Юмор как средство борьбы с дурными привычками (из опыта работы)

Наталья Коршунова
Юмор как средство борьбы с дурными привычками (из опыта работы)

Одна из задач, которую я поставила перед собой,- научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг с другом, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Почему именно эту задачу я поставила перед собой?

Известно, что от характера межличностных отношений детей, от социального статуса каждого ребенка зависит, насколько комфортно чувствуют себя наши воспитанники. Обычно в каждой группе есть конфликтные, жадные, капризные, драчливые дети. Как решать проблемы, связанные с этим? Как помочь детям избавиться от этих черт? Ведь они не только мешают установлению благоприятного климата в группе, но и могут стать проблемой для самого ребенка. В беседах с родителями выяснилось, что некоторые определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения: - Дай сдачу! - Обзови, скажи так же… - Машинку никому не давай, а то сломают и т. д. Передо мной встала сложная задача – убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей. Я проводила беседы, консультации, разыгрывали импровизированные сценки с взрослыми на тему «Чего не должно быть», чтобы родители увидели себя со стороны. Но проблема оставалась нерешенной. Пожалуй, единственно эффективным способом оказался …юмор. Работу по формированию чувства юмора и его использованию я строю на диагностической основе: наблюдениях, анализе продуктов детской деятельности, беседах с детьми. Предпочтения отдаю наблюдениям.

Почему?

При использовании специальных диагностических методик, в условиях искусственного эксперимента ребенок старается вести себя так, как того хочет взрослый, а в каждодневном взаимодействии со сверстниками более открыт в проявлении особенностей своего характера.

В результате систематического наблюдения за детьми мне проще определять основные задачи развития ребенка и проектировать зону ближайшего развития.

Я ставлю перед собой цель – помочь ребенку самому, без долгих бесед на этические темы и заучивания правил хорошего поведения, расстаться с привычками, мешающими ему и другим, осознать свои поведенческие проблемы и изменить восприятие себя.

Какие методы и приемы для достижения этой цели я использую?

1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок – импровизаций. Например, иронические сценки-сказки: «Лиска-капризка», «Котик Васька жадный», - помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим. При возникновении конфликтных ситуаций в старших группах я сама сочиняла юмореску и разыгрывала ее, не называя имен, а дети узнают себя и пытаются справиться со своими вредными привычками.

2. Использование юмористического художественного слова при возникновении конфликтных и проблемных ситуаций. Например, мальчики, не поделив игрушку, «выясняют» отношения. Я начинаю декламировать: Петушки распетушились,

Но подраться не решились:

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

(В. Берестов)

Спокойный, немного ироничный тон скорей всего заставит забияк улыбнуться и на юмористической нотке исчерпать конфликт.

При возникновении проблемных ситуаций можно использовать строки из стихотворений «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка – ревушка». А вот какие строки я читаю приглашая расшалившихся детей к обеду:

* * *

- Утка – утенка, кошка – котенка,

Мышка – мышонка зовут на обед.

Утки поели, мышки поели,

А вы еще нет?.

* * *

А эти строки звучат, когда кто –то в группе разревелся:

* * *

Абри – фини, абри – кос!

Едут слезы без колес!

Едут, едут, катятся,

Капают на платьице!

Плачут щеки, плачет нос:

«Нам не дали ааа – бри – кос!»

* * *

3. Размещение в группах карикатур на «отрицательных героев», приход в гости к детям кукол Грязнуль, Забияк, Жадин. Так, например, в старшей группе у нас для того чтобы изжить драчливость, на стене «красовалась» карикатура: мальчик с огромными кулаками… Дети не хотели походить на такого «героя» - драчуна.

В младших группах я использовала такой игровой прием: вносила в группу двух кукол, которые спорят между собой: с кем из них дети захотят дружить? Одна кукла в красивом платье с бантом, другая – растрепанная и не причесанная Грязнуля. Кукла Грязнуля выбирает себе друзей среди детей, которые забыли причесаться, умыться, поправить одежду. Если ребенок отказывается дружить с Грязнулей, то я приглашаю его к зеркалу вместе с куклой. Ребенок видит себя и старается поправить свою прическу, умыться, чтоб не быть похожим на куклу. Так, начиная с внешнего вида, в ребенке воспитывается потребность в красоте. Постепенно в понятие красоты вкладывается и внутреннее состояние – состояние принятия нравственных ценностей.

4. Использование игры «Кнопка – стоп» при возникновении проблем взаимодействия. Можно предложить детям представить, что в голове у них много кнопочек: кнопка – улыбка, кнопка – страх, кнопка – гнев, кнопка – стоп … и порассуждать: «А кто же нажимает эти кнопочки?» После беседы с детьми о том, что мы сами способны нажимать свои кнопки, я предлагаю в необходимый момент выбрать нужную «кнопку».

5. Проведение «минуток смеха». В утренние часы это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок. После сна я вспоминаю какую – нибудь веселую историю или «раздаю всем смешинки». Иногда вместе с детьми сочиняю небылици. Чтобы активизировать детское воображение в старших группах я использовала следующий прием.

Я начинала:

Дело было вечером,

Делать было нечего,

Коля пел, Олег играл,

А Сашенька ногой качал.

И сказала я ребятам просто так:

Плывет заяц по реке,

С рыбками играет,

А зайчиха на песке

Загорает…

А у вас?

Дети декламируют выученные ранее небылицы, потом начинают придумывать свои:

* * *

Вы слыхали, вы слыхали,

Что у нас волки с рогами?

Волк трясет бородой,

Пообедал лебедой….

Однажды я гуляла на желтом лугу,

Где растет чепуха,

Лиловая, как чернила,

Повстречала петуха с головой

Крокодила!

А вы?

6. Беседы с детьми на темы: «Смех, какой ты? Где живешь?»; «Какого цвета смех?»; «Есть ли запах у смеха?».

7. Сочинение стихов на тему «Смех – какой ты, где живешь?», «Смех – какой ты, по каким дорожкам ходишь?»

Вот, например, какие стихи сочиняют про смех дети.

* * *

У меня смех на облачке летит,

Сейчас всех рассмешит.

* * *

Мой смех по свету ходит,

Всех веселит, никому не дает грустить.

* * *

Мой смешной колобок

По тропинкам катается,

Смехом заливается.

* * *

Смех – веселый парень,

По дорожке бежал,

Весело хохотал.

8. Игра «Дразнилки» - модифицированный вариант игры в «догонялки»

Ребенок, для которого предназначалась «дразнилка», догоняет, дразнящий ребенок – убегает. В конце игры дети обнимаются, доказывая, что обиды друг на друга не держат.

9. Оборудование в группах «кабинетов «юмора», в которых есть различные маски (в ясельной группе – «Капризка», «Веселый клоун»; в средней группе – «обезьянки», «носики – нюхочи», маски, выражающие различные эмоции). В этот уголок я выкладываю смешные рисунки – перевертыши, нелепицы из журналов, сюда же выкладываю разные материалы для показа опытов.

10. «Издание» детских – книг альбомов, газет, которые включают небылицы, дружеские шаржи, эпиграммы, нарисованные и сочиненные детьми, их родителями и воспитателями. Например, мы выпустили книгу «Сказки детского сада». Тема одного выпуска – «Если б был ты чудодей, что б ты сделал для людей?». Катя (6 лет, давая интервью сказала: «Я бы сделала так, чтобы дети быстро росли и было на земле много хороших, добрых людей», а мальчик из ее группы вообразил: «Если бы я был волшебником, я бы разукрасил землю разноцветными полями. На них бы посадил разноцветные цветы».

Приведу некоторые примеры дружеских эпиграмм, сочиненных детьми.

* * *

* * *

Настя! Много не кричи.

В горле вырастут кирпичи.

* * *

Не любит Аня спать,

Ей бы все голову поднимать.

Ждет, когда воспитатель уйдет,

И сразу с Васей разговор заведет.

* * *

Сева! Не мешай!

На занятиях отвечай.

Много не кричи,

Превратишся в щи.

Эпиграммы заставляют улыбаться, воспитывают у детей и взрослых потребность мирно решать конфликтные ситуации, расставаться с вредными привычками, регулировать свое эмоциональное состояние.

11 Проект.

Организация клуба «Добряков – Весельчаков» с участием родителей.

Правила клуба:

- Члены клуба не должны никого обижать, должны прощать обиды другим.

- Каждый день делать друг другу комплименты, приятные вещи….

- Раз в неделю в клубе подводить итог: кто был самым веселым, жизнерадостным, добрым.

В клубе дети и их родители будут учиться говорить добрые слова друг другу, сообщать о негативных качествах необидным тоном, используя мимику и пантомимику. Это необходимо не только для воспитания доброго юмора. В раскованной обстановке ребенок будет учиться с улыбкой прислушиваться к самому себе, к своим близким, сверстникам.

12 Проект.

Празднование Дня Смеха – 1 апреля – вместе с родителями. На праздник можно подобрать или составить самим стихи, яркие, красочные рекламы; объявления, приглашения. Например.

Работа по развитию у детей чувства юмора позволяет достигнуть определенных результатов. Мои воспитанники научились ценить юмор, смеяться над тем, что смешно, и не обижаться. Они эмоциональны, здоровы, чувствуют себя комфортно.

Публикации по теме:

«Юмор как средство борьбы с дурными привычками» Одна из задач, которую мы решаем в нашей группе,- научить детей понимать и ценить юмор, использовать его в процессе взаимодействия друг.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в средней группе «Солнышко».Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в средней группе «Солнышко». Сюжетно-ролевая игра-самая эффективная форма детских игр,одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Представляю вашему вниманию.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Праздники
  • Экология
Автор публикации:
Юмор как средство борьбы с дурными привычками (из опыта работы)
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 15:08
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...