МААМ-картинки

Заикание: пути коррекции

Виолетта Тарасова
Заикание: пути коррекции

Тарасова В. Ю.

Учитель-логопед МБДОУ № 151

г. Казань

Заикание у дошкольников : пути коррекции.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В настоящее время механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций.

Публикация «Заикание: пути коррекции» размещена в разделах

Представляют интерес нейрофизиологический исследования заикания при организации речевой деятельности (И. В. Данилов, И. М. Черепанов, 1970г., которые показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью полушарий подтверждают данные В. М. Шкловского.

Рассматривая нарушение ритма речи с нейролингвистической позиции, Т. Г. Визель указывает, что во внутриречевом плане скрыты слоговой и словесный ритмы. Оба эти ритма являются базисными для формирования способности членить текст на смысловые отрезки – синтагмы.

Когда у ребенка созревает необходимый объем левополушарной коры, ответственной за ритм в целом, и, главное, за смысловое содержание речи, построение высказывания без ритмических опор невозможно. Для объединения слогового и словесного ритмов во внутренней речи должна быть программа того, каким образом совместить смысловой и ритмический планы высказывания.

Обширная нейрофизиологическая литература, посвященная автоматизации речи в целом, а так же процессам возрастных функциональных преобразований (А. Р. Лурия, Д. А. Файбер, В. И. Голод, Р. И. Мачинская, Н. М. Фишман и др.) позволяет сделать вывод, что задача объединения слогового и совместного ритмов может быть решена в рамках процесса левополушарной латерализации речевой функции. Она начинается у большинства детей в год и продолжает активно осуществляться в течение всего дошкольного периода.

Понятно, что левополушарной латерализации могут препятствовать различные факторы, начиная с повреждения связывающих полушария проводящих путей и заканчивая индивидуальными особенностями мозговой организации речевой функции. К значимым в этом плане повреждениям относятся плохая проводимость межполушарно расположенного мозолистого тела и горизонтальных проводников. Этиология нарушения проводимости может быть как органической, так и функциональной природы.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в коррекционной работе необходимо развивать межполушарное взаимодействие, которое является основой полноценной иннервации речевого аппарата. В своей работе мы используем комплексы кинезиологических упражнений, направленные как на развитие правого и левого полушария, так и межполушарного взаимодействия.

Основными требованиями к использованию кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов, систематичность работы. На предметных занятиях упражнения используются в качестве динамических пауз. Занятия продуктивной деятельностью предваряются этими упражнениями. Такая схема объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария мозга и целостным восприятием, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами, и, следовательно, с работой левого полушария, может быть прервана серией специальных упражнений.

В течение трех лет мы активно использовали кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием. В результате мы можем отметить, что у большинства детей улучшилась не только мелкая моторика рук, но и чувство ритма, память, внимание, мышление, что, в свою очередь, благотворно сказалось на развитии речи детей. Таким образом, применение кинезиологических упражнений в комплексе мер по преодолению заикания приводит к положительным результатам в улучшении речи заикающихся дошкольников.

Литература:

1. Визель Т. Г. Речь и проблемы общения у детей. – М. : В. Секачев, 2005.

2. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 2002.

3. Ляпидевский С. С. Невропатология: учебник для ВУЗов. – М. : Владос, 2000.

4. Селиверстров В. И. Заикание у детей. – М. : Владос, 2001.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М. : Сфера, 2002.

6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : Сфера, 2002.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Мы вместе: пути сотрудничества воспитателя и семьи» ВОСПИТАТЕЛЬ: Галина Анатольевна Кучерова МЫ ВМЕСТЕ: ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ Мир маленького ребёнка неразрывно связан с.

Конспект занятия «По пути в детский сад» Цель:закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней. Задача: 1. развивать внимание, память, мышление; 2. развивать речь детей,.

Конспект занятия «Приключения в пути» Организованная образовательная деятельность в средней группе. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Приключения в пути». Долганова Т. А. ,.

Начало большого пути Я - воспитатель!И это - не просто моя профессия, это - моя жизнь. Не думала, не гадала связывать свою жизнь с педагогикой. Однако помог.

Пути преодоления трудностей в адаптации детей в ДОУ 1 слайд Консультация для педагогов Поляниной Светланы Владимировны 2 слайд Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ».

Пути воспитания характера Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность.

Пути взаимодействия ДОУ и семьи Детство – радостная пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и родителей и заботой воспитателей. На современном этапе, семейное.

Родительское собрание: «На пути к школе»Родительское собрание: «На пути к школе» Родительское собрание: «На пути к школе». Время проведения – февраль месяц. Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по.

Пути решения социально-педагогических проблем неполной семьи Современная ситуация в Российской Федерации (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты,.

Консультация для родителей «Заикание появилось. Что делать?» Заикание - серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. Понимание.

Автор публикации:
Заикание: пути коррекции
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 14:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД