Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.

Марина Пирожкова
Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.

В связи с поиском наиболее рациональных и эффективных путей коррекции недоразвития речи была разработана поэтапная система формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Каждый этап включает работу по словообразованию и словоизменению частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, числительных. Данная система составлялась на основании современных представлений о семантической структуре слова и её развитии в онтогенезе и разработках Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б., Ефименковой Л. Н., Кирьяновой Р. А., Нищевой Н. В., Лавровой Г. Н., Салаховой В. Я.

I этап работы.

1. Существительные:

- множественного числа с окончаниями –ы, -и (мишки, куклы);

- единственного числа женского и мужского рода в винительном падеже без предлога с окончаниями –у, -ю (машинку, тётю, дедушку, дядю);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –к-, -ик, (-еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк- для собственных имён) (мышка, мячик, Машенька, Лизонька, Танечка, Вовочка).

2. Глаголы:

- повелительного наклонения 2-го лица единственного числа с суффиксом –и (сиди, иди);

- изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица единственного числа (стоит, летает);

- от звукоподражаний (капает, крякает, мяукает);

- инфинитив.

3. Прилагательные:

- единственного числа мужского рода с окончаниями –ой, -ый, -ий (большой, красный, сладкий, женского рода с окончаниями –ая, -яя (маленькая, синяя).

4. Местоимения:

- мой, моя в именительном падеже (мой палец, моя нога).

II этап работы.

1. Существительные:

- множественное число с окончанием –а (дома);

- в винительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями –а, -я (жука, оленя);

- в родительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями –а, -я, -ы, -и (стола, гуся, папы, дяди); женского рода с окончаниями –ы, -и (конфеты, кошки);

- в дательном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями

–у, -ю (зайцу, коню); женского рода с окончаниями –е, -и (собаке, лошади);

- в творительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончанием –ом (карандашом);

- в родительном падеже с предлогом У (у лисы, у белки);

- в винительном и предложном падежах с предлогом НА (на полку, на столе);

- в винительном и предложном падежах с предлогом В (в коробку, в коробке);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –ичк-, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-,

-оньк- (водичка, пальчик, кошечка, лодочка, доченька, лисонька);

- название детёнышей единственного числа с суффиксами –онок, -ёнок, множественного числа с суффиксами –ат-, -ят- без изменения основы (мышонок, котёнок, ежата, лисята)

2. Глаголы:

- изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица множественного числа (идут, стоят, поют, молчат);

- изъявительного наклонения настоящего времени I-го, 2-го,3-го лица единственного числа (иду, идёшь, идёт);

- изъявительного наклонения прошедшего времени мужского и женского рода (упал, упала);

- повелительного наклонения 2-го лица единственного числа без суффикса -и (режь, стой);

- возвратные настоящего времени 3-го лица единственного числа (моется);

- глаголы с приставками по-, вы-, на- (поливает, выливает, наливает).

3. Прилагательные:

- множественное число в именительном падеже (круглые, мягкие).

4. Местоимения:

- мои в именительном падеже.

5. Числительные:

- один, одна в именительном падеже (один дом, одна груша).

III этап работы.

1. Существительные:

- множественное число с окончаниями –ья, -ьи (деревья, муравьи);

- множественное число с изменением корня (львы, дни);

- в винительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончанием –ья (воробья, женского рода с окончанием –ью (свинью);

- в родительном падеже без предлога единственного числа мужского и среднего рода с окончанием –ья (ручья, платья, среднего рода с окончаниями –а, -я (дерева, здания, женского рода с окончанием –ьи (семьи);

- в дательном падеже без предлога единственного числа среднего рода с окончаниями

–у, -ю (солнцу, оружию, мужского и среднего рода с окончанием –ью (соловью, ружью, женского рода с окончанием –ье (скамье);

- в творительном падеже без предлога единственного числа среднего рода с окончанием –ом (деревом, мужского и среднего рода с окончанием –ем (пальцем, туловищем, женского рода с окончаниями –ой, -ей (вилкой, пуговицей, женского рода с окончанием –ью (мышью, женского рода с окончанием –ьёй (свиньёй, мужского рода с окончаниями –ьем, -ьём (вареньем, муравьём).

- в винительном и творительном падежах с предлогом ЗА (за стол, за белкой);

- в творительном падеже с предлогом ПЕРЕД (перед котом);

- в винительном и творительном падежах с предлогом ПОД (под крышку, под стулом);

- в родительном и творительном падежах с предлогом С (СО) (с крыши, с кошкой);

- в дательном падеже с предлогом К (к корове);

- в родительном падеже с предлогом ОТ (от дерева);

- в предложном падеже с предлогом О (ОБ) (о сосне, об огурце);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ (из стекла);

- в дательном падеже с предлогом ПО (по крыше);

- в творительном падеже с предлогом НАД (над головой);

- в родительном падеже с предлогом БЕЗ (без лапы);

- в родительном падеже с предлогом ОКОЛО (около куста);

- в родительном падеже с предлогом ДЛЯ (для кошки);

- множественное число в винительном падеже мужского рода с окончанием –ов (котов);

- множественное число в родительном падеже мужского рода с окончанием –ов (автобусов);

- множественное число в дательном падеже мужского, женского и среднего рода с окончаниями –ам, -ям (мячам, медведям, вилкам, лошадям, лицам, коленям);

- множественное число в творительном падеже мужского, женского и среднего рода с окончаниями –ами, -ями (рогами, оленями, шляпами, костями, яйцами, коленями);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами – ек, -ок, -ёк (цыплёночек, городок, пенёк);

- названия детёнышей с суффиксами -ёнок, -ят с изменением основы (телёнок);

- с суффиксом увеличительности –ищ (хвостище);

- с суффиксами единичности –инк-, -ин- (дождинка, бусина).

2. Глаголы:

- изъявительного наклонения настоящего времени множественного числа 1-го, 2-го, 3-го лица (сидим, сидите, сидят);

- изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа (спали);

- возвратные;

- глаголы с различными приставками;

- изъявительного наклонения прошедшего времени среднего рода (светило).

3. Прилагательные:

- единственного числа среднего рода в именительном падеже с окончаниями –ое, -ее (светлое, горячее);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –еньк-, -оньк- (беленький, мягонький);

- относительные с суффиксами –н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -янн-, -енн-, -еск- (бумажный, резиновый, грушевый, кожаный, шерстяной, стеклянный, соломенный, металлический);

- притяжательные с суффиксом –ин- (относящиеся к теме «Семья», к именам).

4. Местоимения:

- моё в именительном падеже;

- наш, наша, наше, наши в именительном падеже.

5. Числительные:

- одно в именительном падеже;

- два, две в именительном падеже.

IV этап работы.

1. Существительные:

- в родительном падеже с предлогом ВОЗЛЕ (возле гаража);

- в винительном падеже с предлогом ЧЕРЕЗ (через забор);

- в творительном падеже с предлогом МЕЖДУ (между деревьями);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ-ПОД (из-под ковра);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ-ЗА (из-за головы);

- множественное число в винительном падеже без предлога мужского и женского рода с нулевым окончанием (котят, кошек, мужского, женского и среднего рода с окончанием –ей (швей, оленей, лошадей);

- множественное число в родительном падеже без предлога мужского, женского и среднего рода с нулевым окончанием (утят, конфет, лиц, с окончанием –ей (гусей, костей, ушей);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –ёнк-, -онк-, -ышек, -ышк-, -ишк-, -ушк-, -юшк-, -иц-, -ец-, -ц- (лошадёнка, собачонка, воробышек, пёрышко, пальтишко, зимушка, полюшко, маслице, письмецо, копытце);

- с суффиксами –ник, -чик, -тель, -щик, -ист, -их-, ниц-, -щиц-, чиц-, -к- (дворник, лётчик, строитель, стекольщик, машинист, ткачиха, сахарница, продавщица, буфетчица, пианистка).

2. Глаголы:

- условное наклонение с частицей бы (попить бы);

- совершенного вида (сделать, прыгнуть, засыпать);

- будущее время (напишу, буду писать).

3. Прилагательные:

- единственное число в косвенных падежах;

- сравнительная форма с суффиксами –ее, -е (длиннее, ниже);

- качественные с суффиксами –ен-, -ён-, -ат-, -ск-, -к- (жареный, солёный, рогатый, пассажирский, кузнецкий);

- притяжательные (лошадиный, волчий).

4. Местоимения:

- мой, моя, моё в косвенных падежах;

- наш, наша, наше в косвенных падежах.

5. Числительные:

- один, одна, одно в косвенных падежах;

- два, две в косвенных падежах;

- 3-5 в именительном падеже.

V этап работы.

1. Существительные:

- множественное число в винительном падеже мужского рода с окончанием –ьёв (муравьёв);

- множественное число в родительном падеже мужского и среднего рода с окончанием

–ьев, –ьёв (ульев, ручьёв, среднего рода с окончанием –ий (зданий);

- множественное число в дательном падеже мужского, женского и среднего рода с окончанием –ьям (стульям, крыльям, свиньям);

- множественное число в творительном падеже мужского, женского и среднего рода с окончанием –ьями (братьями, перьями, семьями);

- сложные слова (рыболов).

2. Прилагательные:

- множественное число в косвенных падежах;

- краткая форма (весел, умна, велико, добры);

- сложные слова (остроухий).

3. Местоимения:

- мои в косвенных падежах;

- наши в косвенных падежах.

4. Числительные:

- 3-5 в косвенных падежах.

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Найди отличия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
Опубликовано: 12 августа 2013 в 09:30
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...