Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)

Татьяна Сущенко
Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)

Тема занятия: Звук и буква С.

Образовательная область: коммуникация

Цель: Закрепить произношение звука [ С].

Задачи

Коррекционно – образовательные:

учить определять место звука [С ] в слове (начало, середина, конец,

формировать навыки деления на слоги, звукового анализа и синтеза, упражнять в словообразовании, в интонировании, активизировать словарь.

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, зрительное внимание, общую и мелкую моторику, развивать внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая его, способствовать снижению психоэмоционального напряжения, воспитывать любовь к животным, желание помочь им.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, здоровье, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности:

- игровая,

- двигательная,

- коммуникативная.

Материально – техническое оснащение:

Обручи, символы-кружки красного и синего цвета, картинки на звук [ С ], слоговые домики, магнитная доска, предметные картинки, большой и маленький домики, экран, диапроектор, ноутбук, презентация Power Point.

Организационный момент: предлагаю детям встать в круг.

Логопед: Ребята, предлагаю вам поздороваться друг с другом,

Улыбнуться всем вокруг.

Руку дайте другу слева,

А теперь соседу справа

Ты улыбку передай,

Утра доброго желай.

Дети садятся на стулья, расставленные полукругом.

Введение в тему

Логопед: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в сказку, где мы узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и поможем им. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно назовет услышанный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:

Есть у Сони киса, киса Василиса,

Любит Соня кису, кису Василису.

Дети: Звук [ С ].

Логопед: Верно. А где в окружающем нас мире можно услышать этот звук?

Дети: Насос качает колесо, чайник свистит, вода бежит из крана.

Логопед: Что еще мы знаем об этом звуке? Кто хотел бы рассказать?

Дети: Он глухой согласный.

Основная часть

Логопед: Вижу, вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук [ С ]. Кто не боится трудностей, повернется вокруг себя и скажет волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вот и в сказке мы опять.

Я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогать. Будьте внимательны, в ваших ответах обязательно должен быть звук [ С ].(показ слайда)

В сказочном лесу, на опушке леса жил – был красавец соболь. Вот как – то утром вышел он на крылечко, осмотрел свой домик и показался он ему старым и некрасивым. Посоветуйте, ребята, как соболю сделать домик красивым (ответы детей). «Вот бы покрасить домик,- согласился с вами Соболь, -жаль что краски у меня нет. Надо сходить к тетушке Сове и спросить ее совета». Сказано – сделано, отправился Соболь в дорогу. И надо сказать, что Сова и вправду была очень умная и любила давать советы. А почему? Какая она?

Дети: Сообразительная, смышленая.

Логопед: (продолжает сказку).

У меня появилась идея отправиться в дорогу вместе с Соболем. Вы поддержите меня?

Упражнение на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

Логопед: (продолжает сказку) (показ слайда)

«Тихо в лесу, падают листочки с дерева, кружатся, лежит на земле разноцветный ковер. Видит Соболь – сидит Суслик и выполняет задания, которые он получил в лесной школе. Стал Соболь спрашивать у Суслика дорогу к домику Совы. Он говорит:

-Помоги мне выполнить задания, тогда и я тебе помогу.

Соболь согласился.

- В первом задании, - сообщил Суслик, - надо услышать, где в слове спрятался звук [ С ] –в начале, середине или конце». Ребята, а вы хотели-бы помочь суслику? Давайте попробуем.

Дети получают карточки с изображением предметов с звуком [С ] в названии. Перед детьми три обруча. В первый обруч встанут дети у кого картинки с звуком [ C ] в начале слова, в средний с звуком [С ] в середине,в последний с звуком [С ]в конце. Заняв места в обруче, дети объясняют свои действия.

Логопед: (продолжает сказку).

«Во втором задании, - объясняет Суслик, - надо ответить на вопросы, используя слова, в которых есть звук [ С ] и показать действие. Ребята, а вы могли бы справиться с таким заданием?

-Как называется человек, занимающийся спортом? Изобразите.

-Как называется человек, играющий на скрипке? Покажите.

-Как называется человек, который работает в саду? Передайте его движения.

-Кто пишет рассказы и сказки? Покажите как.

Дети называют слова «спортсмен», «скрипач», «садовник», «сказочник/писатель» и выполняют действия, указывающие на принадлежность к профессии.

Упражнение на словообразование.

Логопед:(продолжает сказку).(показ слайда)

«Поблагодарил Суслик Соболя и показал ему дорогу дальше. Идет Соболь и вдруг видит полянку. А на ней большой дом и маленький дом. Из большого дома выходит большой (старший брат, а из маленького-маленький (младший) брат. Соболь стал спрашивать дорогу к дому Совы. А братья и говорят:

-Мы недавно построили эти дома и никак не можем разобрать свои вещи, большие и маленькие. Даже поссорились. Помогите нам разобраться, а уж мы в долгу не останемся». Ребята, а вас остановит такое трудное задание?

Дети выкладывают под большим и маленьким домиками предметные картинки и говорят: «Большому брату в большой дом на первый этаж – санки, потому что звук [С ] в начале слова, маленькому брату в маленький дом на первый этаж – саночки, потому что в слове звук [ C ] в начале слова; и т. д.

Логопед: Молодцы! Помогли помириться братьям, а они показали дорогу к домику Совы.

Упражнение на формирование навыка деления слов на слоги.

Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)

«Идет Соболь дальше - смотрит, а на полянке три домика. На первом нарисован сыч и короткая полоска, на втором аист и полоска, разделенная на две части, а на третьем – соловей и полоска, разделенная на три части».

Как вы думаете, что означают эти полоски и картинки? Подскажите.

Дети: Это слоговые домики. В слове «сыч» - один слог, в слове «аист» - два слога, в слове «соловей» - три слога.

Логопед. Нас жители лесные, как только увидали, спрятаться за стульчики сразу пожелали. Загляните за спинки стульчиков, позовите их скорее оттуда и поселите в домики. (Дети берут картинки, занимают «домики», затем комментируют: клест – в этом слове один слог, он живет в домике, где стриж и одна полоска).

Логопед: Молодцы ребята! Мы так весело играли, что с полянки птиц подняли, можете вы их посчитать? А Соболь отдохнет немного с дороги.

-Эта птичка – соловей, (загибают пальцы обеих рук)

- Эта птичка – воробей,

- Эта птичка – совушка, сонная головушка.

-Эта птичка – свиристель,

- Эта птичка – коростель,

- Эта птичка – сокол злой, (машут ладошками)

- Птички, птички все домой!

Упражнение на развитие навыка звукового анализа и синтеза.

Логопед: (продолжает сказку).(показ слайда)

«Отдохнул Соболь вместе с нами и отправился дальше. Наконец увидел он большое дупло, а возле – Сову. Поздоровался Соболь с тетушкой Совой и вежливо попросил у нее краски. Она отвечает:

- Согласна дать тебе краски, если ты мне поможешь. Была у меня надпись на домике «СОВА», но она рассыпалась, а собрать я ее одна не могу». Может ли соболь рассчитывать на вашу помощь? Хотите помочь ему еще раз?

Дети выполняют звуковой анализ слова и комментируют свои действия.

Работа над интонацией.

Логопед: (заканчивает сказку) (показ слайда)

Обрадовалась Сова, что домик вновь стал красивым. Дала Соболю разноцветные краски. Радостный Соболь вернулся домой и покрасил домик разноцветными красками. Потом сел на крылечко и решил поиграть – стал про Сову предложения придумывать и по- разному их произносить». Хотите и вы попробовать? (Дети придумывают предложения, логопед предлагает произнести его с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).

Заключительная часть.

Логопед: Понравилось вам наше путешествие? Какие задания мы помогли выполнить друзьям? Сказочные герои благодарят вас и дарят свои фотографии, которые вы сможете раскрасить или заштриховать по своему желанию, можете подклеить в тетрадь или альбом. Кто-то из вас возможно захочет придумать сказку о новых приключениях соболя и рассказать нам. А сейчас пора возвращаться в детский сад. Повернемся вокруг себя и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В нашей группе мы опять.

Спасибо, ребята, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Новый год
  • Учимся считать
Автор публикации:
Закрепление звука [С]. Занятие по формированию звукопроизношения у детей с ОНР (подготовительная группа, второй год обучения)
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 22:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование – интересный...
Дары осени и пластилинография. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! У нас продолжается жаркая погода и мы на улице играем с пластилином. Детям это занятие нравится, они с удовольствием сегодня...
Стенгазета ко Дню воспитателя «Добрые феи»
Совсем скоро наступит профессиональный праздник всех дошкольных работников, и в преддверии этого праздника, мы с ребятами решили изготовить поздравительную...
Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.
Проведя анализ методической литературы, мы можем проследить, обучение детей правилам поведения на улице и дороге широко используют...
С новым домом! Оформление участка.
Приветствую всех , кто посетил мою страничку. Эмоции переполняют! Я спешу поделиться с Вами радостью и очень надеюсь , что Вы от души порадуетесь с нами! У...