Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.

Марина Пирожкова
Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.

В связи с поиском наиболее рациональных и эффективных путей коррекции недоразвития речи была разработана поэтапная система формирования грамматического строя речи у детей с ОНР. Каждый этап включает работу по словообразованию и словоизменению частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, числительных. Данная система составлялась на основании современных представлений о семантической структуре слова и её развитии в онтогенезе и разработках Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б., Ефименковой Л. Н., Кирьяновой Р. А., Нищевой Н. В., Лавровой Г. Н., Салаховой В. Я.

I этап работы.

1. Существительные:

- множественного числа с окончаниями –ы, -и (мишки, куклы);

- единственного числа женского и мужского рода в винительном падеже без предлога с окончаниями –у, -ю (машинку, тётю, дедушку, дядю);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –к-, -ик, (-еньк-, -оньк-, -ечк-, -очк- для собственных имён) (мышка, мячик, Машенька, Лизонька, Танечка, Вовочка).

2. Глаголы:

- повелительного наклонения 2-го лица единственного числа с суффиксом –и (сиди, иди);

- изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица единственного числа (стоит, летает);

- от звукоподражаний (капает, крякает, мяукает);

- инфинитив.

3. Прилагательные:

- единственного числа мужского рода с окончаниями –ой, -ый, -ий (большой, красный, сладкий, женского рода с окончаниями –ая, -яя (маленькая, синяя).

4. Местоимения:

- мой, моя в именительном падеже (мой палец, моя нога).

II этап работы.

1. Существительные:

- множественное число с окончанием –а (дома);

- в винительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями –а, -я (жука, оленя);

- в родительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями –а, -я, -ы, -и (стола, гуся, папы, дяди); женского рода с окончаниями –ы, -и (конфеты, кошки);

- в дательном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончаниями

–у, -ю (зайцу, коню); женского рода с окончаниями –е, -и (собаке, лошади);

- в творительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончанием –ом (карандашом);

- в родительном падеже с предлогом У (у лисы, у белки);

- в винительном и предложном падежах с предлогом НА (на полку, на столе);

- в винительном и предложном падежах с предлогом В (в коробку, в коробке);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –ичк-, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-,

-оньк- (водичка, пальчик, кошечка, лодочка, доченька, лисонька);

- название детёнышей единственного числа с суффиксами –онок, -ёнок, множественного числа с суффиксами –ат-, -ят- без изменения основы (мышонок, котёнок, ежата, лисята)

2. Глаголы:

- изъявительного наклонения настоящего времени 3-го лица множественного числа (идут, стоят, поют, молчат);

- изъявительного наклонения настоящего времени I-го, 2-го,3-го лица единственного числа (иду, идёшь, идёт);

- изъявительного наклонения прошедшего времени мужского и женского рода (упал, упала);

- повелительного наклонения 2-го лица единственного числа без суффикса -и (режь, стой);

- возвратные настоящего времени 3-го лица единственного числа (моется);

- глаголы с приставками по-, вы-, на- (поливает, выливает, наливает).

3. Прилагательные:

- множественное число в именительном падеже (круглые, мягкие).

4. Местоимения:

- мои в именительном падеже.

5. Числительные:

- один, одна в именительном падеже (один дом, одна груша).

III этап работы.

1. Существительные:

- множественное число с окончаниями –ья, -ьи (деревья, муравьи);

- множественное число с изменением корня (львы, дни);

- в винительном падеже без предлога единственного числа мужского рода с окончанием –ья (воробья, женского рода с окончанием –ью (свинью);

- в родительном падеже без предлога единственного числа мужского и среднего рода с окончанием –ья (ручья, платья, среднего рода с окончаниями –а, -я (дерева, здания, женского рода с окончанием –ьи (семьи);

- в дательном падеже без предлога единственного числа среднего рода с окончаниями

–у, -ю (солнцу, оружию, мужского и среднего рода с окончанием –ью (соловью, ружью, женского рода с окончанием –ье (скамье);

- в творительном падеже без предлога единственного числа среднего рода с окончанием –ом (деревом, мужского и среднего рода с окончанием –ем (пальцем, туловищем, женского рода с окончаниями –ой, -ей (вилкой, пуговицей, женского рода с окончанием –ью (мышью, женского рода с окончанием –ьёй (свиньёй, мужского рода с окончаниями –ьем, -ьём (вареньем, муравьём).

- в винительном и творительном падежах с предлогом ЗА (за стол, за белкой);

- в творительном падеже с предлогом ПЕРЕД (перед котом);

- в винительном и творительном падежах с предлогом ПОД (под крышку, под стулом);

- в родительном и творительном падежах с предлогом С (СО) (с крыши, с кошкой);

- в дательном падеже с предлогом К (к корове);

- в родительном падеже с предлогом ОТ (от дерева);

- в предложном падеже с предлогом О (ОБ) (о сосне, об огурце);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ (из стекла);

- в дательном падеже с предлогом ПО (по крыше);

- в творительном падеже с предлогом НАД (над головой);

- в родительном падеже с предлогом БЕЗ (без лапы);

- в родительном падеже с предлогом ОКОЛО (около куста);

- в родительном падеже с предлогом ДЛЯ (для кошки);

- множественное число в винительном падеже мужского рода с окончанием –ов (котов);

- множественное число в родительном падеже мужского рода с окончанием –ов (автобусов);

- множественное число в дательном падеже мужского, женского и среднего рода с окончаниями –ам, -ям (мячам, медведям, вилкам, лошадям, лицам, коленям);

- множественное число в творительном падеже мужского, женского и среднего рода с окончаниями –ами, -ями (рогами, оленями, шляпами, костями, яйцами, коленями);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами – ек, -ок, -ёк (цыплёночек, городок, пенёк);

- названия детёнышей с суффиксами -ёнок, -ят с изменением основы (телёнок);

- с суффиксом увеличительности –ищ (хвостище);

- с суффиксами единичности –инк-, -ин- (дождинка, бусина).

2. Глаголы:

- изъявительного наклонения настоящего времени множественного числа 1-го, 2-го, 3-го лица (сидим, сидите, сидят);

- изъявительного наклонения прошедшего времени множественного числа (спали);

- возвратные;

- глаголы с различными приставками;

- изъявительного наклонения прошедшего времени среднего рода (светило).

3. Прилагательные:

- единственного числа среднего рода в именительном падеже с окончаниями –ое, -ее (светлое, горячее);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –еньк-, -оньк- (беленький, мягонький);

- относительные с суффиксами –н-, -ов-, -ев-, -ан-, -ян-, -янн-, -енн-, -еск- (бумажный, резиновый, грушевый, кожаный, шерстяной, стеклянный, соломенный, металлический);

- притяжательные с суффиксом –ин- (относящиеся к теме «Семья», к именам).

4. Местоимения:

- моё в именительном падеже;

- наш, наша, наше, наши в именительном падеже.

5. Числительные:

- одно в именительном падеже;

- два, две в именительном падеже.

IV этап работы.

1. Существительные:

- в родительном падеже с предлогом ВОЗЛЕ (возле гаража);

- в винительном падеже с предлогом ЧЕРЕЗ (через забор);

- в творительном падеже с предлогом МЕЖДУ (между деревьями);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ-ПОД (из-под ковра);

- в родительном падеже с предлогом ИЗ-ЗА (из-за головы);

- множественное число в винительном падеже без предлога мужского и женского рода с нулевым окончанием (котят, кошек, мужского, женского и среднего рода с окончанием –ей (швей, оленей, лошадей);

- множественное число в родительном падеже без предлога мужского, женского и среднего рода с нулевым окончанием (утят, конфет, лиц, с окончанием –ей (гусей, костей, ушей);

- уменьшительно-ласкательная форма с суффиксами –ёнк-, -онк-, -ышек, -ышк-, -ишк-, -ушк-, -юшк-, -иц-, -ец-, -ц- (лошадёнка, собачонка, воробышек, пёрышко, пальтишко, зимушка, полюшко, маслице, письмецо, копытце);

- с суффиксами –ник, -чик, -тель, -щик, -ист, -их-, ниц-, -щиц-, чиц-, -к- (дворник, лётчик, строитель, стекольщик, машинист, ткачиха, сахарница, продавщица, буфетчица, пианистка).

2. Глаголы:

- условное наклонение с частицей бы (попить бы);

- совершенного вида (сделать, прыгнуть, засыпать);

- будущее время (напишу, буду писать).

3. Прилагательные:

- единственное число в косвенных падежах;

- сравнительная форма с суффиксами –ее, -е (длиннее, ниже);

- качественные с суффиксами –ен-, -ён-, -ат-, -ск-, -к- (жареный, солёный, рогатый, пассажирский, кузнецкий);

- притяжательные (лошадиный, волчий).

4. Местоимения:

- мой, моя, моё в косвенных падежах;

- наш, наша, наше в косвенных падежах.

5. Числительные:

- один, одна, одно в косвенных падежах;

- два, две в косвенных падежах;

- 3-5 в именительном падеже.

V этап работы.

1. Существительные:

- множественное число в винительном падеже мужского рода с окончанием –ьёв (муравьёв);

- множественное число в родительном падеже мужского и среднего рода с окончанием

–ьев, –ьёв (ульев, ручьёв, среднего рода с окончанием –ий (зданий);

- множественное число в дательном падеже мужского, женского и среднего рода с окончанием –ьям (стульям, крыльям, свиньям);

- множественное число в творительном падеже мужского, женского и среднего рода с окончанием –ьями (братьями, перьями, семьями);

- сложные слова (рыболов).

2. Прилагательные:

- множественное число в косвенных падежах;

- краткая форма (весел, умна, велико, добры);

- сложные слова (остроухий).

3. Местоимения:

- мои в косвенных падежах;

- наши в косвенных падежах.

4. Числительные:

- 3-5 в косвенных падежах.

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня. МКУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Мариинского муниципального района МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Мониторинг. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Методическая разработка. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Введение Уровень сформированности.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Здоровье, гигиена
  • Найди отличия
Автор публикации:
Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР.
Опубликовано: 12 августа 2013 в 09:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Одно из постоянных наших дел — забота о кошках и собаках»
Дорогие родители, вы часто берете котят и щенят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для своих детей! По просьбам ребятишек! Котёнок был...
Видео театральной постановки «Как пчёлка лес спасала»
Видео театральной постановки "Как пчёлка лес спасала" Предлагаю вашему вниманию видеозапись премьеры спектакля "Как пчёлка лес спасала", который мы...
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе «Волшебный колокольчик»
Сценарий праздника 8 Марта в средней группе " Волшебный колокольчик" Выход детей. Вед . Вот опять наступила весна Снова праздник она принесла,...
Фотоотчет о Дне Снеговика «Очень любит детвора снеговиков среди двора!»
18 января - День Снеговика. Очень трудно представить себе зиму без Снеговиков. Лепить Снеговиков любят и взрослые, и дети. Уж очень это увлекательное...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе
Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать логическое...