Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды»

Наталия Морозова
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды»

Конспект НОД

по познавательно - исследовательской деятельности

на тему: «Свойства воды».

ОО «Познание»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах во-ды.

Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Развивающие: Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и де-лать выводы.

Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.

Развивать речь, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Предварительная работа:

Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Проведение экспериментов с водой.

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Чтение художественной литературы по теме «Вода».

Наблюдение за водой на прогулке.

Материалы и оборудование:

Карточки в виде капелек воды с загадками, термос, заранее приготовленный снег, три стакана с водой разной температуры; прозрачные пластиковые стаканы, трубочки, ложки, песок сахарный и обычный, краски, аудиозапись «Шум воды»; музыка для фона во время проведения опытов.

Интеграция:

ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка», ОО «Безопасность».

Проведение НОД

Воспитатель: Ребята, когда я сегодня утром пришла в детский сад, охранник мне передал конверт, адресованный нашей группе. И конверт голубого цвета! И подпись «Капелька». Интересно, что же нам Капелька написала? (открывает конверт) Да тут карточки-капельки с загадками. Послушайте первую загадку:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Воспитатель: А вот и вторая загадка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Воспитатель: Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (Воды)

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?

Дети: О воде!

Раздаётся стук в дверь и входит Капелька.

Капелька: Молодцы, вы угадали все мои загадки, но послушайте, какая история со мной приклю-чилась. Жили мы три сестрички капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар и стала «паринкой». А потом нагрянул страшный мороз. Вторая моя сестричка в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А я успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”. Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

Воспитатель: Ребята поможем Капельке? Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1 «Пар - это тоже вода». Дети сидят на стульчиках и наблюдают.

Воспитатель ставит и открывает термос. Дети наблюдают пар.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, из термоса идёт пар, а сейчас я подносу к пару зеркальце, и не-много подержу. Что появилось на зеркальце?

Дети: Капли воды! (дети рассматривают на нём появившиеся капли воды)

Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?

Дети: «Пар - это тоже вода».

Опыт №2 «Снег – это тоже вода».

У детей на столах тарелочки со снегом.

Воспитатель: Что такое снег? (Выслушивает ответы детей). Снег - это ледяные

кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Снежинки

– это застывшие капельки воды.

Воспитатель: У меня две баночки со снегом, как вы думаете: в какой воде снег

растает быстрее: в тёплой или холодной? (ответы детей)

Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Воспитатель: И какой вывод мы можем сделать?

Дети: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Воспитатель: Значит, мы доказали Капельке, что «паринка», снежинка и капель- ка

родные сёстры. И отсюда мы сделали следующий вывод: Вода может находиться в

жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.

Капелька: Спасибо, вам ребята, вы мне очень помогли! Думаю, моя сестричка снежинка переста-нет важничать и мы, снова, как и раньше будем жить дружно. А я, в свою очередь, хочу поиграть с вами.

Игра «Капелька».

Дети берут в руки капельки и выходят на середину группы.

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком.

Те бегут не унывая

В реки быстрые, потом…

А потом и синь морская!

А за нею - океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

(Дети бегают врассыпную, потом парами, потом образуют круг, делая его большим, и с окончани-ем слов сужают круг к центру.) Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Как здорово вы поиграли с Капелькой. Капелька, а мы с ребята-ми можем рассказать о других свойствах воды. Капелька, хочешь о них узнать?

Капелька: Конечно, хочу!

Воспитатель: Ребята, назовите уже знакомые вам свойства воды.

Дети: Вода прозрачная (бесцветная, безвкусная, без запаха, льется, принимает форму сосуда, в который она налита.

Воспитатель: А сейчас мы проведём ещё один опыт с водой. Садитесь, пожалуйста, на свои ме-ста. (перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емко-стях).

Опыт №3 «Температура воды».

На столе воспитателя стоят три стакана с водой разной температуры.

Воспитатель: Как вы думаете, одинаковой ли температуры вода в стаканах? А чтобы узнать, нужно опустить пальчик в каждый из стаканов, определяя разницу в температуре воды. (Дети опускают пальчик в каждый из стаканов, определяя разницу в температуре воды). Что вы можете сказать о температуре воды?

Дети: Температура разная.

Воспитатель: И мы можем сделать вывод, что вода может быть различной температуры.

Опыт №4 «Что растворяется в воде?»

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? (добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.)

Дети: Сахар растворился.

Воспитатель: А что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? (добавляют в воду речной песок, перемешивают) Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок? (ответы детей)

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску (добавляют краску, перемеши-вают). Что изменилось? Растворилась ли краска?

Дети: Вода изменила цвет. Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.

Воспитатель: А растворится ли в воде стиральный порошок? (Добавляют стиральный порошок, перемешивают). Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

Дети: Вода стала мыльной.

Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? (ответы детей)

Воспитатель: Из этого опыта мы узнали, что у воды есть ещё одно свойство вода – может раство-рять некоторые вещества.

Капелька: Спасибо, ребята. Вы много знаете о свойствах воды. И мне с вами было очень интерес-но. Но, к сожалению, мне пора возвращаться к своим сестричкам. До свидания!

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу! Мы хорошо сегодня поработали в лаборатории. О чём сегодня мы говорили, с какими свойствами воды познакомились? (ответы детей). Понрави-лось ли вам экспериментировать? Какой опыт понравился больше всего? (ответы детей).

Публикации по теме:

Исследовательский мини-проект для детей 1 младшей группы «Вода-вода» Вид проекта: исследовательский мини-проект Девиз: Вода, вода, кругом вода…. Участники: Воспитатель, дети, воспитанники..

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе. 1квартал Сентябрь 1.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Свойства воды»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 19:55
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...