Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Ирина Стерляхина
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.

Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).

Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка. Полное овладение грамматическим строем происходит к 8 годам.

Постепенность и длительность овладения грамматическими категориями объясняется следующими причинами:

Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);

• Сложность грамматической системы русского языка:

- очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;

- нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,

- чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;

- разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;

- большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;

- введение новых правил произношения общеупотребительных слов: кофе – с. р., йогУрт.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Более наглядно они представлены в следующее таблице.

Основными критериями сформированности грамматического строя речи являются следующие показатели.

В 3 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

• Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

• Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

• Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

В 4 года ребёнок должен:

• Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

• Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

• Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

• Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

• Правильно согласовывать слова в предложении.

В 5 лет ребёнок должен:

• Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

• Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

• Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

• Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В 6 лет ребёнок должен:

• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

• Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.

Публикации по теме:

Дидактические игры в детском саду Я работаю в детском саду воспитателем младшей группы. Каждую неделю в нашем саду проходят педсоветы. На одном из таких собраний нам предложили.

Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи". «Учите ребёнка, каким – нибудь.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Найди отличия
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 7 июня 2013 в 17:51
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...