МААМ-картинки

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Оксана Виноградова
Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Содержание

1. Личные данные

2. Актуальность

3. База

4. Противоречия

5. Цели и задачи

6. Модули:

1. Самообразование

2. Диагностика

3. Создание системы воспитательно-образовательной работы

4. Работа с родителями

5. Результативность

6. Литература

7. Приложения

Личные данные

Ф. И. О. : Виноградова Оксана Александровна

Год рождения: 1966 год

Образование: среднее специальное

Окончила Торжокское педагогическое училище в 1986 году.

Публикация «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах

Специальность: воспитатель в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж работы: 26 лет

Имею вторую квалификационную категорию.

Актуальность

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание.

База

Старшую группу посещают 20 детей. Из них 8 девочек и 12 мальчиков.

70% детей воспитывается в полных семьях с двумя или одним ребенком, 30% - неполные семьи. Социальное положение всех семей благополучное.

Воспитанием и обучением этих детей я занимаюсь с трехлетнего возраста.

Дети моей группы любознательные, добрые, отзывчивые, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес к разным видам искусства.

Для того чтобы деятельность детей носила творческий характер, стремилась создать условия для комплексного художественно – эстетического развития каждого ребенка, так как художественная деятельность детей требует эстетически образованной предметно – развивающей среды.

Большое внимание уделяю эстетике интерьера группы и фойе (коридора): стены украшают коллективные панно и картины, выполненные с детьми и в совместной деятельности.

В группе имеется уголок продуктивного творчества, где собраны необходимые средства для изобразительной деятельности в удобном и доступном для детей месте. Каждый ребенок имеет возможность здесь для самостоятельных занятий, что помогает развитию интересов и способностей.

Оборудование и материалы продуктивной зоны составляют:

• различные изосредства – гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые и цветные мелки, пастель, ручки, простые карандаши, тушь, уголь, свечи, пластилин, глина, фломастеры; кисточки, стеки, палочки, ватные палочки, трубочки, щетки зубные, расчески, зубочистки, трафареты, линейки, крышки, пуговицы; бумага различной фактуры (для рисования, писчая, газетная, цветная, бархатная, картон, калька, обои, салфетки, гофрированная); линолеум, дощечки для рисования, палитра;

• образцы по лепке, рисованию; карточки на смешивание, карточки на оттенки (осветление);

• книги на ознакомление с народно – прикладным искусством, иллюстрации (свет и тень, рисунки детей, дидактические игры по ознакомлению с искусством («Придумай портрет», «Составь натюрморт», «Из чего состоит пейзаж», на цвет («Цветные гномики», «Цветной волчок», «Радуга»);

• фланелеграф плюс набор картинок и план-схема (речка, поле, лес) на составление композиции;

• индивидуальные папки детей с рисунками.

В группе подумано место для полочки красоты и уголка отдыха, где организую работу по эстетическому развитию детей и расширению их представлений об окружающем мире.

На полочке красоты всегда находятся предметы красоты, разные по жанру картины, которые дети могут самостоятельно менять.

Для ознакомления с книжной графикой представлены папки (художники – иллюстраторы: Е. И. Чарушин, В. Сутеев, Ю. А. Васнецов, В. М. Конашевич, их портреты, биографические данные, творчество, книги с их рисунками).

Здесь дети получают эстетическое наслаждение от общения с произведениями искусства и народных промыслов, знакомятся с детской художественной литературой, общаются с природой.

Театральная зона оборудована гримеркой, костюмерной, минисценой. Уголок представлен различными видами театров, дидактическими играми на выражение эмоций, чувств, переживаний ребенка. Все это они могут выразить через небольшие инсценировки, сценки собственного сочинения, этюды.

Музыкальный уголок включает в себя различные дидактические игры на развитие ритма, чувства ритма, ознакомления с нотной грамотой, с музыкальными инструментами.

Уголок развития речи оснащен буквенным фризом, разными видами азбук, загадками, дидактическими играми, перфокартами на звуковой и слоговой анализ слов, книгами.

Большое внимание уделяется развитию связанной речи, речевого творчества детей, обогащения словаря, созданию индивидуальных и коллективных книг сказок, историй.

Математический уголок представлен различными настольно-печатными дидактическими играми и пособиями по закреплению счета, знание геометрических фигур, решению арифметических задач, классификации; карточки на сравнение чисел, состав числа; ребусы, головоломки, что способствует развитию умственных способностей, внимания, памяти, мышления, логики.

Уголок познавательного развития представлен физическими картами Тверской области, Росси, наглядными панно, макетами «Африка», «Антарктида», «Солнечная система», материалами и дидактическими играми по ознакомлению с родным краем, страной; с представителями растительного и животного мира; детской научно-энциклопедической литературой.

Творческая лаборатория оснащена разнообразными приборами (лупы, весы, термометры, часы, материалами для исследования (пластмасса, дерево, металл, бумага, резина, стекло, безопасной лабораторной посудой (воронки, сосуды, ступки, пестики, ложечки, мерные стаканы). Все это дает возможность для самостоятельного экспериментирования.

Уголок природы содержит календарь природы, портрет месяца и иллюстративный материал к нему, где фиксируется изменения состояния погоды, природы.

Физкультурный уголок. Здесь размещено разное физкультурное оборудование, а также дидактические игры, что обеспечивает различную двигательную активность детей в течение дня.

В игровом уголке подобраны различные виды конструкторов, схемы построек, атрибуты для сюжетно-ролевых и режиссерских игр, наборы мелких игрушек разной тематики, планшеты. Материал подобран с учетом игровых интересов мальчиков и девочек. Он побуждает к игровому взаимодействию, способствует развертыванию сюжетно-ролевых и режиссерских игр.

Противоречия

С одной стороны С другой стороны

1. Одной из задач эстетического развития детей авторы «Радуга» видят в формировании эстетического восприятия дошкольников через ознакомление с изобразительным искусством различных видов. 1. В программе «Радуга» недостаточно раскрыта методика работы ознакомления детей старшей группы с изобразительным искусством. В ДОУ не хватает дидактических пособий, иллюстративного материала по ознакомлению с разными видами живописи.

2. Во взаимоотношении с родителями идет гармоничная работа для обеспечения полноценного развития ребенка, с точки зрения формирования специальных умений и навыков, необходимых для его успешного обучения в школе. 2. Родители не заинтересованы в художественно-эстетическом воспитании, развитии творческих способностей детей.

Цель: развитие эстетического восприятия детей посредством изобразительной деятельности; формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру.

Задачи:

1. Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа);

2. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;

3. Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

4. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Модуль 1

Самообразование

Цель:

1. Повышение теоретических знаний по теме.

2. Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей детей.

Повышение моих профессиональных качеств, базы теоретических знаний способствовало самообразование – это самостоятельное ознакомление и изучение нормативно – правовых документов, педагогической литературы, анализ программы «Радуга», методических рекомендаций, изучение программ И. А. Рыковой, Г. С. Швайко, Т. С. Комаровой помогло мне в поиске детского изобразительного творчества, самостоятельности, инициативы, мышления детей.

В основу создания необходимых условий, побуждающих детей к активной художественно – продуктивной деятельности: рисованию, аппликации, лепке, конструированию, легли рекомендации С. А. Соловей, Т. Н. Львовой «Создание предметно – развивающей среды».

Консультации старшего воспитателя, взаимопосещения, открытые просмотры МО города, собеседование с опытными педагогами дали возможность приобрести необходимые практические навыки работы с детьми по изобразительной деятельности.

Для создания дидактического материала, пособий, игр способствовали книги А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Л. А. Венгера «Умственное воспитание».

Проведение занятий по ознакомлению с искусством требовало от меня, как педагога, глубоких знаний в области живописи, литературы и музыки. Посещение художественных выставок, читального зала детской библиотеки и краеведческого музея, драматического театра, собеседование их сотрудников пополнили мои знания в области различных видов искусства.

Работа с педагогической литературой, её анализ (Т. С. Комарова «Художественная культура», интегрированные занятия с детьми 5-7 лет, (А. А. Грибовская «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Н. А. Курочкина «О портретной живописи – детям») способствовали выработке системы педагогической работы по ознакомлению и приобщению детей к искусству.

Считаю, что система самообразования помогла мне определить главные задачи своей педагогической деятельности, дала возможность выстроить работу по развитию изобразительного творчества детей таким образом, чтобы эта деятельность стала увлекательной и интересной для детей.

МОДУЛЬ 2

Диагностика

Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.

В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка, как показатель его эстетического и интеллектуального развития.

В начале, середине и конце учебного года провожу диагностическое обследование детей. Наблюдения за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогли выявить знания и умения детей.

В начале года 53 % детей используют оттенки в своих рисунках; 45% - экспериментируют с различными художественными материалами. В изодеятельности все дети научились воплощать свои замыслы в рисунках; знакомы с произведениями разных видов искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, народное и декоративно-прикладное искусство); без затруднения отвечают на вопросы по картинам; легко и уверенно пользуются кистью, простым карандашом.

У детей наблюдается проявление самостоятельного, устойчивого интереса к природе.

Но дети ещё затрудняются в композиционном построении рисунка; в передачи пропорций в изображении и движении. Недостаточно развивают содержание и образ картины. Не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.

По результатам диагностики на начало учебного года я наметила план работы по изобразительной деятельности.

МОДУЛЬ 3

Создание системы воспитательно-образовательной работы

Цель:

1. Дать детям необходимые знания о произведениях изобразительного искусства разных видов, о средствах выразительности;

2. Помочь каждому ребенку овладеть приемами работы с изобразительными материалами;

3. Пробудить творческую активность ребенка и помочь ему реализовать её при создании тех или иных образов;

4. Формировать эстетическое отношение к миру.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей, являются занятия по изобразительной деятельности, где я создаю у детей хорошее настроение, стараюсь вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми: «В страну Рисования», в мастерскую художника, в выставочный зал.

Одним из приемов для поддержания интереса являются сказки о художниках, цветах; истории возникновения народных игрушек, использование художественного слова (загадки, стихотворения).

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность и трудолюбие.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.

При организации таких наблюдений считаю необходимым дать детям возможность восхищаться красотой природы, любоваться ею, высказывать свои эмоции, впечатления и переживания от увиденного. Это побуждает у детей желание изобразить, запечатлеть все это в рисунках и аппликациях.

Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

Большую роль в формировании эстетического восприятия детей играет «полочка красоты», где дети знакомятся с произведениями искусства: живописью, книжной графикой, малой скульптурой, народно – прикладным искусством, предметами дизайна. Работа здесь проходит через индивидуальные и подгрупповые беседы, рассматривание, в ходе которых дети учатся видеть прекрасное. Так при ознакомлении с предметами народно – прикладного искусства обращают внимание не только на красоту предмета в целом, но и на орнамент и узор, который используется для украшения. При рассматривании скульптуры малой формы обращают внимание на форму и красоту скульптуры.

При ознакомлении детей с тем или иным промыслом, стараюсь доступно рассказать о том, где он зародился. Помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы.

Знакомство с каждым видом народного искусства осуществляю на занятиях по декоративному рисованию, аппликации, лепке. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, использую изделия, выполненные детьми для оформления группы, для сувениров – подарков взрослым.

Периодическая смена, систематическая работа с палочкой красоты способствовать тому, что дети самостоятельно замечают появление новых предметов, картин и детских книг.

Знакомство детей с творчеством художников иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Рачеева, Е. Чарушина, В. Сутеева и др.

Рассматривание ярких иллюстраций к народным потешкам, песенкам учат детей видеть особенности характера и настроение сказочного героя. При передачи характера сказочных героев дети в своем рисунке проявляют фантазию и воображение. Учатся высказывать свое отношение к забавным, немного мультяшным героем В. Сутеева, сказочным персонажам А. Ю. Васнецова.

На развитие эстетического восприятия, художественного вкуса большое влияние оказывает ознакомление с искусством, которое осуществляется на занятиях, таких как «Знакомство с пейзажем», «Пейзаж в живописи», «Что такое натюрморт», «Творчество И. И. Шишкина» и другие.

Представление детей о красоте природы и культуре родного края складываются при знакомстве с произведениями художников: А. Г. Венецианова, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, И. Э. Грабая и других. Они дают возможность ознакомления с характерной для России природой.

Рассматривание картин вызывает у детей эмоциональный отклик на образное содержание произведений живописи, сопереживание настроения художественных образов, позволяет познакомить с разными видами живописи.

Со старшего возраста более углубленно работаем с жанрами живописи: портретом, натюрмортом, пейзажем.

При создании детьми портретов я стремлюсь научить их передавать характер и настроение, при изображении фигуры человека – движение. В пейзаже – видеть красоту природы и отображать её в своих рисунках. В процессе ознакомления в произведения живописи подвожу детям к пониманию того, что в них присутствует настроение – это либо грусть, тоска или радость, беспокойство. Рисуя натюрморт, дети учатся изображать предметы с натуры. При этом они могут уже самостоятельно выбрать фон и составить натюрморт.

Народно декоративно-прикладное искусство – одно из важных средств художественного восприятия детей дошкольного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколения.

Детей старшего дошкольного возраста знакомили с разными видами декоративно-прикладного искусства: тверской, дымковской, филимоновской игрушками.

Дети проявляют устойчивый интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают от этого радость и удовольствие. Видят свойства предметов, живых объектов и явлений. Обладают достаточными техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляют самостоятельность и творческую инициативность.

По своему содержанию произведение живописи многообразны, но не каждое из них может вызвать эмоциональный отклик в сердце маленького человека.

При ознакомлении с графическими работами обучаю детей рисованию штрихом. Для достижения большей выразительности в рисунках детям предлагала использовать штрихи разного характера.

Обращаю внимание детей на линию: она может быть плавной, гибкой, резкой, такой же выразительной, как и цвет, именно она выстраивает изображение в определенном эмоциональном направлении.

Важное влияние на развитие детского изобразительного творчества оказывает обучение детей технике смешивание красок. В процессе смешивания красок дети учатся выделять и получать разнообразное многоцветье тонов.

Дети уже владеют навыками смешивания красок, полученные в младшей и средней группах. В старшей группе продолжили эту работу. Мы вместе с детьми анализировали различные цвета; составляли их оттенки; смешивали краски для получения новых; добавляли белую краску в другие; соединяли краски, получая контрастные цвета – холодные и теплые.

Поощряю самостоятельное экспериментирование детей с цветом для получения необходимых цветов и оттенков.

Использование панно «Азбука цвета», карточек по смешиванию, дидактических игр «Радуга», «Цветные гномики», «Волчок» не только знакомят с цветовым спектром, с теплой и холодной гаммой цветов, но и помогает закрепить знания детей, использовать их в практической деятельности.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к рисованию использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Для создания детьми изобразительных образов использовала следующие нетрадиционные техники: набрызг, рисование по мокрой бумаге, по мятой бумаге, рисование пальцами и ладошкой, кляксография, способ выдувания.

Результатом всей работы по изобразительной деятельности являются выставки детских рисунков: «Осень золотая», «Пушистые зверята», «Зимушка – зима», «Бабочки».

В своей работе я старюсь, как можно чаще использовать коллективное творчество, как результат совместного речевого изобразительного творчества детей. В группе появились книги «Мы едем, едем, едем», «Сказка про елочку», «Курочка и цыплята».

С увлечением дети создают картины, декоративные панно. Работы детей украшают интерьер ДОУ: «В зимнем лесу», «Осень», «Полянка», «Наш аквариум».

Коллективная художественная деятельность формируют положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.

В самостоятельной художественной деятельности дети имеют в свободном пользовании изосредства и оборудование, необходимое для творчества. На столах располагаются все изобразительные материалы, имеющиеся в группе, а так же коробки с природным и бросовым материалом. Каждый ребенок имеет возможность подойти к ним и сразу же начать действовать.

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразий окружающего мира.

Впереди много планов и замыслов и я убеждена, что художественно – эстетическое развитие имеет решающее значение в развитии личности ребенка в целом: уверенности в себе, любви к искусству, гордости за родную культуру.

МОДУЛЬ 4

Работа с родителями

Цель:

1. Донести до родителей важность и необходимость формирования у детей эстетического отношения к миру и развития художественных способностей;

2. Установить с родителями тесный контакт по взаимодействию по решению данных задач;

3. Разнообразить формы совместной деятельности.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями.

Результаты анкетирования родителей «Дети и искусство» помогло выявить интересы родителей, их представления о процессе художественно – эстетического развития детей.

Результаты показали, что 50% опрошенных родителей понимают значение творческой деятельности для общего развития ребенка. 45% - активно помогают ему в развитии его творческих способностей. 30% - посещают выставки и музеи. 40% - необходима консультативная помощь по развитию творческих способностей детей.

Все это помогло спланировать дальнейшую работу по художественно – эстетическому направлению.

Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали:

• Семинар – практикум «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования», как средства обучения родителей конкретными приемами и методам развития изобразительной деятельности детей;

• Беседа за круглым столом «Знакомим детей с изобразительным искусством» помогла обсудить проблемы роли в семье в эстетическом развитии детей. Где в непринужденной обстановке родители поделились своими мыслями, личным опытом семейного воспитания, были активными участниками обсуждения возникающих проблем;

• Индивидуальные беседы, консультации «Какую роль играют книги, музыка в эстетическом воспитании», «Рисуем гуашью» помогли родителям понять как через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.

Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Натюрморт как жанр живописи», «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с живописью».

В содержании папки включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям.

Особое место во взаимодействии с родителями нашей группы имела организация выставок детского изобразительного творчества «Золотая осень», «Ах лето, лето», «Полянки с цветами».

По откликам родителей наибольший интерес вызвало создание совместных выставок по темам: «Зимние забавы», «Удивительные животные – динозавры» - это сблизило поколение (родителей и детей, укрепило детско – родительское отношение.

Традиционными в ДОУ стали «Дни открытых дверей», где они наблюдали совместную деятельность и занятия по изобразительному искусству. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения помогает родителям понять особенности воспитания и обучение детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка, проникнуть в его интересы и потребности, проанализировать собственные методы и приемы воспитания.

Родители с большим удовольствием посещали все мероприятия, проявляли интерес к жизни детей в группе, к формированию личности ребенка, его внутреннего мира, отношений к окружающим.

МОДУЛЬ 5

Результативность

Старший дошкольный возраст – ответственный период в жизни каждого ребенка.

В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения; развивается самостоятельность, инициатива, что способствует развитию творческой активности.

Создание развивающей среды и условий для художественно – продуктивной деятельности, планирование обучающих занятий, наблюдений, работы с «палочкой красоты»; поиск и отбор эффективных методов и приемов, применение их на практике с детьми, все это дало положительные результаты в работе по развитию детского изобразительного творчества.

В процессе художественно – эстетического развития заметно вырос уровень представлений детей о произведении живописи. Это выразилось в их ответах по содержанию картины, умение определять настроение, чувства, раскрывать содержание и образ выразительно – изобразительными средствами.

Замысел рисунков стал более интересным и разнообразным. Дети самостоятельно и творчески раскрывают тему в рисунках.

70% детей при создании сюжета передают смысловые связи между объектами, используя, передний и задний план. Умеют создавать выразительный образ и передавать свое отношение к изображаемому.

Совершенствуется умение передавать цвет, как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому на картине. Дети осваивают свойства цвета и активно их используют.

65% детей экспериментируют с цветом для получения новых цветов и оттенков, овладевают приемами наложения краски на краску, осваивают приемы рисования простым карандашом, угольным, пастельным, восковыми, цветными мелками. Активно используют творческий замысел в создании эскиза, наброска карандашом.

Владеют разнообразной техникой рисования, приемами работы с различными материалами.

У детей наблюдается проявление самостоятельного устойчивого интереса к природе.

Коллективная художественная деятельность сформировала положительную мотивацию к ней и углубила интерес к творчеству; раскрыла индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

Совместная деятельность объединила детей и взрослых, способствовала установлению между ними творческих контактов, созданию радостной атмосферы, что благоприятно сказалось на эстетическом и нравственном воспитании дошкольника.

В будущем продолжу работу по развитию художественно – эстетического восприятия художественного мира; развитию у детей художественного вкуса; по ознакомлению старших дошкольников с живописью; по композиционному построению рисунка.

Все это поможет увлечь, заинтересовать искусством и раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Литература

1. Галанов А. С. и другие «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».

2. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество».

3. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников по изобразительному искусству».

4. Доронова Т. Н., В. В. Гербова и другие «Радуга», программа.

5. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность».

6. Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и другие «Дошкольные учреждения и семья».

7. Зверева О. Л., Т. В. Кротова, «Родительское собрание в ДОУ».

8. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста».

9. Комарова Т. С., М. Б. Зацепина «Художественная культура».

10. Комарова Т. С., А. И. Совенков «Коллективное творчество дошкольников».

11. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

Приложение к опыту работы на тему: «Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности».

Утро радостных встреч

Сентябрь

1. Посиделки у бабушки Арины (потешки)

2. Прослушивание в грамзаписи Чайковского «Времена года»

3. Путешествие в страну сказок по А. С. Пушкину

4. Рассматривание красиво цветущие осенние цветы

Октябрь

1. Знакомство с народным промыслом (дымковская игрушка)

2. Встреча с Незнайкой по произведениям Н. Носова

3. Посиделки у бабушки Арины (загадки)

4. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Мое настроение (рисуем под музыку)

3. Посиделки у бабушки Арины (русские сказки)

4. Настольный театр «Красная шапочка»

Декабрь

1. Литературный калейдоскоп

2. Знакомство с художниками книжной графики

3. Беседа о Новом годе

4. Знакомство с Тверской игрушкой

Январь

1. Придумывание сказок вместе с детьми

2. Прослушивание произведений Чайковского «Времена года»

3. Чтение любимых сказок

Февраль

1. Встреча с интересными людьми

2. Знакомство с живописью – натюрморт

3. Познавательное сообщение (Мы их знаем)

4. Рассматривание картин Е. И. Волошина «Лук» и другие

Март

1. Рассматривание картин И. И. Левитана «Март»

2. Знакомство с народным промыслом (Хохлома)

3. Познавательное сообщение о животных

4. Прослушивание в грамзаписи «Кошкин дом»

Апрель

1. Чудеса в мастерской (изготовление поделок)

2. Встреча с интересными людьми

3. Познавательное сообщение о растениях

4. Знакомство с художниками книжной графики

Май

1. Посиделки у бабушки Арины (фольклор)

2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

3. Беседа «Что подарит лето»

4. Литературный калейдоскоп

По ознакомлению с искусством (полочка красоты)

Сентябрь

1. Осенний букет (цветов, листьев)

2-3. Хохломская роспись

4. Красивое яблоко

Октябрь

1. Осенняя композиция

2-3. Городецкая роспись по дереву

4. Рассматривание картин И. И. Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

1. Красивая вазочка

2. Дымковская игрушка (барышня)

3. Малая скульптура (олень)

4. Книжная графика (Е. Чарушин)

Декабрь

1-2. Забавные птицы (дымковская игрушка)

3. Рассматривание картины И. Репина «Яблоки»

4. Книжная графика (Ю. Васнецов)

Январь

1. Тверская игрушка (матрешка)

2. Малая скульптура (клоун)

3. Рассматривание картины И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»

Февраль

1. Тверская игрушка (глиняные свистульки)

2. Книжная графика Е. Рачеева

3. Народная вышивка города Торжка

4. Знакомство с картинами К. Ф. Юона

Март

1. Жостовские подносы

2-3. Этот волшебный завиток (хохломская игрушка)

4. Знакомство с портретной живописью

Апрель

1. Малая скульптура (девушка пляшет)

2. Книжная графика В. Сутеева

3. Дымковская игрушка

4. Веточка вербы

Май

1. Рассматривание картины П. Кончаловского «Сирень белая и розовая»

2-3. Декоративная посуда

4. Одуванчик

Перспективное планирование по кружковой работы старшей группы

Сентябрь

1. «Собака со щенятами» (лепка сюжетная)

2. «Цветные ладошки» (аппликация с элементами рисования)

3. «Деревья в нашем парке» (рисование по представлению)

4. «Наш пруд» (лепка сюжетная коллективная)

Октябрь

1. «Осенние листья» (рисование с натуры)

2. «Осенний натюрморт» (коллективная аппликация)

3. «Кто под дождиком промок» (лепка сюжетная)

4. «Осенние картины» (аппликация из осенних листьев)

Ноябрь

1. «Чудесное превращение кляксы» (рисование)

2. «Золотые березы» (аппликация обрывная с элементами рисования)

3. «Пернатые, мохнатые, колючие…» (лепка)

4. «Зайчишка – храбришка и трусишка» (рисование)

Декабрь

1. «Снежный кролик» (лепка)

2. «Белая береза под моим окном» (рисование с элементами аппликации)

3. «Снегири и яблочки» (моделирование игрушек из ваты и бумаги)

4. «Ёлочка – красавица» (рисование с элементами аппликации)

Январь

1. «Заснеженный дом» (аппликация с элементами рисования)

2. «Зимние забавы» (лепка сюжетная)

3. «Веселый клоун» (рисование)

Февраль

1. «Муравьишки в муравейнике» (лепка из бумажной массы)

2. «Папин портрет» (рисование)

3. «Милой мамочки портрет» рисование)

4. «Весенний букет» (аппликация коллективная)

Март

1. «Наша группа» (рисование)

2. «Весенний ковер» (лепка)

3. «Весеннее небо» (рисование в технике «по мокрому»)

4. «Нежные подснежники» (аппликация с элементами рисования)

Апрель

1. «По морям, по волнам» (рисование с элементами аппликации)

2. «Плавают по морю киты и кашалоты» (лепка коллективная)

3. «Море» (аппликация)

4. «Заморский натюрморт» (аппликация)

Май

1. «Зеленый май» (рисование)

2. «Цветы луговые» (аппликация)

3. «Мы на лугу ходили» (лепка)

4. «Нарядные бабочки» (аппликация)

Публикации по теме:

Презентация «Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников» Мною была подготовлена презентация на тему "Виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников "к педагогическому совету.

Смотр-конкурс.Смотр-конкурс. Дорогие коллеги,хочу рассказать вам о смотре-конкурсе. Главные цели,это создание условий для активизации двигательной деятельности воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 15:48
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД