Лучший педагог года

Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа

Ирина Ивановна Литвинова
Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа

Занятие в подготовительной группе ДОУ.

Конспект

Цель. Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.  

Задачи.

Обучающие:

• расширять представления детей о том, как жили люди на Руси;

• закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, посуда и т. д.);

Публикация «Занятие „Как на Руси люди жили“, Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа» размещена в разделах

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

развивать художественно-творческие способности детей.

• развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно;

• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

• воспитывать любовь к Родине;

• развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору;

• уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Предварительная работа : рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов.  

Оборудование и материалы: Презентация,иллюстрации русской деревни, старинной одежды, изделий народного искусства, посуды. Посуда, расписанная разными видами росписи, грамзаписи народной музыки, гофрированный картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход занятия:

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Их встречает воспитатель, который держит на руках Петушка.

Воспитатель.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь!

Посмотрите-ка, кто к нам сегодня пришёл.

Дети. Петух.

Воспитатель.

Порслушайте, как наш Петушок поё т:

Рано – рано поутру

Петушок: «Ку-ка-ре-ку.

Приди – приди солнышко,

Под моё окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее».

Воспитатель (рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями).

Ребята, а где петух будит людей?

Дети. В деревне.

Воспитатель. Давайте мы на некоторое время вернёмся в прошлое и познакомимся с бытом русской деревни.

Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. (Дети рассматривают). Что вы на них увидели?

Дети. Дома, улица, люди.

Воспитатель. А из чего строили дома в деревне?

Дети. Из брёвен.

Воспитатель.  Правильно. Поэтому дома и назывались бревенчатыми. А строили их в лесистых местах, по берегам рек и озёр. Существует такая народная поговорка : «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Если лес рядом, то легко добывать пищу.

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.

А жили так : селились рядом родственники и просто соседи. Избы строили большие и просторные. А чтобы обезопасить свою деревню, уберечь от врагов, строили её на холме, чтобы вокруг было всё видно, рыли вокруг ров, заполняли его водой. Строили избы, так! 

Было на Руси правило : шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. «Рубить избу» - означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.

Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. На боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными узорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо – это как бы «распахнутые руки дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Тёплыми летними вечерами люди собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

Окна – «глаза» дома. Их украшали резными наличниками и ставнями. Посмотрите, стоит перед нами русская изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, как талантливо всё придумано и сделано.

С. Есенин, восхищаясь красотой русской избы писал :

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что люди делали, чтобы прокормить семью?

Дети. Разводили домашних животных.  

Воспитатель.  Правильно, они разводили скот, птиц: коров, овец, свиней, гусей, кур. Из кожи этих животных люди шили себе одежду, их шерсти пряли пряжу и вязали тёплые вещи. А из лыка плели лапти. Лыко – это кора липы, нарезанная на тонкие полоски.

Ребята, а из чего ели и пили люди? Из чего делали посуду? Не знаете?

Что ж, я вам расскажу. Почти всё в избе делалось своими руками. Всю посуду делали из дерева и глины. Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши, плели лапти и туеса, корзины. Главной кухонной посудой был горшок, который из глины делали мастера, называемые гончарами. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью.

Предлагаю и вам рассмотреть посуду на нашей выставке, украшенную разными видами росписи.  

Жили в этих избах большие семьи, до 12 -13 человек. Жили все дружно, с бабушками, дедушками. Давайте мы с вами немного отдохнём и проведём физкультминутку, которая называется «Семья могучая»

Физкультминутка

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.

Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.

И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.

Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.

Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.

А ещё в деревенских семьях было много детей. Конечно, таких игрушек, как у вас, у них не было. Родители делали игрушки своими руками. Как вы думаете, из чего? (Из дерева, из соломы, глины, тряпочек). Правильно. И в зависимости от того, из чего сделаны были эти игрушки и из какой местности, эти игрушки назывались Богородскими, Дымковскими, Филимоновскими.  

А ещё, ребята, люди в деревнях любили играть и водить хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод. (Проводится игра).

Воспитатель.  А сейчас мы станем мастерами и построим свою деревню из картона и бумаги. (Дети изготавливают объёмные домики из гофрированного картона, украшают их узорами из цветной бумаги. Готовые дома расставляют на столе – получается деревня).

Воспитатель.  В старину в каждой избе обязательно пекли хлеб, пироги и приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и в нашей деревне пусть будет всегда покой, уют и сладкие пироги.

Приглашаю вас всех на чаепитие с пирогами.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Досуговая деятельность по приобщению дошкольников 4–5 лет к культуре русского народа «В гостях у бабушки Матрены» Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации о народных традициях. Задачи: Образовательные: - формировать.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Организация непосредственно-образовательной деятельности детей в средней группе «Как люди жили на Руси» .

Конспект НОД «Как люди на Руси жили» Конспект НОД. Тема: Как люди на Руси жили. Задачи: Образовательные: Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного.

Конспект НОД «Как жили люди на Руси» НОД «Как жили люди на Руси». Формирование толерантного отношения дошкольников к культуре народов России. Цель: Воспитывать интерес и.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как жили на Руси» Ход занятия: Мы с вами уже не раз беседовали о нашем народе, о том, как жили на Руси, в каких домах жили, что было в доме, как и с помощью.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как жили первые люди» (первобытные люди) Цель: Дать детям знания о том, как жили первые люди на Земле, где они жили, чем питались, как добывали огонь, пищу, какую носили одежду,.

Кукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народаКукла в национальном костюме. Приобщение старших дошкольников к культуре и быту русского народа В подготовительной группе дошкольникам в рамках занятий рисованием предлагается такая интересная, хотя и сложная тема, как изображение.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Как на Руси люди жили». Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа
Опубликовано: 22 января 2018 в 11:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД