Занятие для подготовительной группы «Птицы в весеннем лесу»

Елена Маслова
Занятие для подготовительной группы «Птицы в весеннем лесу»

Цель: Дать представления о перелетных птицах и о «птичей» школе в весеннем лесу.

Программные задачи

1. Образовательная:

- уточнение и расширение представлений о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

- дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;

- формирование представлений о лесной школе, в которой птицы обучают своих птенцов птичьим премудростям;

2. Развивающая:

- развитие умений находить необходимую информацию на страницах экологического альбома, выбирать картинки и размещать их в соответствующем порядке;

- учить строить высказывания типа рассуждений;

- развитие умения строить причинно-следственные связи, понимать образный смысл загадок, воображения, мышления, обогащение словаря.

3. Воспитательная:

- воспитание уважительного отношения к маленьким соседям по планете;

- закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые в свою очередь, играют определенную роль в эволюции планеты.

Материал к занятию:

•кроссворд с ключевым словом «Птицы», написанный на доске.

•картинки с изображением перелетных птиц, насекомых,

•дидактический материал с заданием «Правила поведения в лесу»,

•«Найди птицу и нарисуй по точкам», «Что сначала, что потом», «Чей домик», «Пищевая цепочка»,

•мольберт,

•фломастеры, карандаши,

•клей/

Предварительная работа

•Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

•Чтение рассказов Г. Скребицкого «Четыре художника», В. Бианки «Грачи весну открыли», К. Д. Ушинского «Ласточка», Е. Шикова «Как скворец учился петь», пословицы о птицах.

•Беседы о птицах, животных, насекомых, цветах.

•Дидактические игры: «Зимующая или перелетная?»,

«Назови птицу «Чей дом?», «Хорошо-плохо?»

Ход занятия

I. Детям предлагается кроссворд с загадками (номер загадок соответствует номеру строки кроссворда, в котором нужно вписать ответ).

Занятие для подготовительной группы «Птицы в весеннем лесу»

1. У меня ходули - не страшит болото.

Лягушат найду ли – вот моя забота. (Цапля)

2. Чёрен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце. (Ласточка)

3. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает:Тень,тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

4. На шесте дворец, во дворце – певец. (Скворец)

5. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

После разгадывания кроссворда дети читают ключевое слово «ПТИЦА», определяют тему занятия.

Дидактическое упражнение Назовите, чем птицы отличаются от животных».

(ответы детей:

Тело птиц покрыто перьями, а у животных их нет. У птиц два крыла, а у животных их нет. У птиц две ноги, а у животных четыре лапы, У птиц есть клюв, а у животных его нет)

-Для чего птицам клюв, перья, крылья (ответы детей).

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать.

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Восп. : Сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни.

Вы, ребята, заметили, что на улице появились птицы, которых не было зимой

- Откуда же прилетело столько птиц? (ответы детей)

- Почему птицы улетали осенью, а сейчас вернулись обратно?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом.

(ответы детей и обобщение воспитателя)

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды-великолепные охотники за кузнечиками и саранчой.

Но осенью (мы с вами хорошо это знаем) насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.

-Как называют птиц, которые улетают осенью, а весной возвращаюся обратно? (перелетные)

Дидактическая игра: «Хорошо-плохо».

-Какие чудеса происходят весной? (снег тает, появляются проталинки, первые цветы, пробивается зеленая травка, светит и греет солнце).

- Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

Пальчиковая игра «Прилетели к нам с утра…»

Дидактическое. упражнение: «Обрисуй по точкам и назови».

(на конверте силуэт птиц из точек - ласточка, трясогуска, утка, а внутри конверта картинки птиц)

Работа в альбоме «Окружающий мир» на лесной страничке.

Какие птицы прилетели на лесную полянку, назовите их.

-Как вы догадались, что это л а с т о ч к а? (ответы-описания детей)

-По каким признакам догадались, что это с к в о р е ц, з я б л и к?

-Назовите насекомых, которых узнали на страницах альбома.

Воспитатель предлагает наклеить картинки с изображение перелетных птиц и насекомых.

Физминутка «Перелетные-зимующие птицы». (в кругу)

Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Как много птиц вы назвали. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями.

Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях? (ответы детей).

-Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость, тревогу, волнение, страх)

- Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница).

Звучит аудизапись «Голоса птиц в лесу».

- Назовите чьи голоса вы узнали. (Ответы детей).

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое)

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

Воспитатель предлагает детям определить «Чьё гнездо?» по серии картинок.

- Где и из чего строят гнезда птицы? (ответы детей).

Рассказ воспитателя. Грачи, вороны сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд. Рассказ воспитателя о гнезде зяблика, иволги, соловья.

Дидактическая игра: «Что сначала, что потом?»

Рассказ воспитателя о яйцах и о птенчиках, и об их родителях.

«Лесная школа».

А вы знаете, ребята, что птицы тоже учатся. Только школа у них своя, лесная. Птицы «знают», как строить гнезда, а учиться будут совсем другому: летать, отличать съедобных насекомых от несъедобных, петь песни.

Лес без песен не бывает,

Всюду птицы распевают,

Сойки, иволги, дрозды

Могут петь на все лады.

Певчих птиц не перечесть.

Но одна такая есть –

Не сверкает опереньем,

Неприметная на вид,

А чудесным звонким пеньем

Всех на свете удивит.

Можно слушать без конца

Знаменитого певца. (Соловей)

Молодые соловьи учатся петь у старых соловьев, и у других птиц. Собственная, неповторимая песня соловья – чок-чок. Все остальные трели соловьи заимствуют.

Воспитатель предлагает вспомнить знакомые пословицы о птицах. (ответы детей)

-Мы с вами много говорили о птицах, а давайте теперь подумаем, что произойдет, если птицы вдруг не вернуться к нам весной?

(Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля и огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов, Мы никогда не услышим их чудных песен. В природе все зависят друг от друга.)

Воспитатель предлагает выложить пищевую цепочку стрелочкой на приготовленных карточках.

Много интересного мы узнали о жизни птиц. Что нового вы узнали?

Итог занятия подводят дети.

Публикации по теме:

Конспект обобщающего занятия по экологии в старшей группе «Птицы — перелетные и зимующие» Конспект обобщающего занятия по экологии «Птицы – перелетные и зимующие» Программное содержание: 1. Продолжает закреплять и систематизировать.

Занятие для подготовительной группы «Чудеса в весеннем лесу»Занятие для подготовительной группы «Чудеса в весеннем лесу» Цель: Дать представления о чудесах в весеннем лесу. Программные задачи: 1. Образовательная: расширение представлений о весенних изменениях.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Зима
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Занятие для подготовительной группы «Птицы в весеннем лесу»
Опубликовано: 14 января 2012 в 22:22
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...