Получи документы

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Гришатова Мария
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Гришатова Мария Вячеславовна,

учитель-логопед МБДОУ д/с № 17 «Ягодка»

города Кстово Нижегородской области

Эссе

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

Ребенок, развитие которого осложнено

дефектом не просто менее развитой,

чем его нормальные сверстники,

но развитой иначе.

Л. С. Выготский

Публикация «Эссе „Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии“» размещена в разделах

Гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, считает неэтичным терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, но никак не коррекцию. Применительно к личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые сам человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями.

В современном учебно-воспитательном процессе действует установка нового уровня:

«Учитель призван не исправлять ошибки, недочеты природной организации ребенка, а максимально использовать свои профессиональные возможности для отыскания такой формы, которая соответствует уровню культуры общества, природному и творческому потенциалу ребенка. Ребенок – не только и не столько объект воздействия, сколько источник культурного и профессионального роста самого учителя» (Н. М. Трофимова).

Особую роль играет эта установка в отношении детей, нуждающихся в специальной помощи на ранних этапах нарушений. Как известно, особенностью некоторых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. В связи с этим сегодня как никогда актуальна интеграция знаний таких наук, как специальная психология и специальная педагогика. На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, система профессиональной консультации и профориентации. Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии, несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия общества еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период античности (IV в. до н. э., когда применялось массовое детоубийство. Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Европе сохранялся еще и в Средние века. В XVI–XVII вв. человеческая жизнь приобретает уже некоторую ценность, и к дефективным детям относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвращения их в общество. Тип странного, погруженного в себя человека, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое, почетное место занимает образ юродивого. Не случайно в персонаж Иванушки-дурачка народная мудрость вложила способность видеть то, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально приспособленные (Никольская О. С).

Позднее появилась мысль лечить, воспитывать, обучать ремеслам таких людей. У истоков ее стояли французский врач и просветитель Ж. Итар (1775–1838, его соотечественник Э. Сеген (1812–1880). Они считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно развитие аномальных детей.

Возникновение специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики относят к 60-м годам прошлого столетия. До этого она являлась частью дефектологии – науки о причинах и механизмах отклоняющегося развития человека.

Специальная психология изучает психофизиологические особенности аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения, подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

Специальная педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Развитие отечественной науки в этом направлении связано с именами Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Занкова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Петровой и др.

Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубежной педагогической практикой с начала 90-х годов показало «диагнозную» в контексте гуманистической парадигмы образования сущность термина «дефектология». Так же как и «дефектология», термин «коррекционная педагогика» заставляет оставаться в «диагнозном» терминологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относящееся к нему действие (коррекция). Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. Термин «коррекция», имея право на существование, может относиться либо к отдельным технологическим компонентам такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей человека с ограниченными возможностями. Название «специальная педагогика» используется как общепонятный международный педагогический термин, т. к. сообразуется с современными гуманистическими ориентирами мировой системы образования: корректность, отсутствие ярлыка, унижающего человека. Английский корень – special (особый, индивидуальный) подчеркивает личностную ориентированность этой области педагогики, ее способность решать сложные индивидуальные образовательные проблемы конкретного человека. Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, у которого спектр образовательных проблем неизмеримо шире, чем у одаренного ребенка.

В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин - лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется рассматриваемыми науками за неимением своей собственной: аномальные (дети, лица и др., дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п. Наиболее оптимальным в этом смысле представляется термин, предложенный еще в конце 70-х годов английскими специалистами : «дети (лица) с особыми образовательными потребностями». Современная наука исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей.

Поэтому объектами специальной педагогики и психологии как отрасли научного познания являются дети (лица) с особыми образовательными потребностями.

Цель обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями определяются общими принципами психологии и педагогики : подготовка к активной общественно-полезной формирование гражданских качеств.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля»Фотоотчет «Как воспитанники старшей специальной группы готовились к 23 февраля» Подготовка к празднику началась с понедельника, мы начали знакомиться с новой лексической темой "День защитников Отечества". За неделю воспитанники.

Характеристика на обучающегося 1 класса по специальной индивидуальной программе развития Характеристика на обучающегося 1 класса по СИПР (ФИО, (дата рождения) воспитывается в семье. Проживет в квартире по адресу: (полный адрес).

Информационные технологии и математические методы в специальной психологии. Понятие интернет-зависимости МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Курсы для родителей по вопросам детской психологии  и педагогики на базе ДОУ  КУРСЫ для родителей по вопросам детской психологии  и педагогики            Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ Неделя психологии в ДОУ «Улыбка» п. Таёжный (с 29.01.2018 по 02.02.2018) С 29.01.2018 года по 02.02.2018 год в детском саду «Улыбка» п. Таёжный.

Неделя трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида "Неделя трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида" Горох Сергей Ананьевич- преподаватель штукатурно-малярного дела.

Презентация «Применение метода интеллект-карт в образовательном процессе дошкольной группы» Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы - по применению метода интеллект-карт в образовательный процесс дошкольной группы. Интеллект-карты.

Песня-переделка «Гимн мастеров дошкольной педагогики» к празднованию юбилея детского сада Текст песни-гимна «Мастеров дошкольной педагогики». (к юбилею детского сада) (на мотив песни «Команда молодости нашей» А. Пахмутовой, Н. Добронравова).

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.

Эссе «У педагогики моей простая логика» ЭССЕ Ты маленький ребенок, я – большой. Вот вам моя представьте педагогика. Тебе со мной, а мне с тобою хорошо У педагогики моей простая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 19:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД