Папки-передвижки

Этнические особенности росписи матрёшек

Ольга Литёнкина
Этнические особенности росписи матрёшек

В работе с дошкольниками формирование знаний о художественно-этнических особенностях народного искусства обеспечивается решением художественно-творческих задач разного типа.

Повтор. Задача простая, направлена на повтор главных от-личительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Повтор предполагает индивидуальное видение орнаментальных мотивов. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие, усиливаемое восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров.

Публикация «Этнические особенности росписи матрёшек» размещена в разделах

Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов. Творческая активность определяется эстетическим восприятием природных мотивов и произведений народных мастеров из разных школ народного мастерства.

Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа декоративного мотива или художественной вещи. Ритм, цвет, ритмические единицы (фигуры) такого орнамента разнообразны. Они могут исполняться как по мотивам народного творчества, так и на основе более опосредованной, отдаленной ассоциации, выходя за пределы традиций. Система художественно-творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить решение задач всех трех типов в каждом из изучаемых видов народного орнамента. Это исключает возможность выработки штампов в решении задач.

Приобщение к народному искусству в многонациональной школе можно осуществлять через этнопедагогизацию художественного образования. Г. Н. Волков отмечает, что этнопедагогизация – главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания: целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство). Этнопедагогизация воспитания – использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями психолого-педагогической науки. Она включает в себя два компонента – этнический и педагогический. Этнопедагогизация процесса художественного образования предполагает (гармонизацию двух компонентов) :

1) изучение культуры и искусства конкретного народа через сравнение и нахождение связей, отличий с культурами и искусством других народов, через диалог «регионально-этнический» (по горизонтали) и «историко-эволюционный» (по вертикали);

2) целостный подход к обучению, адекватный народным традициям, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, их потребностей и интересов;

3) создание условий для их творческого развития и самовыражения [8].

В этом смысле показательны этнические особенности воспитания и образования русских, чувашей, татар и марийцев.

Этнические особенности росписи татарской матрешки (см. приложение) можно увидеть в основополагающих элементах народной одежды татар. Общим признаком национальных форм татарской одежды является монументальность. Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду.

Особенности чувашской матрешки заложены в идее, заложенной в философской мысли народа, его понятии о земле и небе, о месте человека в мире. Эта мысль материализовалась в вышитых узорах, головных уборах. У чувашской народности три этнические группы : верховые, низовые и промежуточные. Эти группы чувашей различаются главным образом по женской одежде. Во время росписи чувашских матрешек целесообразно знакомить младших школьников тремя этническими группами чувашей.

Марийская матрешка. Марийцы подразделяются на три этнографические группы: горные, луговые, восточные. Традиционный женский и мужской костюм состояли из головного убора, туникообразной рубахи, кафтана, пояса с подвесками, штанов, кожа ной обуви или лыковых лаптей с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм наиболее богато орнаментировался вышивкой и дополнялся съемными украшениями. Эти этнические особенности народов воплощаются во время росписи матрешек и при формировании знаний младших школьников об художественно-этнических особенностях народного искусства.

Таким образом, в методике формирования знаний у детей дошкольного возраста о художественно-этнических особенностях народного искусства важно учитывать особенности развития личности дошкольника. С этой целью следует:

– создавать условия для погружения воспитанников в мир художественных образов с помощью беседы, диалогов. Сказки и игры и игровых приемов. При этом игре и игровым ситуациям отдается предпочтение;

– вести ознакомление с художественным произведением, помня об определенной последовательности – от общего к частностям и опять к общему;

– помнить, что формирование знаний у детей о художественно-этнических особенностях народного искусства состоялось, если нам удалось вызвать чувство творческого сопереживания увиденному. Одним из показателей такого состояния может быть живой диалог воспитанников с педагогом. Диалог в котором дети не боятся высказывать свои суждения, предположения, мысленно перенестись в художественный мир.

Публикации по теме:

Занятие ОО «Весёлый хоровод матрёшек» в старшей группе «Весёлый хоровод матрёшек» познавательное занятие в старшей группе Воспитатель: Соколова Наталья Геннадьевна I квалификационная категория.

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписиДекоративное рисование по мотивам хохломской росписи Хохломская роспись является одним из самых старинных промыслов в России, относящихся к художественному прикладному искусству. Невероятная.

Фотоотчёт «Мастер-класс по росписи пряника»Фотоотчёт «Мастер-класс по росписи пряника» По дорожкам Муромских традиций. В нашей группе прошёл увлекательный и познавательный мастер-класс с участием сотрудников музея "Хлебная горница".

Фотоотчёт о творческих работах «Наряд для матрёшек»Фотоотчёт о творческих работах «Наряд для матрёшек» На занятии творческой мастерской дети выступили в роли маленьких дизайнеров. Они разработали узоры для передников матрёшек и оформили их.

Мастер-класс по росписи дымковской барыниМастер-класс по росписи дымковской барыни .

Открытое занятие «Народные росписи» — фотоотчетОткрытое занятие «Народные росписи» — фотоотчет Дорогие ребята, сегодня у нас с вами пойдет аукцион. Вы ведь знаете, что такое аукцион – это продажа предметов. На нашем аукционе будут.

Занятие по конструированию в первой младшей группе «Домики для матрёшек»Занятие по конструированию в первой младшей группе «Домики для матрёшек» Цели и задачи: • Развить конструктивные навыки при постройке дома. • Воспитать познавательный интерес у детей • Привить чувство заботы и.

Проект «Хоровод матрёшек» Проект «Хоровод матрёшек»Автор проекта – Киселева О. Н., воспитатель МКДОУ № 63 «Сказка» Продолжительность проекта – краткосрочный (две недели).

Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Матряшина Т. А. Дата проведения:.

Фотоотчет «Встреча с художником по росписи матрёшки»Фотоотчет «Встреча с художником по росписи матрёшки» Матрёшками приятно любоваться, но ещё приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнические особенности росписи матрёшек
Опубликовано: 7 марта 2018 в 17:46
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД