«Москва — столица России». Конспект занятия в подготовительной группе

Амина Керимова
«Москва — столица России». Конспект занятия в подготовительной группе

. «Москва – столица России

Цель: Дать детям знания о том, что такое столица. Познакомить с историей возникновения Москвы, именем основателя. Расширять словарь детей: древний, мостки, князь, крепость, кремль, белокаменный. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Наглядный материал. Иллюстрации с видами Москвы. Портреты Юрия Долгорукого, Дмитрия Донского, Ивана 111. Иллюстрации с изображением московского Кремля – деревянный, белокаменный, краснокирпичный. Иллюстрация с изображением памятника Юрию Долгорукому.

Ход занятия

- Сегодня поговорим о самом главном городе нашей страны. Как называть главный город? (столица) Как он называется? (Москва)

Выставляются иллюстрации с видами Москвы.

- Какой город? (Большой и красивый)

Дидактическая игра «Какой, какая?»

1. Город какой? (большой, красивый, шумный, веселый)

2. Улица какая? (широкая, чистая, зеленая, светлая)

3. Дом какой? (высокий, большой, многоэтажный, кирпичный)

4. Площадь какая? (маленькая, шумная, круглая)

5. Парк какой? (детский, зеленый, березовый)

6. Вокзал какой?.

7. Библиотека какая?.

- А еще он очень древний. Что значит древний? (предположения детей)

- Древний – это значит, что он возник очень-очень давно.

Воспитатель выставляет иллюстрацию кремля.

- Посмотрите внимательно, эту иллюстрацию, наверное, видели все. Это – центр Москвы. Когда-то давным-давно русские люди поставляли здесь свои дома. Сейчас трудно представить, что когда-то там, где красуется наша столица, не было домов и улиц, а шумели дремучие леса, не было площадей, а были лесные поляны. И вот сюда пришли люди, посмотрели, места им понравились, и они здесь поселились.

- Как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? Из чего они их строили? Как они назывались? (предположения детей)

- Правильно, люди селились там, где была вода, которая нужна для приготовления пищи. А где можно найти воду? (предположения детей) Да, вода – это реки. Москва-река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно найти еду. Это – леса. В лесу много дичи, грибов, ягод. Около Москвы-реки шумели дремучие леса. Погуляем по лесу и поиграем.

Подвижная игра «Гриб – дерево – ягодка»

Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит «Гриб», дети приседают. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - встают на колени и поднимают сцепленные в замок, руки вверх.

- Хорошо поиграли, теперь отдохнем и подумаем, почему же еще люди выбрали эти места для жизни? Так вот: земля здесь тоже была хорошей, можно было выращивать пшеницу.

Вот поэтому люди и выбрали это место.

А еще это место было холмистым. Если поставить дома на вершине холма, легче обороняться от врагов.

Но места около реки были болотистыми, и чтобы добраться до воды, приходилось строить маленькие мостики, или мостки. Поэтому реку они назвали сначала Моствой, а потом короче – Москвой.

- Сначала это было небольшое поселение, которое нельзя было назвать городом. В те времена главным на Руси были князья. Князь – это значит главный, старейшина. Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать.

И вот однажды охотился в сосновых лесах на Москве-реке князь Юрий Долгорукий. (Воспитатель показывает его портрет.) Приглянулись князю эти места, особенно холмы – над рекой. И вот здесь, на месте небольшого села, и решил Юрий основать новый город, назвали по имени реки – Москва.

- Долгорукий – это не фамилия, а прозвище князя. Как вы думаете, почему его так прозвали? (Предположения детей.)

- Долгорукий – это долгая или по-другому длинная рука. А дали князю такое прозвище за то, что он старался к землям, где он был главным, присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко. (Воспитатель предлагает повторить имя основателя Москвы.) Юрий Долгорукий считается основателям Москвы.

- Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов.

Жители крепости зорко следили за окрестностями – не идет ли враг. Поможем наблюдателям.

Гимнастика для глаз «Наблюдатели».

1. Двигать глазами вправо - влево (10-15 секунд, вверх-вниз (10-15 секунд, голова неподвижна.

2. «Рисовать» геометрические фигуры глазами, по часовой стрелке и против нее (10-15 секунд в одну сторону и в другую, голова неподвижно зафиксирована.

3. Сконцентрировать внимание на кончике оттопыренного большого пальца, отодвинув его на 30 см от глаз, медленно приближать палец к лицу на расстояние 15 см и так же медленно удалять его назад (10-15 раз).

4. потянуться, не открывая глаз, руками в стороны, вверх и открыть глаза.

- Как они защищали свой город? Что строили? (Крепость, кремль.)

- Какой сначала был Кремль в Москве, из какого материала? (Деревянный.)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением деревянного кремля.

Во время нападения врагов кремль не раз сжигали, и вот, через много лет другой русский князь – Дмитрий Донской - решил построить в Москве кремль из белого камня. (Воспитатель показывает портрет Дмитрия Донского и иллюстрацию с изображением белокаменного кремля.)

С тех пор Москву стали называть белокаменной. Этот кремль, конечно же, был прочнее деревянного. Он простоял 100 лет, это очень много. Но от времени стал разрушаться.

- Как получилось слово «белокаменный»? (ответ детей – белый и камень)

В нашей стране сохранился кремль в самых древних городах – Новгороде, Пскове, Владимире и других.

И мы сейчас построим свой кремль. (Дети делятся на пары. Каждая пара строит кремль. Дети оценивают, у кого кремль получился самым большим. В заключении все объединяются около самого большого «кремля». Маленькие кремлевские постройки перестраивают в дома. Огораживают постройки одной крепостной стеной и получается один большой город.

Москва к тому времени уже стала большим городом, и другой князь – Иван 111 (Воспитатель показывает портрет Ивана 111)- решил построить новый кремль. Но такой, чтобы он был не только сильной крепостью, но ещё и самым красивым кремлём в России.

В те времена самые лучшие в мире мастера- строители жили в Италии. Вот оттуда и пригласил Иван 111 мастеров, и начали они строить тот Кремль, который мы с вами видим на Красной площади. (Показ иллюстрации с изображением Кремля.)

- Строили этот Кремль более 10 лет. Итальянским мастерам помогали русские. И стоит этот Кремль – красавец до сир пор. Все, кто приезжает в Москву, прежде всего, идут на Красную площадь и любуются московским Кремлём. (Просмотр видеоролика о Кремле 5 мин.)

- А знаете ли вы, что на территории одного Кремля находится 7 церквей и соборов. Часть из них вы сейчас увидели. А всего в Москве более 100 разных церквей и соборов и у многих из них золотые купола. Подойдите к выставке открыток, рассмотрите их поближе и скажите, как ещё называют красавицу – Москву. (Дети читают: Москва златоглавая. Как вы думаете, почему её так называют?) Наш Кремль очень красивый. Но это, прежде всего, сильная крепость.

Расскажите, как можно догадаться, что это крепость? (Дети с помощью педагога рассказывают о стенах и башнях Кремля)

- Этот Кремль ни разу не смогли взять штурмом. Войти же в Кремль враги смогли только, когда предатели открыли им ворота.

- Итак, мы сегодня с вами поговорили об истории столице нашей Родины. Кто же был его основателем? (Юрий Долгорукий.) В Москве, в центре города ему установлен памятник. (Воспитатель показывает памятник Юрию Долгорукому.) Вы видите, Юрий Долгорукий – на коне, а рукой он указывает то место, где должен быть построен город.

Год основания Москвы 1147. Она очень древняя. Про Москву писали многие писатели и поэты. А писательница Н. Кончаловская написала книгу, которая называется «Наша древняя столица». Послушайте небольшое стихотворение из этой книги.

Педагог читает отрывок:

Славен город наших дедов,

В жизни многое изведав,

Много войн и много бед,

Много радостных побед.

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит из года в год,

Наша гордость и оплот!

Публикации по теме:

«Моя Родина — Россия!» Уважаемые коллеги! Знакомство с родной страной,её культурой и традициями, народами, населяющими Россию, является важной задачей, стоящей.

Фотоотчёт «Дорогая моя столица…»Фотоотчёт «Дорогая моя столица…» Я люблю подмосковные рощи И мосты над твоею рекой, Я люблю твою Красную площадь И кремлёвских курантов бой. В городах и далёких станицах.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Наша армия
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Москва — столица России». Конспект занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 18:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о квесте «У Лукоморья»
Квест "У Лукоморья". Фотоотчет. В период летних каникул есть много времени и возможностей развлечь детей. Вот и в нашем парке прошла замечательная...
Конструирование из бумаги «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с детьми...
Конструирование из бумаги на тему: «Волшебный телескоп с падающей звездой». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы. Ведущая особенность...
Квест «В поисках Снегурочки»
Квест «В поисках Снегурочки». Проект. Краткое содержание проекта: организация совместной творческой деятельности родителей и детей. Продолжительность...
Фоторепортаж о Дне молодежи в Белгороде. III часть
МИМЫ, иначе КЛОУНЫ - вот такие красочные, яркие и запоминающиеся и для детей, и для взрослых - они встречали всех гостей на дорожках у зеленых, сочных и...
Сказка про одуванчики
– Как жаль, что одуванчики отцвели, – сказала Ариша бабушке. – Я их очень люблю. Особенно люблю на них дуть. Бабушка засмеялась, выглянула в окошко и...