Папки-передвижки

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Наталья Кирман
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Задачи и содержание работы по воспитанию

звуковой культуры речи у дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

(Слайд 1)

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

Публикация «Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников» размещена в разделах

развитие слухового внимания

•формирование правильного звукопроизношения

•выработка правильного речевого дыхания,

•умелое использование компонентов интонационной выразительности.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Развитие слухового восприятия (2 слайд)

Правильное воспроизведение речи обеспечивается за счет наличия физического слуха (способность слышать окружающие звуки, речевого слуха, а также слухового внимания.

Речевой слух - это способность человека точно воспринимать и правильно передавать все стороны звучащей речи.

Речевой слух включает следующие компоненты:

•фонематический слух

•восприятие темпа речи и голоса,

•ритмический слух.

Фонематический слух — способность воспринимать звуки речи, фонемы, различать слова близкие по звучанию.

Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей производить звуковой анализ и синтез слов, подготовки их к овладению чтением и письмом.

Восприятие темпа речи и громкости голоса — способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух — способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем.

Сформированность компонентов речевого слуха находится в тесном единстве с развитием слухового внимания, то есть способности дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Воспитатель учит внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, различать звуки речи в словах; отличать одни звуки от других, улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т. д.); правильно пользоваться интонацией, сравнивать свою речь с речью окружающих; контролировать собственное речевое высказывание.

Правильное звукопроизношение. (Слайд 3)

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи.

Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

•снижение физического слуха;

•отклонение в строении артикуляционного аппарата (нарушение в строении зубочелюстной системы, неправильный прикус, короткая подъязычная связка, расщепления твердого и мягкого небо, губы, малая подвижность языка, мягкого нёба, губ);

•слабый, укороченный выдох;

•неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

•недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

Задача совершенствования артикуляционного аппарата заключается в том, чтобы в процессе речевой гимнастики или специальных игр и упражнений укреплять мышцы детей. Учить их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, развивать подвижность языка и губ, способность придавать им нужное положение для правильного воспроизведения звуков.

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве «заменителей»; каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

Нами подготовлена таблица, указывающая последовательность формирования правильного звукопроизношения и дифференциации звуков у детей разных возрастных групп в течение учебного года.

Речевое дыхание. (Слайд 4)

Речевое дыхание - это способность человека в процессе речевого высказывания своевременно производить короткий глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.

Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, который осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох; при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза.

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. В процессе речи выдох происходит в основном через рот, он несколько замедлен. При физиологическом дыхании вдох и выдох совершаются только через нос. По продолжительности они примерно одинаковы.

Правильное речевое дыхание:

•обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата;

•предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

•способствует сохранению плавности речи;

•способствует правильному использованию интонационных средств выразительности, четкости произносимых слов;

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной позднего или неправильного усвоения звуков (Р- нужна сильная воздушная струя, которая должна привести в колебательное состояние кончик языка).

Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить пользоваться речевым дыханием. Для этого уже на ранних этапах речевого развития (в младших группах детского сада) необходимо проводить подготовительную работу. Учить малышей производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая точной силы выдох.

Интонационная выразительность речи. (слайд 5)

Интонация - является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

•Мелодика — движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз;

•Темп — скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

• Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

•Пауза — временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям. Психологические — используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

•Сила голоса — смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

•Логическое и фразовое ударение — выделение голосом отдельных слов (группы слов).

•Тембр — эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр - все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.

Публикации по теме:

Проект «Учись говорить правильно» 1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно» 2. Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой.

«Правильно говорить». Звуковая культура речи Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 08:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД