«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Ирина Попова
«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Вызвать интерес к жизни людей на севере, к их труду, обычаям, национальному искусству, показать добрые чувства, которые бытуют в отношениях народов. Помочь детям познать культуру народа ханты через национальную игрушку – куклу акань.

Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Словарь: Югра, ханты, манси, кукла акань, орнамент.

Предварительная работа:

Выставка иллюстраций, посвященных природе, быту, труду народов севера, чтение сказок народа ханты и манси, загадывание национальных загадок, знакомство с мансийским орнаментом, раскраски по мотивам национальной одежды севера, оформление книжного уголка, беседа на тему «Наш город Югорск"

Жили –были дети. И были у них родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. –слайды. И место, где они жили, люди издавна называли Родиной. Как называется наша родная страна? Правильно, Россия. В большой стране у каждого из нас есть свой родной уголок – город, село, деревня, где он родился, ходил в детский сад, как вы, дети. Это его маленький дом –его малая родина.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья,

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

(стихотворение Е. Красевой)

Это я, это мой брат, это мои мама и папа. А это моя малая родина, так сказал папа, - выступление ребенка.

Сегодня я хочу рассказать вам о нашей малой родине. Мы все родились в Ханты –Мансийском автономном округе - Югре. –слайды. Югра – так в летописях называли место, где проживали угорские народы – ханты и манси, поэтому и округ наш называется Ханты –Мансийский. Дети снегов из страны северного ветра, так их называли в сказках, с очами, как 2 полумесяца. Счастливые и богатые талантом люди. Я по национальности – ханты. Толя по национальности – манси. Аня по национальности – русская. Мы все родились в Ханты –Мансийском автономном округе

Я предлагаю вам найти картины с изображением природы нашего края.

Чем же богат наш округ? Да, здесь имеются очень большие запасы нефти, газа, леса.

Как вы думаете, давно ли живут люди в нашем округе?

В этой коробочке счетные палочки. Их очень много. Предположим, что одна палочка – это один год. Сколько полных лет вы прожили? Да, вы родились 6 лет назад. Отложи, Настя, 6 палочек. Вот так выглядит горсточка из 6 палочек. Мама Алины родилась 30 лет назад. Вот так выглядит горстка из 30 палочек. Многие ваши мамы и папы родились 30 лет назад. Я родилась 50 лет назад. Вот так выглядит горстка из 50 палочек. Многие ваши бабушки и дедушки родились 50 лет назад. А на территории нашего округа люди жили много – много лет назад. Вот так выглядит горка из палочек, только это уже не горка, а высокая гора –гора из многих –многих лет. Как вы думаете, жили в те далекие – далекие времена ваши бабушки и дедушки? А ваши папы и мамы? А я? А вы? Нет. Но тогда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Несмотря на то, что севере короткое лето и длинная снежная холодная зима, живущие здесь люди любят свою землю – ведь это их Родина. Ханты и манси приспособились в суровым условиям жизни. Они разводили оленей, охотились на зверей и птиц, ловили рыбу. Чтобы не заболеть, людям нужны были витамины. Только эти витамины не продаются в аптеке, наши предки ходили за ними в тайгу.

Может, вы назовете их. –слайды Правильно, когда у человека температура, он пьет морс из брусники, чтобы зрение было хорошее, употребляет в пищу чернику, чтобы не заболеть простудой, едят клюкву. А что еще можно взять в лесу? –грибы, орехи. А в реке? Какая рыба водится в Конде? А теперь подумайте и скажите, в чем лучше всего на севере можно хранить припасы? Ханты и манси изготавливают корзины, туеса, кузовка из бересты, из корней кедра, из веток деревьев. Пища всегда в них свежая, долго не портится. Посмотрите, что хранится в берестяном коробе – брусника, клюква, орехи, рыба.

Из чего наши предки шили себе одежду?

Почему одежду на севере шьют из оленьих шкур и из меха зверей? Для красоты мастерицы украшали свои изделия полосками меха или кожи. Посмотрите, у меня в мешочке для рукоделия находятся кусочки ткани, кожи, меха. Я предлагаю вам поиграть в игру: на ощупь определить, чем можно украсить изделие.

Игра «Узнай на ощупь»

Интересно, откуда же брали узоры мастерицы?

В одной мансийской песенке поется:

Летающая птица как проведет крылом,

Так я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь,

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать –

Такая я умелая мастерица.

В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием. Это звери: лапа лисы, беличий след, заячьи ушки; птицы: гнездо птицы, выводок утят. Рассмотрите орнаменты и назовите, какие вы узнали. –слайды. А сейчас я предлагаю вам выложить орнамент на листе бумаги.

Дидактическая игра «Сделай по образцу» - дети запоминают и выкладывают орнамент: заячьи ушки, выводок утят.

Скажите, вы любите играть? С какими игрушками вы любите играть? А ваши дедушки и бабушки, папы и мамы любили играть? Конечно, они тоже с удовольствием играли. Сейчас я вам расскажу, как и чем играли мы в детстве. Мамы и папы делали нам игрушки из разных материалов: дерева, кожи, бересты, ткани. Мама шала своей дочке куклу, с ней гуляли, кормили, пели колыбельные песенки, укладывали спать. Эту куклу называли «акань». Скажите громко это слово, чтобы запомнить его. Я покажу вам куклу моего детства. Мама сшила ее из ткани. Она похожа на куклы, с которыми играете вы? Нет. У нее нет лица. Кукле запрещалось рисовать лицо. Считалось, что она может ожить и принести своей хозяйке неприятности. Материал для ее изготовления брали только новый. Думаете, почему? Вовсе не потому, что из старых тканей куклы будут выглядеть некрасивыми, а потому, что считалось, если изготовить куклу из старой одежды, которая принадлежала другому человеку, то хозяин куклы может заболеть. Хранили кукол в берестяных корзинках. Нравится вам моя кукла? Я научу вас делать такие же.

Я хочу познакомить вас с обычаем моего народа. Когда человек заболевал ил или видел плохой сон, он приходил к священному дереву –березе, кедру – ставил перед ним пищу, вешал на веточки лоскуток материи и обращался к духам помочь ему. Затем люди разводили огонь, пили чай. Во время еда рассказывали друг другу разные истории, свои сны.

Дети подходят к березе, завязывают лоскутки, молча обращаются к духам с просьбой.

Я хочу пожелать вам всего хорошего и подарить частичку своей души. По хантыйски это звучит так: «Торум ет олэн!»

Живите в ладу с Богом, с Природой и самим собой!

Тору мет олен!

Публикации по теме:

Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Югра — моя малая Родина». Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2014 в 20:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление к празднику «Павловопосадский платок»
Дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию оформление к тематической неделе "Художественные промыслы Подмосковья" "Павловопосадский платок". Музыкальный зал...
Мастер-класс «Встречаем весну». Оформление окна
Турутина Елена Мастер - класс "Встречаем весну" Оформление окна. Детский сад является вторым домом для малышей, поэтому необходимо создать в нем уют и...
Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении...
 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ( ПРИЩЕПКИ. Подготовительный этап. Показываю детям прищепки и...
Мастер-класс «Кукла «Масленица» из лыка»
Какие проводы зимы без сожжения Масленицы? Такую куклу можно сделать из чего угодно! Главное правило: чтобы у куклы не было лица. Предлагаю Вам...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»
Цель : воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много людей...