Эссе «Этот удивительный мир природы…»

Светлана Алексеевна Шиврина
Эссе «Этот удивительный мир природы…»

Удивительный мир природы…Он встречает нас морем запахов и звуков, тысячами загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, призадуматься…

Чувство природы врожденное, и есть оно у каждого человека, но чувство может и спать. Кто разбудит его в раннем детстве?

С годами все чаще и чаще я окунаюсь в воспоминания о своем детстве, о деревне, в которой я выросла:

Я стою на горе. Передо мной раскрывается картинка: речка со склонившейся над ней ивой, шаткий, деревянный мостик, огромное поле с колосящейся рожью, окаймленный гребеночкой лес…

Вот я спускаюсь с горки по дороге, ведущей в мою деревню. Я медленно иду по улице: мимо берез, которые стоят в ряд, словно невесты, махая своими ветвями, иду мимо деревянных домишек с крохотными оконцами, украшенными резными наличниками, мимо палисадников с сиренью или рябиной, с мальвами и золотыми шарами с человеческий рост, мимо купающихся в луже голубей…

Вот важно перешел дорогу петух со своей «семейкой» - курицей и цыплятами, замычала во дворе корова, загоготали гуси…

А вот и мой дом. Я открываю ворота, на которых листами осталась краска, поднимаюсь по скрипучим ступенькам, вхожу в дом.

Комната. Лучи солнца проникают сквозь строченные белые шторы. Один лучик солнца упал на вазу с полевыми цветами, словно дотрагиваясь до каждого цветка, давая им жизненные силы…

Глядя на эти цветы, меня охватывает стойкое желание пойти в лес. Благо он рядом, стоит лишь перейти дорогу…

Вот я иду по лесной тропинке: под ногами шуршит трава, щекоча мои ноги.

Необыкновенно дурманящий запах лесных трав, цветов заставляет меня невольно остановиться, прислушаться, присмотреться: вот копошатся и шныряют муравьи, взбираясь на травинку; замер паучок на своей паутинке, божья коровка раскинула свои крапленые крылья, готовясь к полету; выстукивает на своей наковальне кузнечик, солнечно-желтый мотылек порхает от цветка к цветку, звенят фанфары комаров… Над ними шепчутся листья березы, осины, этот шепот то нарастает, то затихает.

Увидев все это, душа переполняется необыкновенным чувством, чувством радости, восторга, удивления. Чувства побуждают иначе взглянуть на жизнь, относиться с любовью к окружающему миру, заставляют быть добрее.

Я призадумалась: кто же пробудил во мне эти мысли? Конечно же, природное окружение, в котором я выросла, и моя добрая, мудрая бабушка, воспитавшая меня.

Став педагогом, я пытаюсь передать эти чувства детям. Держа все в памяти, в условиях городского детского сада, я стараюсь стать для них доброй феей, чтобы раскрыть удивительный мир природы, открыть им тайны, загадки, которыми наполнен он.

Но как? Какими средствами? Ведь нет рядом леса с копошащимися муравьями, нет домашних животных, важно переходящих улицу, да и полевые цветы и колосящаяся рожь далеко…

Но я же фея! И у меня есть волшебная палочка и чудо-сундучок, до которого лишь стоит дотронуться палочкой, он раскроется, и тут же появятся мои удивительные помощники – дидактические игры, которые удовлетворяют детскую любознательность, помогают вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помогают овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

Так год за годом, используя своих помощников – дидактические игры, мои дети обогащают свои знания, умения, они становятся добрее по отношению друг к другу, к окружающим и природе. Но как же восполнить их опыт? Снова беру волшебную палочку. Нужно только дотронуться до ею до чудо-сундучка и опять появятся другие мои помощники – модельные схемы, которые позволяют обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Модель позволяет дать ребенку возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее приемлемы с детьми дошкольного возраста, так как ребенку легче представить предмет, выделить отношения между предметами, видя, их зрительно.

Так, раскрывая тайну деревьев, используя своих помощников – схематические модели, дети легче запоминают части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды, узнают, какую пользу они приносят человеку…

А после наблюдения за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей, они легко усваивают, что это насекомое, такое крохотное с ноготок, имеет три части тела: голову, грудь, брюшко; 6 ног, крылья. (чего они во время наблюдения могли и не заметить)

А как мои удивительные помощники – схемы, модели помогают детям усвоить причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т. д.

И я, добрая фея, глядя на своих ребят, не перестаю восхищаться ими и радуюсь тому, что с помощью моих помощников (схем, моделей) дети научились думать, размышлять, видеть красоту окружающего мира, позволяют проникнуть им всей душой в этот удивительный мир природы, таящий в себе тысячу загадок и тайн.

Публикации по теме:

К чудесной красоте природы… Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляя остановиться, прислушаться,.

Туристические прогулки в детском саду.Туристические прогулки в детском саду. Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Мир.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Эссе «Этот удивительный мир природы…»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 09:12
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Макет аквариума «На морском дне»
Лет пять назад в живом уголке нашей группы стоял большой аквариум с чудесными настоящими рыбками. Мы с ребятами очень часто наблюдали за рыбками и...
Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования.
"Семья- это среда, где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями....
Фототчёт Смотр строя и песни
23 февраля, отмечает вся страна! В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также...
«В гости к пчёлке Майе». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы
Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,...
Физкультурный праздник «Юные пожарные» в старшей группе, посвященный Дню Защитника...
Дети старшей группы «Радуга» пригласили на физкультурный праздник своих родных мужчин – пап и дедушек. Это открытое мероприятие, подготовленное...