«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Ирина Попова
«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Вызвать интерес к жизни людей на севере, к их труду, обычаям, национальному искусству, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народов. Помочь детям познать культуру народа ханты через национальную игрушку – куклу акань.

Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Словарь: Югра, ханты, манси, кукла акань, орнамент.

Предварительная работа:

Выставка иллюстраций, посвященных природе, быту, труду народов севера, чтение сказок народа ханты и манси, загадывание национальных загадок, знакомство с мансийским орнаментом, раскраски по мотивам национальной одежды севера, оформление книжного уголка, беседа на тему «Наш город Югорск"

Жили –были дети. И были у них родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. –слайды. И место, где они жили, люди издавна называли Родиной. Как называется наша родная страна? Правильно, Россия. В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок – город, село, деревня, где он родился, ходил в детский сад, как вы, дети. Это его маленький дом –его малая родина.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

(стихотворение Е. Красевой)

Это я, это мой брат, это мои мама и папа. А это моя малая родина, так сказал папа, - выступление ребенка.

Сегодня я хочу рассказать вам о нашей малой родине. Мы все родились в Ханты –Мансийском автономном округе - Югре. –слайды. Югра – так в летописях называли место, где проживали угорские народы – ханты и манси, поэтому и округ наш называется Ханты –Мансийский. Дети снегов из страны северного ветра, так их называли в сказках, с очами, как 2 полумесяца. Счастливые и богатые талантом люди. Я по национальности – ханты. Толя по национальности – манси. Аня по национальности – русская. Мы все родились в Ханты –Мансийском автономном округе

Я предлагаю вам найти картины с изображением природы нашего края.

Чем же богат наш округ? Да, здесь имеются очень большие запасы нефти, газа, леса.

Как вы думаете, давно ли живут люди в нашем округе?

В этой коробочке счетные палочки. Их очень много. Предположим, что одна палочка – это один год. Сколько полных лет вы прожили? Да, вы родились 6 лет назад. Отложи, Настя, 6 палочек. Вот так выглядит горсточка из 6 палочек. Мама Алины родилась 30 лет назад. Вот так выглядит горстка из 30 палочек. Многие ваши мамы и папы родились 30 лет назад. Я родилась 50 лет назад. Вот так выглядит горстка из 50 палочек. Многие ваши бабушки и дедушки родились 50 лет назад. А на территории нашего округа люди жили много – много лет назад. Вот так выглядит горка из палочек, только это уже не горка, а высокая гора –гора из многих –многих лет. Как вы думаете, жили в те далекие – далекие времена ваши бабушки и дедушки? А ваши папы и мамы? А я? А вы? Нет. Но тогда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Несмотря на то, что севере короткое лето и длинная снежная холодная зима, живущие здесь люди любят свою землю – ведь это их Родина. Ханты и манси приспособились в суровым условиям жизни. Они разводили оленей, охотились на зверей и птиц, ловили рыбу. Чтобы не заболеть, людям нужны были витамины. Только эти витамины не продаются в аптеке, наши предки ходили за ними в тайгу.

Может, вы назовете их. –слайды Правильно, когда у человека температура, он пьет морс из брусники, чтобы зрение было хорошее, употребляет в пищу чернику, чтобы не заболеть простудой, едят клюкву. А что еще можно взять в лесу? –грибы, орехи. А в реке? Какая рыба водится в Конде? А теперь подумайте и скажите, в чем лучше всего на севере можно хранить припасы? Ханты и манси изготавливают корзины, туеса, кузовка из бересты, из корней кедра, из веток деревьев. Пища всегда в них свежая, долго не портится. Посмотрите, что хранится в берестяном коробе – брусника, клюква, орехи, рыба.

Из чего наши предки шили себе одежду?

Почему одежду на севере шьют из оленьих шкур и из меха зверей? Для красоты мастерицы украшали свои изделия полосками меха или кожи. Посмотрите, у меня в мешочке для рукоделия находятся кусочки ткани, кожи, меха. Я предлагаю вам поиграть в игру: на ощупь определить, чем можно украсить изделие.

Игра «Узнай на ощупь»

Интересно, откуда же брали узоры мастерицы?

В одной мансийской песенке поется:

Летающая птица как проведет крылом,

Так я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь,

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица.

В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием. Это звери: лапа лисы, беличий след, заячьи ушки; птицы: гнездо птицы, выводок утят. Рассмотрите орнаменты и назовите, какие вы узнали. –слайды. А сейчас я предлагаю вам выложить орнамент на листе бумаги.

Дидактическая игра «Сделай по образцу» - дети запоминают и выкладывают орнамент: заячьи ушки, выводок утят.

Скажите, вы любите играть? С какими игрушками вы любите играть? А ваши дедушки и бабушки, папы и мамы любили играть? Конечно, они тоже с удовольствием играли. Сейчас я вам расскажу, как и чем играли мы в детстве. Мамы и папы делали нам игрушки из разных материалов: дерева, кожи, бересты, ткани. Мама шала своей дочке куклу, с ней гуляли, кормили, пели колыбельные песенки, укладывали спать. Эту куклу называли «акань». Скажите громко это слово, чтобы запомнить его. Я покажу вам куклу моего детства. Мама сшила ее из ткани. Она похожа на куклы, с которыми играете вы? Нет. У нее нет лица. Кукле запрещалось рисовать лицо. Считалось, что она может ожить и принести своей хозяйке неприятности. Материал для ее изготовления брали только новый. Думаете, почему? Вовсе не потому, что из старых тканей куклы будут выглядеть некрасивыми, а потому, что считалось, если изготовить куклу из старой одежды, которая принадлежала другому человеку, то хозяин куклы может заболеть. Хранили кукол в берестяных корзинках. Нравится вам моя кукла? Я научу вас делать такие же.

Я хочу познакомить вас с обычаем моего народа. Когда человек заболевал ил или видел плохой сон, он приходил к священному дереву –березе, кедру – ставил перед ним пищу, вешал на веточки лоскуток материи и обращался к духам помочь ему. Затем люди разводили огонь, пили чай. Во время еда рассказывали друг другу разные истории, свои сны.

Дети подходят к березе, завязывают лоскутки, молча обращаются к духам с просьбой.

Я хочу пожелать вам всего хорошего и подарить частичку своей души. По хантыйски это звучит так: «Торум ет олэн!»

Живите в ладу с Богом, с Природой и самим собой!

Тору мет олен!

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2014 в 20:57
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....
Внучке 1 год! (О личном и о творчестве)
Доброго времени суток уважаемые коллеги! Кто следит за моими публикациями, возможно помнит как я обещала, что скоро мы будем творить, уже напару с...