Занятие для педагогов. Тема: «Стресс. Можно ли с ним бороться?».

Анна Смирнова
Занятие для педагогов. Тема: «Стресс. Можно ли с ним бороться?».

Занятие для педагогов.

Тема: «Стресс. Можно ли с ним бороться?».

Цель: Формирование представления о стрессе и способах его предупреждения и преодоления.

Понятие «стресс» давно и прочно вошло в повседневный обиход. Мы привыкли объяснять свои неудачи усталостью, вызванной стрессом; ежедневно выслушиваем рекомендации по борьбе с ним с экранов телевизоров; знаем, что к нему приводит обилие информации. А что же это такое — стресс?

«Современный словарь по психологии» лаконично определяет стресс как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе его деятельности, в основном в экстремально-сложных условиях. Емкое определение дают американские психологи: «негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации».

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. Он исходил из факта, что человек всегда стереотипно реагирует на негативные изменения среды: сначала ощущает трудность, затем втягивается в рабочий режим, а потом чувствует, что не может больше в этом режиме функционировать.

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.

Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации, или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Выделяют два вида стресса:

1. Эустресс – сопровождается мобилизацией сил. общим улучшением самочувствия, эмоциональным подъемом.

2. Дистресс – плохое настроение, усталость, ухудшение самочувствия.

Тест: Умеете ли Вы справляться со стрессом?»

Утверждение Часто Редко Никогда

1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2

2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2

3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации.

не прибегая для этого к успокоительным

таблеткам или алкоголю 0 1 2

5. Если я испытывал очень сильный стресс, я обязательно обратился за помощью к специалисту 0 1 2

6. Я склонен к грусти 2 1 0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь

в другом месте 2 1 0

9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0

Ключ:

0-3 очка. Вы умеете владеет собой, и, вероятно, вполне счастливы.

4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справиться со стрессом

8 и более. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если Вы хотите сохранить душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы.

Упражнение «Стресс и Я».

Ведущий предлагает участникам встать, закрыть на секунду глаза и представить себе, что перед ними сейчас находиться «их стресс», когда ведущий хлопнет в ладоши, им нужно будет открыть глаза и при помощи мимики, позы, жестов изобразить его отношение к стрессу.

Наши реакции на стресс проявляются в четырех основных областях: эмоциональном состоянии, мыслях, физическом состоянии и поведении.

Так, на уровне эмоции мы с трудом начинаем себя контролировать, раздражаемся, боимся, впадаем в панику.

На уровне мыслей мы думаем о том, что все настроены против вас, что вас никто не понимает.

На уровне физического состояния у вас может разболеться голова, проявляется усталость, боль в позвоночнике.

На уровне поведения: невнимательность, забывчивость, рассеянность.

К сожалению, в рамках данного занятия мы не сможем охватить полный спектр управления стрессом на всех уровнях, но познакомимся с некоторыми упражнениями, которые помогут Вам справиться со стрессом.

Но прежде, давайте обсудим. Каждый из Вас уже сталкивался со стрессом и выработал определенные способы борьбы с ним. Давайте составим список.

В этот список могут входить следующие способы:

- покричать, попеть очень громко,

- посмотреть комедийный фильм,

- пойти в парк, «пообщаться» с природой,

- покататься на горке,

- попросить, чтобы сделали массаж,

- принять душ или ванну,

- поспать,

- заняться спортом,

- погладить кошку, посмотреть на рыбок.

- посмотреть комедию.

Упражнение «Лимон»

Помогает совладать с сильным волнением или беспокойством. Участники представляют, что у них в руках лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. Далее нужно стряхнуть капли с руки. Упражнение повторяется три раза.

На физическом уровне для противостояния стрессу человеку обязательно нужно пить больше витаминов.

Упражнение «Дождь в лесу».

Участники садятся друг за другом по кругу, так, чтобы руки участника доставали до спины сидящего перед ним.

Далее ведущий говорит следующий текст. «Однажды в лесу начался дождик. Легкие капельки падали на листочки деревьев, кустов, на траву и мох». В это время участники барабанят по спине кончиками пальцев. «Вдруг дождик стал сильнее». Участники барабанят пальцами. «И еще сильнее». Участники хлопают ладошками по спине. «И тут с неба пошел настоящий град». Участники делают из ладошки колпачок и барабанят по спине. «Скоро град прошел, и дождик снова стал легким и ласковым». Участники снова барабанят по спине пальчиками. «И вот дождик закончился. И легкий ветерок зашелестел листочками деревьев». Участники поглаживают спину своего соседа.

Упражнение «Полное дыхание».

Сделайте глубокий вдох, так чтобы сначала воздухом заполнилась нижняя часть легких, для этого нужно «выдвинуть живот вперед, а затем верхняя, при этом расширяется грудная клетка, теперь делайте медленный глубокий вдох, задержите дыхание на пару секунд. Выдыхайте так медленно, чтобы воздух вышел из груди, а потом из живота.

Упражнение «Визуализация».

Если Ваше отчаяние и напряжение очень велико, вы можете попытаться ослабить его с помощью воображения.

1. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез Ваши несчастья.

2. Ваше эмоциональное напряжение – это туго надутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните шар иголкой. Он лопнул. С ним вместе «лопнуло» и ваше напряжение, ваше отчаяние.

Ситуация, которая вызывает стресс Что делается неправильно Что следует делать

Нехватка времени Пытаюсь сделать несколько дел одновременно.

Все оставляю на последний момент.

Слишком много времени трачу на отдельные незначительные детали, не могу выбрать главное Распределять дела по степени их важности. Заранее рассчитывать время и силы.

Составлять план и четко ему следовать.

После завершения работы участники возвращаются в общий круг и рассказывают о результатах своей работы. Таблицы разрезаются, из последнего столбца группа формулирует рекомендации «Как не доводить дело до стресса». Рекомендации записываются на ватман и помещаются на доску или в середину круга.

Итак, если научиться анализировать свои ошибки. можно избежать их в будущем и сократить количество стрессовых ситуации.

Упражнение «Релаксация».

Участникам предлагается сесть поудобней, расслабиться, закрыть глаза. Далее произносятся формулы психомышечной тренировки, которые участники.

1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

2. Мои руки расслабляются и теплеют.

3. Мои руки полностью расслабленные … теплые…

4. Мои ноги расслабляются и теплеют…

5. Мои ноги полностью расслабленные… теплые…

6. Мое туловище расслабляется и теплеет…

7. Мое туловище полностью расслабленное и теплое…

8. Моя шея расслабляется и теплеет…

9. Моя шея полностью расслабленная… теплая…

10. Мое лицо расслабляется и теплеет.

11. Мое лицо полностью расслабленное… теплое…

12. Я чувствую приятный покой.

13. Я чувствую себя отдохнувшим, набравшимся сил.

Рефлексия.

Участники по кругу дают психологу обратную связь. Что нового они узнали на занятии. Что понравилось, что не понравилось и т. д. Впечатления от занятия.

Публикации по теме:

Полезное увлечение.Полезное увлечение. Где-то в 80-х годах прошлого века медики и психологи начали связывать многие недомогания со стрессом. Заговорили о том, что неконтролируемый.

Стресс в нашей жизни и методы борьбы с ним Мы постоянно стремимся к саморазвитию, отдаемся полностью работе, развиваем творческие способности, но, к сожалению забываем про свое внутреннее.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Занятие для педагогов. Тема: «Стресс. Можно ли с ним бороться?».
Опубликовано: 13 января 2013 в 23:11
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Экскурсия в Феодоровский городок (фотоочерк)
26 ноября мы с коллегами по курсам побывали на экскурсии в Феодоровском городке города Пушкина. Таня Рыжкова уже выкладывала пост об этой экскурсии. Наша...
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...