные игры;

- 14% - читают книги

- 11% - прогулки, выставки, театры, детские центры

После проведения мероприятий и анализа полученных данных в логопедическом кабинете мной был организован клуб «Читай-ка», где происходит обмен прочитанных книг детьми под девизом «Прочитал сам, дай прочить другому!»

Вся проделанная работа оставляет пусть маленькую, но всё-таки надежду на то, что еще не всё потеряно.

Медленно, но всё же идет возрождение «семейного чтения».

Читающий ребенок - символ будущего культуры.

«Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом», академик С. Капица о чтении и культуре.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Семейное чтение» Анкета для родителей «Семейное чтение» Уважаемые родители! Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению.

Анкета для родителей «Семейное чтение» 1) Читаете ли вы ребенку книги, по чьей инициативе и как часто? 2) С какого возраста начали читать ребёнку? 3) Есть ли у вас домашняя.

Фотоотчет «Семейное и детское пасхальное творчество»Фотоотчет «Семейное и детское пасхальное творчество» Прошла светлая Пасха. В нашей группе каждая семья, дети и воспитатели с большой любовью и теплом готовились к величайшему христианскому.

Стенгазета «Семейное древо»Стенгазета «Семейное древо» Цельознакомление детей с понятиями - родословная и семейное древо. Задачи: 1. Учить называть членов своей семьи. 2. Развивать познавательную.

Познавательное семейное чтение Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семейном чтении. Эта тема сейчас очень актуальна, ибо чтение у нас, увы, не в почете. Современные.

Родительская встреча «Семейное гнездышко» Цель: - способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: - помочь родителям и детям глубже прочувствовать понятие «отчего.

Семейное чтение, как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи. «Чтение – это окошко, через которое дети видят.

Семейное творчествоСемейное творчество В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Семейное творчество «Лучшее пасхальное яйцо».Семейное творчество «Лучшее пасхальное яйцо». Семейное творчество – интересная, доступная форма работы с родителями. Но очень важно, чтобы эти выставки и конкурсы не стали соревнованием.

Журнал «Семейное чтение» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 г. Липецк. Журнал «Семейное чтение» Разработала: воспитатель Попова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Семейное чтение»
Опубликовано: 8 января 2018 в 14:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД