МААМ-картинки

Занимательный математический материал (2 фото)

светлана мельникова
Занимательный математический материал

Занимательный математический материал

Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

Публикация «Занимательный математический материал» размещена в разделах

Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьёзной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свёрнутой форме. Из занимательного материала в работе с детьми могут использоваться самые простые его виды:

-геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образа или по замыслу;

-«Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объёмных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определённым образом;

-логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

-задачи на нахождение признака, признаков отличия или сходства фигур;

-задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребёнок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая её рядом или заполняя пропущенное место;

-лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки;

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из частей и т. д.);

- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путём перекладывания указанного количества палочек);

- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

- задачи в стихотворной форме;

- задачи-шутки и т. д.

Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.

Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности.

Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возростным особенностям ребенка – дошкольника. Многие задачи – шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий. Характер наглядности. Возможность соревнования. Во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее, какое – либо жизненное явление, действие с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию – все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя некоторые элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.

Занимательный материал имеет и свою собственную педагогиче-

скую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способ-ствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Отметим основные педагогические требования к занимательно-му математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование выте-кает из основной его функции, заключающейся в развитии и совер-шенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть заниматель-ные задачи по способам решений. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, её развивающее влияние ре-зко снижается. Разнообразить следует и формы организации рабо-ты с этим материалом : индивидуальные и групповые,в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и до-ма и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизоди-чески, случайно, а в определённой системе, предполагающей по-степенное усложнение задач,игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с со-зданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребёнка. Это требование реа-лизуется благодаря варьированию заданий, методических приёмов и форм организации.

Фото №1 Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры упражнения задачи вопросы
Публикации по теме:

Математический планшетМатематический планшет Добрыйвечер уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить свою игру "Математический планшет". Столько много написано материала про эту игру,.

Дидактическая игра «Занимательный круг» из фетраДидактическая игра «Занимательный круг» из фетра Для работы нам понадобится: 1)фетр разных цветов 2) клей момент кристал 3) ножницы 4) прищепки Цель дидактической игры: Расширение и.

Дидактическое пособие «Занимательный конструктор» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность: Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому.

Консультации для родителей «Занимательный математический материал в детском саду» Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. При этом формируются важные качества личности ребёнка:.

Консультация для родителей «Что такое занимательный математический материал» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Консультация для родителей «Что такое занимательный.

Математический лэпбук «Математический город»Математический лэпбук «Математический город» Задачи: 1. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. 2. Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе.

НОД с детьми смешанной дошкольной группы с использованием ИКТ «Викторина «Занимательный футбол» Цели: Закрепление представлений детей о футболе. Задачи: 1. Способствовать расширению представлений детей о футболе; 2. Обогатить словарь.

Занимательный материал по ФЭМП для младших дошкольниковЗанимательный материал по ФЭМП для младших дошкольников Занимательный игровой математический материал рассматривается как одно из дидактических средств, способствующих развитию математических.

Занимательный материал по математике в 5 классе для детей с ОВЗ «Действия с десятичными дробями» Дидактический занимательный и познавательный материал составлен для детей с ОВЗ. Тема: Действия с десятичными дробями Сложение и вычитание.

Занимательный материал по математике в 5 классе для детей с ОВЗ «Действия с натуральными числами» Занимательный материал по математике в 5 классе для детей с ОВЗ «Действия с натуральными числами» Сложение натуральных чисел Великая Отечественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательный математический материал
Опубликовано: 7 июля 2018 в 08:26
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД