Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»

Наталья Красник
Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»

Цель:

Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;

• Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

• Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

• Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

• Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.

• Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.

Предварительная работа:

• Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.

Материал:

• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

• Элементы одежды и оружия богатыря.

Ход занятия.

Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно.

1. Сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку:

Силен как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град,

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

А поговорим мы с вами о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

2. Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

2. Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.

На большом экране старинная русская изба в разрезе.

- Что внутри этой избы? (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».

- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).

3. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.

Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)

Маша Панченко

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

Дима Ковалец

Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

4. Физминутка:

Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные,

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

5. Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.

Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)

Сказитель играл на гуслях и приговаривал:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские! (Убрать изображение гусляров.)

Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно.

6. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В. М. Васнецова?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?

Дети: Трех богатырей.

Воспитатель: Кто находится в центре?

Дети: Илья Муромец.

Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?

Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.

Воспитатель: А кто слева? Кто справа?

Дети: Добрыня и Алеша Попович

Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?

Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.

Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?

Дети: Защита от стрел, копья.

Воспитатель: Что надето на голову?

Дети: Шлем, защита головы.

Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?

У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.

7. Игра «Да- нет»

Наша Родина сильна …. да.

И у нас она одна…. да.

На Руси богатыри есть…да.

Им всегда хвала и честь…. да.

Илья Муромец герой …. да.

Он был самый молодой….нет.

Соловья он победил…да.

Из автомата подстрелил…нет.

Алёша Попович тоже герой…. да.

Он сильный, смелый, молодой….да.

Он в Киеве граде дружинником был…да

Карабаса в бою победил…. нет.

На танках боролись богатыри с врагом…. нет.

Они воевали с мечом и копьём…да.

Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.

Он змея сумел победить своей силой…. да.

Гордимся мы нашими богатырями…. да.

Хотим ли быть такими же сами…да.

8. Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?

Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.

Какие это элементы? (Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)

Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому богатырю из сказок можно будет подарить ваш рисунок?

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.

Как их можно украсить?

(Если на щите и кольчуге изобразить знак солнца, он поможет богатырю отражать удары врага, сохранит ему жизнь).

А что означали знаки растительности?

(Если меч украшали травой, деревьями, колосьями, значит, он должен был быть как живым, сильным, помогать в бою).

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.

9. Подведение итогов

-О ком мы сегодня узнали?

- Что нового узнали?

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Публикации по теме:

Викторина «Живые слова» по былинам «Как Илья Муромец богатырём стал», «Про прекрасную Василису Микулишну» Д/игра "Живые слова" (по былине «Как Илья Муромец богатырём стал») Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация.

Физкультурный досуг «Богатыри земли русской» Цель: 1. Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. 2. Способствовать развитию у детей интереса к различным видам двигательной.

Театрализованное представление «Богатыри земли русской»Театрализованное представление «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» (театрализованное представление по мотивам былин) Цель: Познакомить детей с русским эпосом. Донести до детей дух.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Богатыри-защитники земли Русской» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Богатыри – защитники земли Русской" Короткова И. А. Программное содержание: 1.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 19:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета — плакат «Берегите лес».
В рамках работы по экологическому воспитанию, мы с малышами выполнили работу "Берегите лес" в нетрадиционной технике рисования ( ладошками. Накануне, мы...
Конспект НОД по аппликации «Баранки к чаепитию»
Цель: Закрепление у детей умений составлять композиции из готовых форм. Задачи: 1. Продолжать учить детей создавать композиции из готовых форм; 2. Учить...
Мастер-класс «Массажная дорожка для малышей»
Самой главной задачей дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными -...
«С детьми по жизни» (размышления о выборе профессии и не только)
Много профессий на свете, приходит время, когда и тебе нужно делать выбор. Люди по-разному выбирают свою. Одни стремятся за деньгами и славой, другие –...
Консультация для родителей к проекту «Волшебный лоскуток»
В конце прошлого учебного года в нашей группе проходил познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток». Эта консультация является дополнением к...