Занятие для педагогов по профилактике синдрома «эмоционального выгорания»

Наталья Клевцова
Занятие для педагогов по профилактике синдрома «эмоционального выгорания»

Одной из серьезных проблем современного детского сада является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Основной целью моей работы является обеспечение психологического здоровья детей. Очень важно, чтобы каждый ребенок эмоционально-комфортно чувствовал себя в дошкольном учреждении. А это в свою очередь сопряжено не с большим количеством разнообразных игрушек, не с плотным расписанием увлекательных занятий, а прежде всего с воспитателем, «самым любимым» и «самым хорошим». К сожалению, даже с самым хорошим воспитателем может случиться «беда»: вот пришла она сегодня в сад какая-то не такая, детки ей в глаза заглядывают, а она не в настроении, кричит, ругается, да и занятие какое-то скучное сегодня получилось. Почему это произошло? А оказывается, ей сказали подготовить консультацию, открытое занятие провести, картотеку игр оформить, еще дом, семья, маме еще обещала сбегать помочь. «Что делать?» – говорит воспитатель.

И тогда на помощь приходит педагог-психолог. Ведь отрицательная окрашенность психологического состояния педагогов не только снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с родителями, коллегами, но и способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, формируя синдром «эмоционального выгорания».

В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами я увидела проявляющиеся симптомы синдрома «эмоционального выгорания» (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений). Предварительные выводы по результатам наблюдений подтвердились: в результате диагностики (была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) было выявлено 4 педагога с синдромами в различных стадиях формирования.

В связи с этим организация работы по профилактике синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов является одной из главных задач моей работы в ДОУ.

Занятие «Детские воспоминания»

Цель: повышение энергетического потенциала; создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе; формирование коммуникативных навыков; снятие напряжения.

Оборудование: мяч, музыка для релаксации, диск с детскими фотографиями педагогов, чай, сладости.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Друг к дружке»

Вам необходимо будет делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам будет нужно очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- спина к спине!

А теперь быстро – быстро найдите себе нового партнера и пожмите ему руку.

«Поздоровайтесь» следующими частями тела:

- левая рука к левой руке!

- бедро к бедру!

- пятка к пятке!

Разминка (игра «Виртуальное путешествие»)

Слово ведущего: Чтобы поднять настроение, я вам предлагаю поиграть в игру «Виртуальное путешествие». Сейчас, мы с вами, по очереди будем бросать мяч по кругу, сообщая тому, кому вы бросаете мяч, в какое виртуальное путешествие вы его отправляете. Например, в холодильник, на пальму, на диван, в Древнюю Грецию и т. д. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили.

Упражнение «Встреча»

Включается приятная расслабляющая музыка.

Слово ведущего: А сейчас сядьте поудобнее. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Все ваше тело отдыхает…. поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните….

Обратите внимание на то, как вы одеты, какое у вас выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно себя рассмотреть…. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда будете готовы, вы откроете глаза.

Обсуждение:

• Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении.

• Опишите ваши переживания и впечатления.

Слово ведущего: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «Наше детство». А сейчас я вам буду показывать фотографии каждого нашего педагога, а вы постараетесь узнать его и назвать имя.

Демонстрируются на экране детские фотографии, педагоги рассматривают и называют имена.

Игра «Поздоровайтесь…»

Слово ведущего: У каждого из вас были друзья. Давайте, вспомним, свои детские ритуалы приветствия, каким образом мы здоровались со своими друзьями. Ответы педагогов.

А теперь давайте поздороваемся новым способом. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Я буду произносить стихотворение-приветствие, а вы будете выполнять соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Педагоги остаются на своих местах (парами).

Игра «Посещение зоопарка»

Слово ведущего: В детстве все мы любили ходить в зоопарк. Мы сейчас поиграем в игру «Посещение зоопарка». Один присаживается на стул, а другой становится сзади него. Потом меняются местами.

Я тем, кто стоит буду говорить, что делать. Итак,

1. В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

Релаксация «Водопад»

Включается приятная расслабляющая музыка.

Слово ведущего: Мы с вами немного устали, давайте отдохнем. Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох….

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. (Педагоги делятся впечатлениями).

Игра «Стряхни»

Слово ведущего: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (всего 30-60 секунд).

Слово ведущего: Я буду говорить фразу, а вы продолжите ее.

- В детстве папа (мама) меня называл (а).

- В детстве я больше всего любила.

- Маленькой я мечтала стать…

А теперь давайте вспомним самый радостный день своего детства (небольшое групповое обсуждение).

Рефлексия занятия

Что понравилось? Что не понравилось? Что получили нового?

Ритуал прощания «Аплодисменты»

Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

В детстве все мы любили сладкое, я сейчас вам предлагаю попить чай со сладостями.

Публикации по теме:

Моделирование центров активности в ДОУ на тему: «Я вырасту здоровым» Развивающая среда группового помещения детского сада - это прежде всего, набор отдельных тематических уголков и центров, где происходит.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя» Цель: • обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния; • формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Занятие для педагогов по профилактике синдрома «эмоционального выгорания»
Опубликовано: 23 января 2014 в 20:53
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...